ЛФК при ДЦП: виды упражнений, пошаговая инструкция их выполнения, расписание программы тренировок, расчет нагрузок для людей с ДЦП и необходимое спортивное оборудование. Упражнения лфк при дцп Упражнения для нижних конечностей

ДЦП - это одна из самых тяжелых форм двигательных церебральных (мозговых) нарушений у детей, возникающая по разным причинам (их насчитывают до 400, а значит, настоящая причина неизвестна) во время беременности и в родах. ДЦП - это, в первую очередь, нарушенный мышечный тонус и неправильная координация движений, и это инвалидность. И, к сожалению, заболевание это становится все более распространенным. Встречается у детей от 3 месяцев и до 3 лет (нелеченные дети с этой патологией дольше 3 лет живут очень редко). Однако если заболевание выявлено своевременно и лечение начато без промедления, то у ребенка появляется возможность социальной адаптации в будущем (иметь работу и семью). Хорошая новость состоит в том, что ДЦП не прогрессирует, а по мере роста ребенка симптомы болезни могут уменьшаться.

Лечение ДЦП комплексное, многолетнее и направлено на обучение движению, восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым (подвижническим!) трудом родителей. По статистике, значительное улучшение отмечается у 25% больных, а некоторое смягчение дефектов - у 50%, 25% детей не имеют никакой положительной динамики.

Сложность лечения состоит в том, что лекарственные препараты могут ускорять процесс «созревания» нервных волокон, нормализовать мышечный тонус, но никак не влияют на мышечные и суставные контрактуры, не позволяющие приобретать ребенку опыт нормальных поз и движений. Ежедневная лечебная физкультура и массаж способны помочь малышу развиваться нормально. В любом случае примирение с инвалидностью не является решением этой проблемы. Начало занятий лечебной физкультурой в любом возрасте дает положительные изменения: улучшается эмоциональное состояние ребенка, уменьшаются (или исчезают) мышечные контрактуры.

В какой форме протекает заболевание, должен определить детский невропатолог. Классификаций существует несколько, и родители могут с ними ознакомиться. По Л. О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А. Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К. А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции - неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой . У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

а) синдрома нарушения мозгового кровообращения - имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

б) синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) - родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

в) судорожного синдрома - судороги бывают по нескольку раз в день;

г) синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов - хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

д) диэнцефального синдрома - отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

а) ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) - начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период - длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, - начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5 ч в день, в 3-7 лет - до 6 ч.

Задача родителей и детского врача - как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своём пути РЕЗКО изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

В этом же возрасте у ребенка можно заметить запрокидывание головки, напряжение в области затылка. При поддержки под мышки он опирается не на полную стопу, а на кончики пальцев («на цыпочки»).

У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность существования повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

Если же движения совершаются, но при этом ребенок вялый, «распластанный», ладошка разогнута, кисть свисает, а ножки находятся в позе «лягушки», то можно заподозрить вялый парез конечностей.

Как еще можно заподозрить неладное? Если на протяжении 1-3 месяцев у малыша преобладают отрицательные эмоции (частый плач), отсутствует «гуление», то следует обратить на это внимание педиатра.

Запомните: гипертонус мышц верхних конечностей исчезает к 2,5 месяцам, на нижних - к 4 месяцам. Отличить норму от патологии может только врач.

Пробы, которые должен делать только врач, но о которых полезно знать родителям.

В положении на спине:

1) врач располагает свою руку под головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку;

2) врач берет малыша за кисти и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть. При ДЦП голова отбрасывается назад;

3) руки ребенка поднимают вверх параллельно голове (отводят в стороны, перекрещивают). При ДЦП ребенок сопротивляется этим движениям;

4) врач разгибает ножки ребенка, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу. При ДЦП определяется сопротивление этому движению.

В положении на животе:

1) врач захватывает кисть ребенка и пытается расположить руки по обе стороны головы (выводит руки из-под грудной клетки). При ДЦП ощущается сопротивление;

2) врач кладет руку под подбородок малыша и пытается поднять ему голову. При ДЦП подбородок давит на руку врача. В норме к 5 месяцам малыш самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.

Позвоночник взрослого человека напоминает пружину, имеющую несколько изгибов (лордозов) - шейный и поясничный. Именно они и позволяют сохранять вертикальное положение тела. Новорожденный этих изгибов не имеет, т. е. его позвоночник практически прямой. Шейный изгиб (лордоз) появляется в 2,5 месяца, что и позволяет ребенку удерживать голову в вертикальном положении. При спастической форме ДЦП шея как бы вставлена в плечи- «короткая шея», и при этом формирование шейного лордоза опаздывает.

Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого малыш и начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие (опору на ноги). Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов (одного или обоих), из-за чего походка сильно меняется: появляются колебательные движения при ходьбе (из стороны в сторону или вперед-назад).

При ДЦП (повышенный тонус мышц спины) новорожденный может держать голову из положения на животе раньше, чем в 2 месяца. Чтобы понять это, нужно положить ребенка на спинку и попытаться поднять его за руки (проба 2) -голова будет свисать.

Тесты для определения правильного поясничного лордоза

1. Исходное положение- лежа на спине. Подтянуть колено ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, это свидетельство того, что мышцы-сгибатели бедра укорочены.

2. Исходное положение - лежа на животе. Привести пятку ребенка к ягодице. При укорочении прямой мышцы бедра это сделать не удается.

Главными целями ЛФК при ДЦП являются:

  1. нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;
  2. обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата.

При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

Упражнения для нормализации повышенного мышечного тонуса

Упражнение 1. Предназначено для выявления и устранения асимметрии туловища, повышенного тонуса мышц спины, затылка (формирует шейный изгиб и выявляет нарушения в тазобедренных суставах).

Выполняется не ранее 2-месячного возраста (во время формирования шейного лордоза). Если есть указания на травму в шейном отделе позвоночника, то упражнение выполняется только после процедуры лечебного массажа.

Исходное положение ребенка - лежа на спине. Инструктор приводит ребенка в сгибательное положение («поза эмбриона»): руки скрещивают на груди, согнутые в коленях ножки приводят к животу и сгибают голову к груди.

Колени малыша должны быть согнуты и максимально приближены к голове по срединной линии тела (при дисплазии тазобедренных суставов и симптоме «короткой шеи» это сделать не удается, и ребенок выполняет легкий вариант упражнения). Несколько секунд удерживают ребенка в этом положении, производя покачивающие движения.

Поза в положении сгибания является естественной для здорового ребенка и не вызывает трудностей при ее выполнении. Если у ребенка имеется повышенный тонус (ригидность) мышц спины и затылка, то он будет плакать. Ни в коем случае не следует сгибать ребенка с применением большой силы!

При дисплазии тазобедренного сустава малыш «выскользнет» из рук инструктора, стараясь освободиться и сделать наклон в другом направлении.

Упражнение помогает уже через 14 дней 5-8 месячным детям с повышенным тонусом мышц шеи и спины, не умеющим держать голову, переворачиваться и садиться.

Упражнение 2. Предназначено для определения и устранения повышенного тонуса мышц бедер, формирования поясничного изгиба позвоночника. Оно покапано детям, которые при выполнении автоматической походки опираются не на всю ступню, а на пальчики. Выполняется не ранее чем в 6-месячном возрасте (в начале формирования поясничного лордоза) после консультации врача-ортопеда. Упражнение способствует внутреннему вращению бедра, а потому, прежде чем его выполнять, нужно убедиться, что у ребенка нет (если ость - устранить) дисплазии или подвывиха тазобедренного сустава.

Исходное положение - ребенок сидит между пяток на согнутых в коленях ногах, ступни находятся на ширине плеч, развернуты вверх. Инструктор наклоняет ребенка назад так, чтобы голова, плечи, спина касались поверхности стола.

Правая рука инструктора тянет вниз голову и плечи, а левая - фиксирует колени. Ребенок с нормальным мышечным тонусом легко и с удовольствием остается в этой позе.

При напряженных мышцах бедер ребенок постарается освободиться из положения, причиняющего неприятные ощущения, как можно скорее, и резко выпрямит ноги. В таком случае следует сделать разогревающий массаж нижних конечностей и повторить упражнение, стараясь преодолевать сопротивление мышц. Как только ребенок без сопротивления начнет выполнять упражнение, он сможет вставать на всю ступню (нормализуется тонус мышц бедер), а потом и садиться самостоятельно (упражнение формирует поясничный лордоз).

Упражнения для развития двигательных навыков

Упражнение 1. Исходное положение ребенка - сидя на пятках. Встать перед ребенком, положить его руки себе на плечи и, фиксируя его в области таза, стимулировать вставание на колени.

Упражнение 2. Исходное положение ребенка - стоя на коленях. Поддерживая ребенка под мышки, передвигать его из стороны в сторону, чтобы он научился самостоятельно переносить массу тела на одну ногу, другую ногу отрывал от опоры и разводил руки.

Упражнение 3. Исходное положение ребенка - сидя па корточках. Встать сзади ребенка, надавливая на колени. Продвигать туловище ребенка вперед, разгибая ого колени.

Упражнение 4. Исходное положение ребенка - сидя па стуле. Встать лицом к ребенку, своими ногами фиксировать его ноги к полу, взять за руки. Потягивать за руки вперед и вверх, побуждая самостоятельно встать.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка - стоя, одна нога впереди другой. Попеременно толкать ребенка то в область спины, то в область груди так, чтобы научить его сохранять равновесие.

Упражнение 6. Исходное положение ребенка - стоя. Взять ребенка за руку, тянуть и толкать в разных направлениях, побуждая сделать шаг.

Упражнение 7. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Надавливать стопами на твердую опору (упражнение улучшает опороспособность).

Упражнения для суставов

Упражнение 1. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Одну ногу ребенка удерживать в положении разгибания, другую постепенно сгибать в тазобедренном и коленном суставах. Бедро, по возможности, привести к животу, после чего медленно произвести его отведение.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на боку. Медленно отводить бедро при согнутом колене.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе на краю стола так, чтобы ноги свешивались вниз. Постепенно разгибать конечности.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. Согнуть колено, затем максимально разогнуть его.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка - лежа на животе, под грудь подложен валик. Приподнять ребенка за вытянутые руки, легкими рывками производя пружинящие разгибательные движения верхней части туловища.

Упражнение 6 . Исходное положение ребенка - лежа на спине. Сгибать руку ребенка так, чтобы его лицо было повернуто в сторону сгибаемой руки. После этого провести сгибание руки при положении головы в противоположную сторону.

Упражнения для мышц живота

Упражнение 1. Исходное положение - ребенок сидит на коленях у матери. Прижать спинку ребенка к своей груди и провести наклон вместе с ним (для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно). Фиксировать ножки и таз малыша, чтобы подъем он осуществил самостоятельно. Если подъем вызывает затруднения, то мать должна помочь ему подняться.

Упражнение 2. Исходное положение ребенка - лежа на спине, руки прижаты к туловищу.

При помощи махового движения ноги он должен сделать попытку повернуться со спины на живот и обратно без помощи рук.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине. Делать вдохи и выдохи со втягиванием живота на выдохе.

Упражнения на растяжку

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на полу. Ноги вытянуть вперед так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Вытянуть руки перед собой (параллельно опоре), сделать вдох. На выдохе согнуть тело вперед так, чтобы ладони коснулись пальцев ног. Наклонять туловище все больше и больше до тех пор, пока лоб не коснется ног.

Упражнение устраняет ригидность мышц спины, делая позвоночник гибким, улучшая кровообращение и функцию спинно-мозговых нервов.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, руки вдоль туловища. Опираясь на ладони, медленно поднимать грудную клетку вверх (тело от талии до ступней должно соприкасаться с опорой). Голова при этом запрокинута назад, ноги и ступни вместе. медленное и глубокое.

На протяжении всего позвоночника повышается тонус мышц, связок, улучшается функция нервных стволов и кровеносных сосудов.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе. Поднять прямые ноги над головой, колени не сгибать, руки лежат на полу. Постараться коснуться кончиками пальцев пола над головой. Медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение полезно не только для позвоночника, спинного мозга, всех спинно-мозговых нервов, но также и для мышц рук, и ног.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя на полу. Согнуть правую ногу так, чтобы пяткой коснуться противоположного бедра. Левую стопу расположить на полу с правой стороны правого колена, перевести правую руку вокруг левого колена и удерживать ею стопу левой ноги. Левую руку завести за спину к правой стороне талии как можно дальше, повернуть голову влево и наклонить так, чтобы подбородком коснуться левого плеча, при этом правое колено не должно отрываться от пола.

Упражнение корректирует дефекты спины на всем ее протяжении. Малыши могут выполнять упражнение с помощью взрослых, которые помогают удерживать им принятую позу.

Лечение положением

В начальной стадии ДЦП лечение положением (укладкой) проводят после расслабляющего массажа и расслабляющих упражнений.

Для того чтобы придать телу физиологически правильное (симметричное) положение, используют специальные валики с песком, шинки с мягкой внутренней прокладкой. В таких укладках ребенок может находиться в течение 2 ч, затем следует отдых 1-2 ч, и шинки накладывают снова.

В старшем возрасте используют положение с максимальным сближением точек прикрепления мышц.

Поза лежа на спине: под голову подложить валик (подушку), чтобы голова была практически опущена на грудь. Руки согнуть в локтях или скрестить на груди. Следует согнуть тазобедренные и коленные суставы (под колени подложить, валик), угол сгибания подбирается индивидуально. Стопы поставить на опору, бедра свободно развести.

Поза позволяет тормозить гиперкинезы и снижает влияние шейно-тонического асимметричного рефлекса.

Упражнения для расслабления мышц верхней конечности

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова расположена строго по средней линии, рука и нога на одной стороне фиксированы мешочками с песком. Свободная рука согнута в локте, предплечье фиксирует инструктор (мать). Инструктор (мать) удерживает руку ребенка до ослабления повышенного тонуса (гипертонуса) мышц, после чего производит потряхивание кисти, ребенка в чередовании с пассивными движениями в лучезапястном суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

При помощи точечного массажа, проводимого параллельно, можно стимулировать активные сгибания и разгибания кисти.

В заключение упражнения производятся потряхивание и укладка предплечья и кисти в среднее положение с фиксацией шинками или валиками с песком.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, голова в срединном положении, руки отведены в стороны, предплечья спущены с кушетки, под туловище подложена подушка, ноги и таз зафиксированы. Инструктор (мать) удерживает плечо ребенка до исчезновения (ослабления) непроизвольных движений, затем раскачивает и потряхивает предплечье, проводит пассивные сгибания и разгибания в локтевом суставе. Стимулирует массажными приемами активные движения в локтевом суставе ребенка, снова раскачивает предплечье и в заключение фиксирует руку в срединном положении.

Упражнения для нижних конечностей

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении, руки фиксированы, ноги согнуть так, чтобы они касались живота. Инструктор (мать), удерживая голени в верхней трети передней поверхности, производит отведения в тазобедренных суставах. Затем, фиксируя одну ногу, проводит круговые движения с разгибанием ноги (для каждой ноги).

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе. Инструктор (мать) одной рукой фиксирует таз ребенка, другой - поддерживает ногу за нижнюю треть бедра. Таз фиксируется с помощью мешочков с песком. Инструктор (мать) одной рукой поддерживает ногу за нижнюю треть бедра, другой рукой проводит стимулирующий массаж для сокращения большой ягодичной мышцы. По окончании упражнения нога ребенка должна «упасть» на мягкую опору.

Следующим этапом инструктор производит пассивные разгибания в тазобедренном суставе, после чего ребенок удерживает ногу самостоятельно на определенный счет. Затем осуществляется свободное падение ноги на мягкую опору.

Упражнения для мышц туловища и шеи

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, голова в срединном положении. Инструктор (мать), придерживая туловище ребенка с двух сторон, проводит легкое покачивание тела с бока на бок, обращая внимание на то, чтобы ребенок не оказывал сопротивления. Затем инструктор (мать), удерживая голову ребенка, свободно покачивает ее, чередуя покачивания с поворотами головы (без сопротивления).

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на правом (левом) боку, правая (левая) рука находится под головой, левая (правая) - вдоль туловища. Инструктор (мать) мягко толкает ребенка, чтобы он упал на спину или живот. Ребенок должен удерживать исходное положение при толчках, расслабляя мышцы и падая только по сигналу инструктора.

Упражнение 3. Исходное положение - сидя в кресле, руки на подлокотниках, голова опущена на грудь. Инструктор (мать) проводит пассивные наклоны, повороты головы, сгибание-разгибание (без сопротивления со стороны ребенка). Ребенок должен фиксировать голову при проведении пассивных движений, затем активно расслаблять мышцы так, чтобы голова «падала» на грудь.

Упражнения для коррекции дыхания

Исходное положение при выполнении любого упражнения - лежа на спине, с постепенным переходом к положению сидя и стоя.

Упражнение 1. Ребенку надо показать, как делать глубокий вдох и глубокий выдох через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на тонкую бумагу (перышко, флажок), свою ладонь. Можно надувать игрушки и пускать мыльные пузыри.

Упражнение 2. Для улучшения дыхательных функций надо научить ребенка на выдохе произносить с разной громкостью, свистеть в свисток, играть на губной гармошке, петь.

Упражнение 3. Проводить вдох на счет «раз, два, три», при этом поднимая руки вверх, и выдох на счет «четыре, пять, шесть», опуская руки вниз. Делать выдох в воду, опуская голову в ванну с .

Мимические упражнения

Проблема распознавания (идентификации) чувств является актуальной не только для детей с ДЦП. Иначе говоря, это совсем даже и не «детская» проблема - не всякий взрослый может ответить на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Не говоря уж о том, что умение отреагировать на те или иные отрицательные эмоции в безопасной для себя и окружающих форме является залогом не только душевного спокойствия, но и физического здоровья.

Научить ребенка проводить имитацию различных эмоциональных состояний с тем, чтобы различать их в последствии в обыденной жизни, и при помощи мимических мышц осуществлять разрядку этих эмоций - задача психогимнастики.

Выражение эмоций

Интерес, внимание: показать ребенку, как принюхивается собака, как подслушивает лисичка, как командир изучает карту. Попросить его повторить этюды.

Удивление: сделать круглые глаза.

Радость, удовольствие: попросить ребенка показать, как ведет себя котенок, когда его гладят; попросить улыбнуться; представить, что прилетел Карлсон (пришел Дед Мороз) и принес вкусные конфеты (игрушки).

Страдание: показать ребенку, как болит живот; как плачет грудной ребенок; как бывает холодно на морозе. Попросить его повторить этюды.

Отвращение: попросить ребенка представить себе, что он пьет соленую газированную воду.

Гнев: попросить ребенка показать, как сердится бабушка (мама, папа, дедушка).

Страх: попросить ребенка представить, как лисенок потерял свой дом.

Вина и стыд: попросить ребенка вспомнить, как он потерял любимую мамину (бабушкину, дедушкину, папину) вещь; попросить прощения.

ЛФК при врожденном вывихе бедра

У детей вывих тазобедренного сустава бывает приобретенным (во время родов) и врожденным (из-за неправильного развития тазобедренного сустава, что называется дисплазией).

Врожденный вывих бедра в настоящее время является самым частым пороком развития и встречается как минимум у 2 новорожденных из 1000, при этом у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков. Кроме того, отмечено, что у девочек преимущественно поражается левый тазобедренный сустав.

Итак, основной причиной врожденного вывиха тазобедренного сустава является его дисплазия (недоразвитие), которая может возникать по нескольким причинам. Во-первых, есть анатомические предрасполагающие факторы: капсула сустава бывает тонкой, а связки, укрепляющие сустав, недостаточно развиты. Во-вторых, суставная впадина (она имеет свое собственное имя - вертлужная впадина) сразу после рождения неглубокая. В-третьих, головка бедренной кости новорожденного состоит не из кости, а хряща, бывает меньших, чем в норме, размеров и с короткой шейкой. А потому на 2/3 своей поверхности может находиться вне вертлужной впадины.

При неблагоприятных условиях (в том числе плохом уходе за новорожденным) тазобедренный сустав становится неустойчивым, а головка бедра при этом смещается кверху и кзади.

Вывих бедра легко выявить и вылечить только у новорожденного ребенка, а потому, чем раньше диагностируется эта патология, тем эффективнее будет лечение. Обычно при первом осмотре новорожденного педиатр проводит следующую пробу (симптом «соскальзывания», или «щелчка»): вытягивает вместе ножки ребенка, лежащего на спине, сгибает их в коленях, прижимает к животику, а затем разводит в стороны. При вывихе бедра слышен характерный щелчок. Следует помнить, что выраженность симптома «щелчка» уменьшается уже на 3-7-й день жизни, а вместо него движения в суставе ограничиваются.

Другими признаками вывиха бедра являются:

1) несимметричные кожные складки в области ягодиц (в положении на животе) и на внутренней поверхности бедер (спереди и сзади);

2) симптом «ограничения отведения» - затрудненное пассивное отведение ног, согнутых под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах (трудно развести ножки при положении ребенка на спине);

3) симптом «вправления и вывихивания»;

4) атрофия (недоразвитие) ягодичных мышц;

5) может быть чрезмерная амплитуда движений в суставе (гипермобильность);

6) наружная ротация бедра на стороне вывиха. Если до 1 года врожденный вывих бедра не лечился (или лечение было неэффективным), то малыш не сможет вовремя начать ходить. К 3 годам у такого ребенка отчетливо определяются укорочение одной конечности и плавно переваливающаяся походка («утиная»), помочь ему в этом возрасте может только операция.

Лечение врожденного вывиха бедра начинают уже в родильном доме (сразу после выявления заболевания): до 3 месяцев показано широкое пеленание ребенка, при котором бедра не смыкаются, а остаются разведенными в стороны. Для этого между бедрами, согнутыми в суставах и отведенными, кладут пеленку, сложенную вчетверо. Кстати, такое пеленание является не только методом лечения, но и профилактики вывиха бедра. Недаром, например, в Африке, ребенка с рождения носят привязанным к спине, при этом его ножки всегда оказываются разведенными в стороны!

В 2-3 месяца ребенку с подозрением на врожденный вывих бедра необходимо сделать рентгенографию тазобедренных суставов. После консультации врача-ортопеда диагноз либо подтверждается, либо снимается.

При лечении вывиха следует придерживаться следующих правил (лечение положением):

1) при положении ребенка на животе следить, чтобы стопы находились вне матраца, иначе усиливается спазм приводящих мышц бедра;

2) как только ребенок начинает сидеть (с 6 месяцев), его следует усаживать на колени с разведенными ножками, лицом к себе, придерживая обеими руками за спинку;

3) когда ребенка держат на руках стоя, его ножки должны охватывать туловище взрослого.

Для ортопедического лечения применяют специальные приспособления: до 3 месяцев стремена Павлика, после 3 месяцев - шины ЦИТО, Виленского, с 6 месяцев - шины Волкова, Полонского. ЛФК при врожденном вывихе бедра проводится по назначению врача-ортопеда. Все консервативные методы лечения направлены на постепенное и щадящее восстановление формы сустава. Достигается это длительной фиксацией в позе, которая является лечебной (корректирующей). ЛФК при дисплазии тазобедренного сустава не только помогает формировать сустав, но и является единственным средством развития двигательных навыков ребенка.

Лечебные упражнения помогают устранять тугоподвижность (контрактуру) мышц бедра (приводящих мышц), укрепляют мышцы, которые приводят сустав в движение, а также исправляют положение суставов (вальгусное), которое развивается после применения ортопедических шин.

ЛФК для детей первого года жизни проводится 3-5 раз в день по 5-10 мин совместно с массажем.

Лечебные упражнения для детей первых 6 месяцев жизни

При врожденном вывихе бедра особенно «страдают» мышцы, окружающие тазобедренный сустав. Ученые доказали, что электровозбудимость этих мускулов снижена. Особенно это касается приводящих мышц, сгибателей бедра, ягодичных мышц, в которых образуются контрактуры. Для лечения нужны систематические упражнения на растяжение, массаж и тепловые процедуры.

Упражнение 1. Тракция по продольной оси конечности. Исходное положение - лежа на животе. Одной рукой инструктор (мать) фиксирует плечи ребенка, другой - тянет ногу на себя (может быть щелчок). Процедуру повторяют 1 раз в 3-4 дня.

Упражнение 2. Отведение прямых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине. Придерживая голени ребенка в нижней трети, развести прямые ножки в стороны. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. Круговые движения ногами. Исходное положение - лежа на спине.

Согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, придерживая ножки за голени. Сделать 5-

Упражнение 4. Отведение согнутых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине.

Согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягко развести бедра в стороны. Бедро ребенка обхватить ладонью так, чтобы большой палец лежал на внутренней поверхности бедра, на 2-3 см ниже паховой складки (7-я точка). Подушечками II и III пальца коснуться кожи в месте проекции тазобедренного сустава, чтобы почувствовать углубление.

В этом месте (проекция входа головки бедра в вертлужную впадину) провести мягкое надавливание. Расслабление приводящей мышцы провести точечным вибрационным массажем области 7-й точки и легким потряхиванием бедра.

Упражнение 5. Опускание прямых ног в стороны. Исходное положение - лежа на спине.

Выпрямленные ножки ребенка согнуть в тазобедренных суставах и сделать несколько отведений в стороны.

Упражнение 6. Попеременное сгибание ног в разведенном положении. Исходное положение- лежа на спине. Согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, мягко развести бедра в стороны. Попеременно сгибать и выпрямлять ноги ребенка. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Ротация бедра внутрь. Исходное положение - лежа на спине. Левой рукой фиксировать левый тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью правой руки, охватывая колено, мягко вращать бедро внутрь, одновременно надавливая на колено и отводя голень кнаружи. Повторить 4-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 8 . Сгибание ног. Исходное положение - лежа на животе. Положить ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, правой рукой, захватив голень, согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 4-6 раз для каждой ноги.

Лечебные упражнения для детей второго полугодия жизни (при снятой шине)

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине, прямые ноги отведены в стороны. Стимулировать подъем ребенка до положения, сидя при горизонтальном положении отведенных ног. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - сидя, ноги отведены в стороны. Оставить малыша в таком положении на 2-3 минуты, потом ребенок пусть самостоятельно ложится на спину. Повторить 4-5 раз.

Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, следует модифицировать (изменить) детский стульчик для того, чтобы малыш мог сидеть в нем с широко разведенными бедрами. Для этого к переднему краю сиденья прикрепляется вставка размером 12-15 см. В детских ходунках устанавливается подушка-распорка напротив промежности ребенка размерами 15x10x3 см. Рекомендуются игрушки: конь (сиденье с широко разведенными бедрами), трехколесный велосипед с широким седлом (без педалей).

Примерный комплекс специальных упражнений для дошкольников с врожденным вывихом бедра

Для детей 5-6 лет для закрепления результатов консервативного лечения (или для долечивания) ЛФК проводится 3 раза в неделю по 20 минут.

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле. Попеременное сгибать и разгибать стопы. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение - стоя с опорой на перекладину. Отводить и приводить прямую ногу без опоры о пол, носок тянуть на себя при вертикальном положении стопы. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

Упражнение 4. Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, потянуться за руками, опустить руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 5. На высоте 0,5 м подвесить мяч. Отбивать мяч по 4-6 раз каждой ногой.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле, ноги Согнуты, стопы на полу. Плавно развести бедра в стороны и так же медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - лежа на животе. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на животе. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - стоя на четвереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на высоте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов лечения проводят артротомию с артропластикой. В период перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеукрепляющие и тонизирующие упражнения, тренируется навык произвольного расслабления мышц (что необходимо для скелетного вытяжения при высоком стоянии головки бедра).

На второй день после операции назначается лечебная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, увеличения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсовую повязку снимают через 1 месяц после операции.

Примерный комплекс специальных упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа на животе, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение - лежа на животе, на ноге (на стороне оперированного сустава), и области средней трети голени закрепить отягощение (мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отягощением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение - лежа на здоровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сторону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

– патологическое состояние, которое связано со слабостью некоторых мышц. Основная причина этого – нарушение связей мышечных волокон и нервной системы. Причём парез – это не самостоятельная болезнь, а последствие какой-либо патологии, например, инсульта, поражения спинного мозга или травмы.

Поэтому следует понимать, что лечение пареза никогда не должно проводиться отдельно от лечения того заболевания, которое стало причиной этого состояния. Наравне с ЛФК, при парезе нижних конечностях врачом назначается приём медикаментов, массаж и физиопроцедуры.

Основные упражнения

Выполняемые упражнения будут зависеть от того, какие именно мышцы оказались повреждены. Однако есть ряду универсальных упражнений, которые могут выполнять все пациенты с этим диагнозом.

  1. Лёжа на спине. Поднять правую ногу и вдохнуть, опустить правую ногу и выдохнуть. Те же движения проделать другой ногой.
  2. Также на спине. Согнуть одну ногу в колене и притянуть её как можно сильнее в груди. Оставаться в этом положении некоторое время, затем вытянуть ногу. Повторить также другой ногой.
  3. Лёжа на спине. Чертить в воздухе круги сначала одной ногой, потом второй.
  4. Поднимание и опускание ног с помощью блока. Важно следить за дыханием. При поднятии ног делать вдох, а при возвращении в исходное положение – выдох.
  5. На спине. Поворот тела в правую или левую сторону с закидыванием противоположной повороту ноги в бок.
  6. Имитировать плавание – делать движения ногами как в воде при плавании брассом.
  7. Лёжа на спине. Поднять ногу и начертить носком ноги в воздухе круг. После этого повторить другой ногой.
  8. Лёжа на спине сгибать и разгибать пальцы ног. При этом надо стараться соблюдать последовательность, то есть сначала согнуть пятый палец, потом четвёртый, далее третий, второй и первый. При разгибании пальцы на ногах желательно растопыривать.
  9. Лёжа на спине. Тянуть стопы ног на себя. Можно делать по очереди, а можно одновременно двумя ногами.
  10. Поворачивать стопы влево и вправо. Можно выполнять как лёжа, так и сидя.
  11. Сгибать и разгибать ноги в колене.
  12. Лёжа на спине. Стопу правой ноги тянуть на себя, стопу левой ноги – от себя.

Все упражнения делать очень медленно, при плохом самочувствии лучше отменить все занятия. Для выполнения пассивных движений нужно использовать дополнительные приспособления. Также для этого может потребоваться помощь инструктора. Общая длительность занятий не должна быть более 15 – 20 минут, у ослабленных пациентов и лежачих – не более 10 минут. Каждое упражнения надо повторять по 3 – 4 раза. При этом пациент не должен испытывать усталости, одышки, либо других признаков, которые могут негативно сказаться на его здоровье.

Когда выполнять

Особенность ЛФК в том, что выполнять упражнения можно практически в любое время суток. Это может быть утренняя гимнастика, которая оказывает немалое положительное воздействие на организм. Причём, если пациент не может встать с кровати, он может их выполнять лёжа.

Это может быть самостоятельное занятие, которое также проводится в домашних условиях.

Это могут быть занятия в специализированных центрах ЛФК, под контролем инструктора. В этом случае сначала будут проводиться дыхательные упражнения, затем основные, и заключительная часть, которая включает в себя упражнения на релаксацию.

Это может быть дозированная ходьба на свежем воздухе, или дозированные восхождения и спуски по специально проложенным маршрутам.

Противопоказания

Не всегда при парезах конечностей могут назначаться ЛФК. У этой процедуры, как и у многих других, связанных со здоровьем человека, есть свои противопоказания, о которых надо обязательно помнить.

Так, например, основными противопоказаниями следует считать отсутствие контакта с пациентом из-за тех или иных психических нарушений. Занятия нельзя проводить при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Также следует отложить на время упражнения и тогда, когда пациент жалуется на болевые ощущения.

К другим противопоказаниям можно отнести:

  1. или риск тромбоза.
  2. Эмболию или риск эмболии.
  3. Кровотечения или угроза его появления.
  4. Повышенная температура тела.
  5. Повышенное СОЭ.
  6. Повышенное артериальное давление, особенно опри цифрах 200 на 120 и выше.
  7. Все злокачественные новообразования.
  8. Метастазы.

Это значит, что прежде, чем начинать заниматься, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Комплексы упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Роль массажа в лечебной медицине

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  • классический,
  • сегментарный и
  • точечный.

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.

Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • легкое поколачивание, пощипывание.

Вспомогательные тренажеры

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Бассейн для детей с ДЦП

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:

  1. Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
  2. При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
  3. Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
  4. Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.