Влияние и польза игровых видов спорта на организм. Волейбол для детей: со скольки лет и какая польза Волейбол польза для здоровья

В каком возрасте следует начинать заниматься

Обычно набор в волейбольные группы и для мальчиков, и для девочек идет с 10‑11 лет. Если вы слегка опоздали и ваш ребенок достиг возраста 12‑14 лет - не беда: смело ведите его в секцию.

Но желательно до того пройти через занятия гимнастикой, плаванием, футболом, легкой атлетикой или другими видами спорта, чтобы прийти в волейбольную секцию уже физически развитым. Ведь довольно часто юным волейболистам не хватает базовой функциональной подготовки.

А тренеры охотнее работают с мальчиками и девочками, у которых уже на первых порах развита координация, выносливость и другие качества начинающего спортсмена.

Как распознать талант именно к волейболу

Тренеры обычно обращают внимание и на рост родителей. Это с большой долей вероятности подскажет наставнику, какой рост будет у подопечного.

Талант не всегда можно распознать с первых занятий. Такое качество, как прыгучесть, поддается тренировкам, но лишь до определенного предела, то есть требуется и природный талант, который может раскрыться в процессе занятий. Это же относится к координации, сообразительности.

Большой разницы в обучении мальчиков и девочек нет. Девочки более пластичны и обучаемы. Мальчики - более прыгучи, они больше играют у сетки - блок и атака, у них мощнее удары. Девочки больше расположены к защите, к игре «на полу». Но принципы тренировок примерно одни и те же.

5 фактов из истории волейбола

Известный волейболист Александр Савин увлекся этим видом спорта лишь в восьмом классе. Но это не помешало ему достигнуть грандиозных успехов и быть включенным в Зал славы волейбола в США.

Волейбол зародился в 1895 году в США в колледже Ассоциации молодых христиан. Учитель физкультуры Уильям Морган предложил ученикам перебрасывать мяч через теннисную сетку.

Рекорд посещаемости волейбольного матча установлен в 1983 году. На игре Бразилия - СССР, которая проходила на футбольном стадионе «Маракана», присутст­вовало более ста тысяч зрителей.

Удары спортсменов по мячу достигают колоссальной силы. После удара профессионального волейболиста скорость мяча может превышать 130 километров в час.

Где воспитывают будущих волейболистов

Школы «Виктория» www.vcdynamo.ru /teams/dynamo4/

Волейбольные секции по округам:

Б. Харитоньевский пер., д. 22/1, СДЮШОР № 21, тел. 8 (495) 625‑31‑48

Ул. Чаплыгина, д. 9, школа № 613, тел. 8‑916-097-74‑77

Пр-д 1‑й Марьиной Рощи, д. 3А, тел. 8 (495) 631‑13‑76

Чапаевский пер., д. 6, школа № 1249, тел. 8 (495) 157‑07‑04

Ул. Флотская, д. 11, школа № 648, тел. 8 (495) 453‑01‑75

Ул. Алабяна, д. 13, СДЮШОР № 73, тел. 8 (499) 195‑98‑43

СВАО

Ул. Новоалексеевская, д. 6, школа № 308, тел. 8 (495) 633‑63‑86

Ул. Менжинского, д. 30, школа № 757, тел. 8 (499) 184‑03‑65

Ул. Новгородская, д. 24, к. 1, школа № 219, тел. 8 (499) 200‑01‑60

Ул. Б. Черкизовская, д. 26А, школа № 650, тел. 8 (499) 168‑81‑19

Ул. Лечебная, д. 20, школа № 1362, тел. 8 (499) 166‑98‑95

Ул. Первомайская, д. 78, гимназия № 1508, тел. 8 (495) 465‑04‑45

ЮВАО

Ул. Красноказарменная, д. 11, школа № 417, тел. 8 (495) 361‑40‑65

Ул. Краснодарская, д. 2, школа № 1148, тел. 8 (499) 722‑02‑93

Ул. Гурьянова, д. 71, школа № 1041, тел. 8 (499) 722‑42‑10

Ул. Паромная, д. 5/3, школа № 998, тел. 8 (495) 340‑24‑69

Нагатинская наб., д. 56, школа № 1750, тел. 8 (499) 614‑76‑21

Ул. Чертановская, д. 44А, школа № 880, тел. 8 (495) 313‑20‑71

ЮЗАО

Университетский пр., д. 3, школа № 26, тел. 8 (495) 651‑27‑45

Ул. Винокурова, д. 19, школа № 520, тел. 8 (499) 122‑55‑21

Ул. Крупской, д. 17, школа № 7, тел. 8 (499) 783‑84‑23

СЗАО

Ул. Катукова, д. 21, к. 2, гимназия № 1519, тел. 8 (495) 757‑79‑58

Ул. Планерная, д. 5, к. 2, школа № 883, тел. 8 (495) 949‑04‑10

Ул. Мневники, д. 7, к. 5, школа № 1010, тел. 8 (499) 197‑61‑04

Осенний б-р, д. 10, к. 3, школа № 1440, тел. 8 (495) 415‑36‑22

Рублевское ш., д. 24, к. 3, прогимназия № 1584, тел. 8 (499) 727‑55‑32

Можайское ш., д. 38, к. 7, школа № 1400, тел. 8 (495) 446‑57-83

Конкуренция

Тренеры в любой ситуации - заложники результата. Они вынуждены проводить такую селекцию, чтобы к ним в группы попадали именно самые перспективные ребята.

В любом возрасте тренер может сказать своему воспитаннику, что он неперспективный. Или сам ученик это осознает и уйдет, видя, что его все реже ставят на ответственные матчи.

Но в то же время очень талантливых и универсально подготовленных игроков, особенно в детских командах, не так уж много.

Кроме того, волейбол - командная игра: в нем важны не только гении, но и так называемые рабочие лошадки. И случаи, когда мальчика или девочку отсеют уже на первых порах, крайне редки. Ну а дальше все уже будет зависеть от желания, трудолюбия и таланта вашего ребенка.

Ожидаемые расходы

Занятия в большинстве детских волейбольных секций проводятся бесплатно - и для мальчиков, и для девочек.

Затраты на форму: 500 рублей футболка, 300 рублей шорты, 3 000 рублей кроссовки, 2 000 рублей спортивный костюм. Правда, поскольку юный волейболист быстро растет, то больше, чем на сезон, формы ему не хватит.

Когда спортсмен достигает 13‑14 лет, родителям приходится участвовать в финансировании поездок команды. Зачастую это приходится делать даже тогда, когда в смету школы заложены эти расходы. Дело в том, что государственные нормативы зачастую отстают от реальных цен на проезд, гостиницу и питание. Но фиксированных сумм здесь нет - все зависит от места проведения выездных турниров.

Продолжительность карьеры

Российская волейболистка Ирина Кириллова в возрасте 45 лет была одним из лучших игроков в стране. А выступление на высоком уровне до 40 лет - не такая уж редкость для волейбола.

Уровень медицинского обеспечения команд в по­следние годы улучшился, что позволяет увеличить спортивный век как в мужском, так и в женском волейболе.

Кроме того, волейбол не является контактным видом спорта, поэтому в отличие от футбола или хоккея здесь гораздо чаще можно встретить возрастных спортсменов.

Перспективы

Звезды мирового волейбола, многие из которых играют в России, имеют контракты более миллиона долларов в год. Причем среди мужчин миллионеров больше, чем среди женщин.

Вообще, игроки российской Суперлиги, даже не будучи звездами, получают вполне приличные зарплаты: от 100 тысяч рублей в месяц и выше. К

роме того, уже начала складываться система студенческого волейбола, когда вузы для своих соревнований заинтересованы брать перспективных спортсменов. Приглашают даже тех, кто по своему уровню игры не смог подписать профессионального контракта.

Чем полезен

Кроме физического совершенствования юный волейболист развивает мышление, умение по­ставить себя в коллективе и другие важные социальные качества. Впрочем, подобное относится к любому командному виду спорта, где в одиночку, без помощи партнеров практически нереально добиться результата.

Также стоит отметить, что, научившись играть в волейбол, ваш ребенок всегда может стать душой компании на тех же пляжах во время отдыха.

Характерные травмы и их профилактика

У высоких людей, как правило, самым проблемным местом обычно бывают позвоночник и коленные связки. И с юного возраста, если вы отдаете мальчика или девочку в волейбол, очень важно нарастить вокруг позвоночника мышечный корсет. Из-за недостаточно хорошей координации, а также недостаточно сильных связок у высоких детей часто случаются растяжения голеностопного сустава при неудачных приземлениях.

Также характерны и другие острые травмы - растяжение капсульно-связочного аппарата коленного сустава, повреждение менисков. Эти проблемы можно назвать методическими: повреждения случаются, когда укреплению мышц и связок не уделялось достаточного внимания на тренировках.

Если происходит растяжение связок на любых суставах - от голеностопа до пальцев рук, необходимо выдержать полный срок лечения и реабилитации, который при серьезных травмах может составлять до полугода.

Форсировать возвращение в тренировочный процесс в таких случаях опасно, потому что в 90  процентах подобных случаев травмы бывают повторные. Даже у взрослых спортсменов сплошь и рядом слабые места - это именно растяжения, не залеченные должным образом в школьном возрасте. Кстати, что касается повреждений пальцев рук, то в младшем возрасте эти неприятности случаются реже.

В детском волейболе нет большой разницы между мальчиками и девочками в специфике заболеваний и травм. При планировании тренировочной нагрузки здесь надо лишь учитывать тот фактор, что девочки физиологически становятся взрослыми на два‑три года раньше мальчиков.

Новичку в волейболе бывает иногда страшно смотреть, как высокие люди, прыгая за мячом, падают на жесткий паркет. Но эта кажущаяся опасность преувеличена. Волейболистов, как и борцов, с первых лет тренеры учат, как правильно падать. На самом деле в команде самые рослые волейболисты - центральные и блокирующие - падают реже всех.

Эта роль достается именно самым низким - либеро и доигровщикам. Им лучше всех акробатика дается, а наколенники предохраняют слабые места от повреждений.

Всем юным спортсменам следует постоянно вести ежедневник. Записывать все мельчайшие детали, вплоть до того, какое было питание и сон.

Волейбол - командный вид спорта, и через одну раздевалку в течение дня могут проходить десятки человек. В современных спорткомплексах на выходе из душевой оборудованы ванночки со специальным раствором, предохраняющим от грибка стоп. Но все необходимые средства гигиены не забывайте и сами.

Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Волейбол (от англ. volley — удар с лёта и ball — мяч) - это олимпийский вид спорта, целью в котором является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника. Во время одной атаки допускается только три касания мяча подряд. Волейбол популярен как среди мужчин, так и среди женщин.

История возникновения и развития волейбола

Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану, преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока (США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонет».

Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч.

Во второй половине 1920-х годов появились национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии.

В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд.

В 1925 году были утверждены современные размеры площадки, а также размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила были актуальны для стран Америки, Африки и Европы.

В 1947 основана международная федерация по волейболу (FIVB). Членами федерации стали: Бельгия, Бразилия, Венгрия, Египет, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, США, Уругвай, Франция, Чехословакия и Югославия.

В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, а в 1964 году волейбол был включен в программу Олимпийских игр в Токио. В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии.

С 1990-х годов список сильнейших команд пополнился Бразилией, США, Кубой, Италией, Нидерландами, Югославией.

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле.

Основные правила волейбола (кратко)

Волейбольный матч состоит из партий (от 3 до 5). Длительность волейбольной партии не ограничена и продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков. Если преимущество над соперником составляет менее 2 очков, то партия продолжается до тех пор, пока преимущество не будет увеличено. Матч продолжается до того момента, пока одна из команд не выиграет три партии. Стоит отметить, что в пятой партии счет идет не до 25, а до 15 очков.

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, но на поле одновременно могут находиться 6. Начальная расстановка игроков указывает порядок перехода участников по площадке, он должен сохраниться в течение всей партии.

Правила подачи в волейболе . Мяч вводится в игру подачей, подающая команда определяется при помощи жребия. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой, игроки перемещаются по зонам по часовой стрелке. Подача осуществляется из-за задней линии. Если подающий заступает, отправляет мяч за пределы поля или попадает в сетку, то команда теряет подачу, а противник получает очко. Принимать подачу имеет право любой игрок, но обычно это спортсмены первой линии. Подача не блокируется.

Игрок с первой линии может проводить атакующий удар, выполняется такой удар над сеткой. Игроки задней линии атакуют с трехметровой отметки.

Блокирование атаки проводится над сеткой так, чтобы помешать мячу перелететь через сетку. При блоке можно переносить руки на сторону соперников, не создавая при этом для них помех. Блокируют только игроки с передней линии.

Игровое поле для волейбола (размеры и разметка)

Размер стандартного волейбольного поля составляет 18 метров в длину и 9 метров в ширину. Сетка расположена таким образом, что её высшая точка находится на высоте 2,43 метра от земли на мужских соревнованиях и 2,24 метра — на женских. Эти размеры были утверждены Международной федерацией волейбола в 1925 году и являются актуальными до сегодняшнего дня. Игровая поверхность должна быть горизонтальной, плоской, однообразной и светлой.

В волейболе есть понятие свободной зоны на игровом поле. Размеры свободной зоны регламентированы и составляют 5-8 метров от лицевых линий и 3-5 метров от боковых. Свободное пространство над игровым полем должно равняться 12,5 метрам.

Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и лицевыми линиями, которые учитываются в размере поля. Ось средней линии, проведенной между боковыми, делит игровое место на две равные части 9 х 9 м. Она проводится под сеткой и разграничивает зоны соперников. Полоса атаки наносится на каждой половине поля позади средней линии в трех метрах от нее.

Экипировка и инвентарь для волейбола

Самым главным атрибутом волейбола является волейбольный мяч. Как и любой другой мяч, волейбольный представляет собой сферическую конструкцию, состоящую из внутренней резиновой камеры, которая спрятана под натуральной или синтетической кожей. Мячи различаются в зависимости от их предназначения (официальные соревнования, тренировочные игры), возраста участников (взрослые, юниоры) и типа площадки (открытая, закрытая).

Диаметр волейбольных мячей варьируется от 20,4 до 21,3 сантиметров, длина окружности от 65 до 67 сантиметров, внутреннее давление от 0,300 до 0,325 кг/см 2 , вес от 250 до 270 грамм. Рекомендуется выбирать трехцветные мячи, так как такой мяч проще различать на фоне яркой формы игроков.

Волейбол сочетает в себе элементы прыжков и бега, поэтому немаловажным атрибутом является удобная обувь. Наиболее подходящая для игры, обувь с мягкой подошвой. Иногда дополнительно используются специальные стельки-амортизаторы, они очень эффективны для предотвращения травм.

Для дополнительной защиты суставов спортсмены используют наколенники и налокотники.

Амплуа игроков в волейболе и их функции

  • Доигровщики (нападающие второго темпа) - игроки, атакующие с края сетки.
  • Диагональные - самые высокие и прыгучие игроки команды, как правило, атакуют с задней линии.
  • Центральные блокирующие (нападающие первого темпа) - высокие игроки, блокирующие атаки соперника, атакуют из третьей зоны.
  • Связующий - игрок, определяющий варианты атаки.
  • Либеро — основной принимающий, рост обычно меньше 190 сантиметров.

Судьи в волейболе и их обязанности

Судейская бригада на матче состоит из:

  • Первый судья. Он выполняет свои обязанности, сидя или стоя на судейской вышке, которая расположена у одного из концов сетки.
  • Второй судья. Находится за пределами игровой площадки около стойки, на противоположной стороне от первого судьи.
  • Секретарь. Секретарь выполняет свои обязанности, сидя за столиком секретаря на противоположной стороне от первого судьи.
  • Четыре (два) судьи на линии. Контролируют боковую и лицевую линии.

Для официальных соревнований FIBV обязателен ассистент секретаря.

Крупнейшие соревнования по волейболу

Олимпийские игры - самые престижные соревнования по волейболу.

Чемпионат мира - соревнования сильнейших национальных волейбольных сборных, которые проводятся один раз в четыре года. Являются вторыми по престижности соревнованиями по волейболу, после Олимпийских игр.

Кубок мира - международный турнир по волейболу среди мужских и женских сборных. Проводится за год до Олимпийских игр, а его призёры получают гарантированные места на Олимпийских играх.

Давайте расссмотрим каким образом спорт всесторонне развивает человека на примере замечательного вида спорта - волейбола.

Как волейбол помогает всестороннему развитию человека:

1. У волейболиста здоровое, развитое тело

Волейболист получает разностороннюю физическую подготовку. Все волейбольные движения требуют отличной координации движений. Волейболист умеет высоко прыгать, быстро бегать, сильно бить по мячу. На тренировках и во время соревнований повышается выносливость организма.

2. Умственное развитие волейболиста

Волейболисту необходимо уметь предугадать действия партнеров, разгадать замысел противника, быстро проанализировать сложившуюся на площадке ситуацию, молниеносно принять решение и эффективно выполнить нужное действие.

3. Социальное развитие волейболиста

Волейбол - командная, коллективная игра. Волейболист умеет подчинять свои личные интересы интересам команды, умеет быть дисциплинированным и всегда оказывает помощь партнеру по команде.

4. Эмоциональное развитие волейболиста.

Волейбол - это очень интересная и захватывающая игра, играя в которую человек получает положительные эмоции, радость движения, радость общения и радость победы. Волейболист учится справляться со своими чувствами, если соперник оказался сильнее, если судья вынес ошибочное решение, если неудачно действует партнер по команде.

5. Духовное развитие волейболиста.

Волейбол воспитывает высокие морально-волевые качества. Волейболист способен собраться и переломить ход неудачного матча, поддержать и подбодрить партнеров по команде, выдержать давление судей и зрителей. Только настойчивость в достижении цели и трудолюбие на тренировках приводят к победе в каждой партии и в каждом матче.

Итак, можно заключить, что спорт вообще, а волейбол в частности активно влияет на основные сферы жизни человека

  • Физическое развитие (здоровое и развитое тело)
  • Интеллектуальное развитие (общие знания о мире и о себе, развитие логического мышления)
  • Социальное развитие (умение общаться, умение передать другим свои желания и мысли, умение понимать других)
  • Эмоциональное развитие (умение различать и управлять своими чувствами и эмоциями, а также умение определять чувства других, умение сопереживать)
  • Духовное, или морально-нравственное развитие (усвоение общечеловеческих ценностей и законов)

Занимаясь спортом, человек получает возможность стать гармонично развитой личностью. Спорт воспитывает человека, начиная от его нравственных ценностей и моральных принципов, и заканчивая мелкими привычками.

Можно сравнить всестороннее развитие человека с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная красивая мелодия. Спорт помогает каждому человеку сыграть свою собственную прекрасную мелодию.

Волейбол — один из самых популярных и доступных массовых видов спорта. Для того чтобы поиграть в волейбол не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Мяч, подходящая площадка и несколько человек, желающих поиграть — это все что нужно для того, чтобы весело и с пользой для провести время. При отсутствии специальной волейбольной площадки с сеткой, можно просто играть встав в круг, как это делается летом на многих пляжах нашей страны. Волейбол характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них, многочисленными прыжковыми , постоянной изменчивостью интенсивности физических и эмоциональных нагрузок. Все это оказывает положительное влияние на организм человека и способствует укреплению здоровья и долголетию. Вместе с тем, волейбол — травмоопасный вид спорта, поэтому перед началом игры необходимо разминаться, а интенсивность и продолжительность игры должна зависеть от возраста, физического состояния и индивидуальных особенностей человека.

Польза волейбола:

  • Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма.
  • Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение.
  • Положительно влияет на дыхательную систему.
  • Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц.
  • Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов.
  • Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.
  • Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями.
  • Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость.
  • Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
  • Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений.
  • Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.
  • Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести .

Польза волейбола для детей: Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.

Противопоказания к занятиям волейболом: Волейболом, а также и , противопоказано заниматься людям с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. При наличии таковых недугов или других серьезных болезней перед занятиями волейболом обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Занимайтесь спортом с удовольствием и будьте здоровы!

Волейбол для здоровья

Волгоградская обл." href="/text/category/volgogradskaya_obl_/" rel="bookmark">Волгоградской области в качестве учебного пособия для образовательных учреждений среднего профессионального образования Волгоградской области

РПК «Политехник»

Волгоград

Рецензенты: директор Камышинского филиала Современной гуманитарной академии, кандидат исторических наук, профессор; преподаватель высшей категории Камышинского педагогического училища

Сорокин для здоровья: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 60 с.

Содержит сведения теоретического и практического характера, связанные с основами тренировки волейболиста. Рассматриваются вопросы, связанные с уменьшением травматизма во время тренировок.

Предназначено для студентов всех специальностей СПО. Может использоваться преподавателями физической культуры.

Ил. 3. Табл. 3. Библиогр.: 37 назв.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

ISBN -1 © Волгоградский

государственный

Как видно из табл. 1, популярность ходьбы резко утрачивает свое значение на границе школа – институт, где растущему организму крайне не хватает движения.

Поиск наиболее доступных средств, повышающих двигательную активность, изучение влияния и значения их в современном обществе, внедрение их в повседневную жизнь является одним из направлений исследования ученых и специалистов в области физической культуры и спорта.

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В основе игры в волейбол лежит борьба двух коллективов , игроки которых объединены общей целью – победа над соперником. Стремление к достижению победы приучает волейболистов к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры любой игрок может проявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить свои интересы интересам команды, партнерам.

В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.

Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно-силового характера.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Знание закономерностей игры в волейбол, основ спортивной тренировки и влияния ее на организм занимающихся является важным для специалистов в области спорта и физической культуры.

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит

не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной.

(М. Монтень)

Глава 1. Образ жизни и здоровье

Общие понятия

В литературе дается много определений здоровья: «Здоровье – это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»; «Здоровье – это не подлежащая инфляции валюта»; «Здоровье, как и удобства, их замечаешь, когда они отсутствуют»; «Здоровье – возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды...» и др.

Мы считаем, что при решении научных и практических задач целесообразнее руководствоваться определением здоровья, приведенным в Уставе Всемирной организации здравоохранения в 1968 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В таком определении выделяются три основных составляющих здоровья, что нацеливает на всеохватывающий анализ взаимосвязей здоровья человеческого индивида с условиями жизни и труда, с образом его жизни.

«Образ жизни – определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сфере жизнедеятельности людей», – писал в 1986 г. в книге «Слово о здоровье». Как социальная категория образ жизни выражает наиболее существенные способы жизнедеятельности конкретного человека и различных социальных слоев и групп. Формы жизнедеятельности, являющиеся составной частью образа жизни отдельного индивида, меняются во времени. Основными формами жизнедеятельности человека являются следующие: труд (время учебы и работы); семейно-бытовая жизнедеятельность; общественно-политическая деятельность; хобби и досуг; пассивная форма жизнедеятельности (физический отдых и сон).

Образ жизни проявляется в социальных показателях, отражающих наиболее важные сферы социального бытия индивида. К таким показателям относится уровень жизни – степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей социальных групп и членов общества. Уровень жизни и уклад жизни предъявляют условия жизни, а образ жизни – ее стиль. Последний рассматривается как индивидуально усваиваемый личностью способ поведения, обладающий определенной активностью (Карсаевская, 1991; , 1996 и др.).

Следовательно, образ жизни как глобальная философско-социо-логическая категория охватывает совокупность типичных видов (способов) повседневной жизнедеятельности индивида, социальной группы, нации, общества в целом.

В рамках этой категории можно комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, экономическое положение, образование, культуру, экологическую среду, питание, спорт, досуг, отдых и общественную деятельность. Именно в образе жизни человек реализует свои жизненные ценности.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что при рассмотрении здорового образа жизни необходимо анализировать не отдельные частные аспекты деятельности человека, а сложную совокупность всех типичных видов жизнедеятельности в их неразрывной взаимосвязи.

В режиме труда, в условиях современного технократического общества существует многообразие видов профессиональной деятельности . Тем не менее, в большинстве профессий проявляются общие факторы, имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровья человека. К этим факторам можно отнести следующие: страх быть отстраненным от работы за частые ошибки, брак в работе, конфликтные ситуации, состояние неопределенности, риск при принятии решений и их реализации, чрезмерная рабочая нагрузка, необходимость переработки большого объема информации.

Все это предъявляет жесткие требования к организации трудовой деятельности. Детальное описание организации труда даётся в ряде научных трудов (1974); , (1983). Рассмотрим лишь наиболее важные положения, которыми следует руководствоваться в трудовой деятельности.

Прежде всего в любой труд нужно входить последовательно. Это очень простое правило, но и оно не всегда выполняется. Труд должен быть привычным, систематичным и последовательным.

Интервалы отдыха должны строго соответствовать сложности и интенсивности работы. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

Исключительное значение для профессиональной деятельности имеет школа в широком смысле этого слова, т. е. духовно-культурная атмосфера, которая окружает человека, и комплекс приемов и правил деятельности, которые передаются ему от предшествующих поколений работников. Цивилизованные страны как раз и отличаются своими школами работы. Нельзя признать правильным мнение, по которому едва ли не каждое поколение «детей» должно создавать все заново по сравнению с тем, что делали предшествующие поколения. В развитых странах прогресс и традиции связаны непрерывно, все новое в жизни соотносится с прежним накопленным опытом. С другой стороны, общественная среда не должна, естественно, ограничивать и подавлять личную инициативу специалиста. Несоблюдение всех названных принципов организации труда может привести к серьезному ухудшению здоровья человека.

Эмоции и здоровье

в книге «Мотивизированный мозг» (1987) рассматривал суть эмоций как взаимосвязи потребностей человека и вероятности их уровня творения. Стремление человека к удовлетворению потребностей является, как правило, прогрессивным, так как служит не только лично ему, но и всему обществу. Выделяют три основных вида потребностей:

1. Биологические (потребность в пище, одежде, обеспечении своего существования).

2. Социальные (стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней соответствующее место).

3. Идеальные (духовные, культурные, потребность познания окружающего мира и своего места в нем).

В случае, если потребности удовлетворяются, возникают положительные эмоции (радость, интерес), и наоборот, если не удовлетворяются - отрицательные (гнев, горе, страх).

Чрезмерные по силе эмоции способны вызвать неблагоприятные функциональные изменения в организме человека. Это относится как к отрицательным, так и к положительным эмоциям. Известны случаи смерти людей не только от горя, но и от чрезмерной радости. Так, драматург Софокл умер, услышав бурные аплодисменты в свой адрес при официальном признании своей гениальности. Особенно существенен вопрос о соотношении межу материальными и духовными потребностями. Гармоническое развитие личности невозможно при излишнем материальном потреблении. Стремление индивида к постоянному, неограниченному приобретению материальных благ и средств не способствует душевному здоровью человека.

К сожалению, в нашем обществе слишком мало внимания уделяется созданию потребности человека быть здоровым. Поэтому в жизни многих людей занимает далеко не последнее место удовлетворение таких потребностей, как курение, алкоголь, наркотики и др., вред которых для здоровья очевиден.

Культура и здоровье

Не вызывает каких-либо сомнений тот факт, что культура во многом определяет образ жизни человека, а следовательно и его здоровье. Культура понимается как социально-прогрессивная творческая деятельность человека в материальной и духовной сферах (, 1991), она направлена на преобразование окружающего мира, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее духовное богатство конкретного человека. Для сохранения и укрепления здоровья человека важное значение имеет как материальная (техника, производственный опыт, материальные ценности и культура), так и духовная культура (наука, искусство и литература, мораль, просвещение и т. д.). Действительно, разве можно дать объективную оценку состояния здоровья без современной диагностической аппаратуры: компьютерной техники , спектрофотометров, электрокардиографов и т. д. С другой стороны, единение состояния физического и душевного благополучия не может быть достигнуто без использования человеком накопленных духовных ценностей (научных данных, нравственных начал). Заметим, что, хотя духовная культура и зависит от материальных условий, она не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой. Духовная культура характеризуется относительной самостоятельностью. Следовательно, даже при отсутствии хороших социально-бытовых и материальных условий, человек должен сохранять и укреплять состояние своего здоровья за счет более полного и целенаправленного использования накопленных всем человечеством духовных ценностей.

Питание и здоровье

Питание, являясь одним из компонентов образа жизни человека, во многом определяет состояние здоровья индивидуума. Питание человека – это обычно компромисс между желаниями человека, привычками, рекомендациями и возможностями удовлетворения потребностей в продуктах питания. Среди важных факторов, определяющих этот компромисс, выделяют представление человека о биологических основах питания и о культуре питания. В то же время питание зависит от уровня и культуры производства пищевых продуктов. Нормы потребления пищевых веществ базируются на результатах научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных ионов и витаминов у различных групп населения.

Вопросы рационального питания детально рассмотрены в работах (1989), (1990) и др. авторов. Поэтому мы укажем лишь общие принципы сбалансированного питания, признаваемые большинством исследователей, имеющих научные достижения именно в этом направлении. К основным положениям рационального питания относятся следующие:

1. Соответствие энергетической ценности пищи затратам энергии на все виды жизнедеятельности организма.

2. Наличие в пище всех незаменимых пищевых веществ, т. е. тех, которые не вырабатываются самим организмом (аминокислоты, жирные кислоты, все минеральные вещества, витамины и микроэлементы).

3. Оптимальное соотношение отдельных компонентов пищи в соответствии с потребностями данного индивидуума или группы населения.

4. Наличие в пище не только полезных, но и балластных веществ (клетчатка).

5. Обеспечение вкусовых достоинств пищи, способствующих ее перевариванию и усвоению.

6. Применение методов технологической обработки, обеспечивающих удаление вредных веществ и не вызывающих уменьшения биологической ценности пищи, а также образования токсических соединений.

7. Распределение пищи по приемам в течение суток в соответствии с биоритмами, режимом и характером трудовой и иных видов деятельности (спортивной, туристической и т. д.).

Несоблюдение принципов рационального питания приводит к различным нарушениям обмена веществ в организме и, следовательно, ухудшает состояние здоровья человека.

Здесь рассмотрены лишь некоторые компоненты здорового образа жизни. Существуют и другие, о которых поговорим в следующих разделах работы.

Стать мускулистым и мощным

довольно легко, если правильно

тренироваться, питаться

и достаточно отдыхать

(А. Шварценеггер)

Глава 2. Влияние занятий волейболом на организм

Волейбол относится к ситуационным физическим упражнениям переменной интенсивности. В ходе игры интенсивность может варьироваться в самом широком диапазоне – быть то максимальной, то умеренной, а иногда активная мышечная деятельность и вовсе может быть прекращена. Игровая обстановка постоянно меняется, а вместе с ней и интенсивность работы волейболистов. Поэтому при игре в волейбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрое переключение функций с одного уровня на другой.

В процессе игры в волейбол используются разнообразные перемещения, как циклические (бег и ходьба), так и ациклические, главным образом скоростно-силовые упражнения: прыжки, броски, удары по мячу и т. д. В большинстве случаев движения носят прицельный характер. В связи с этим и адекватность двигательных навыков должна быть достаточно высокой.

Своеобразность двигательной подготовки заключается в том, что игровые двигательные навыки должны производиться автоматизированно. Сознание в волейболе направляется преимущественно не на посредственное осуществление движения, а на решение возникающих задач. У высококвалифицированных волейболистов стереотипно и автоматизированно выполняются не только технические элементы, но и наигранные тактические комбинации.

В волейболе очень большую роль играет особенность нервной системы к предвосхищению будущих событий. Предвосхищение позволяет адекватно реагировать на внезапно возникающие раздражители, «с хода» выполнять соответствующие игровой ситуации технические приемы. В основе этого лежат безусловные и условные рефлекторные реакции.

Важную роль в развитии предвосхищения имеет афферентный синтез, непременное условие эффективности технико-тактических действий. В ходе игры волейболист анализирует и обобщает значительный объем информации: расположение игроков на площадке, перемещение мяча, возникающую игровую ситуацию и т. д. Все это, как правило, осуществляется при значительном дефиците времени, что придает игре повышенную нервно-эмоциональную окраску.

Характерной особенностью волейбола является то, что игра проходит в условиях выраженного эмоционального возбуждения нервной системы. Это часто сопровождается увеличенными изменениями функции кровообращения.

Игра в волейбол отличается от других командных видов спортивных игр прежде всего тем, что игрок при взаимодействии с партнерами не может удерживать мяч. Эта особенность ставит игрока в условия, абсолютно исключающую ошибку – задержку или бросок мяча. Передача осуществляется кратковременным кинестетическим прикосновением к мячу (контактом). В связи с тем, что продолжительность игры не регламентируется, она может продолжаться до двух и более часов. За это время волейболист в зависимости от квалификации и амплуа выполняет большой объем работы, включающий прыжки на максимальную высоту (до 100 и более раз), ускорения (30–50 раз), падения и перевороты (20–30 раз) и множество других специальных приемов. Потеря веса при этом может достигать 1,5–2 кг (, 1984).

Расход энергии при игре в волейбол с оздоровительной направленностью 3,42–4,20 ккал/час на 1 кг веса или 240–300 ккал/час для человека с весом 70 кг.

Отмеченные общие особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к универсальной подготовке игроков, высокому уровню физических, психических и интеллектуальных качеств.

Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуаций соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2–2,5 часов. Кратковременные интервалы отдыха в пределах 10–15 сек. (при выходе мяча из игры) недостаточны для восстановительного процесса в организме спортсмена.

Величина нагрузок, состоящих из физических и эмоциональных напряжений, характеризуется чрезмерной изменчивостью и зависит от многих факторов личной и командной технико-тактической и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей, партнеров по команде и т. д.

Как показывают данные телекардиографических исследований, частота сердечных сокращений в момент остроконфликтных игровых ситуаций достигает 130–150 ударов в мин. Поэтому увеличение частоты сердечных сокращений у игроков до 180–200 ударов в мин. не всегда объясняется адекватностью физических нагрузок, в значительной степени это можно отнести на счет повышенной эмоциональной напряженности.

Тем не менее, многократное выполнение прыжков при блокировании и нападающих ударах оказывает значительные воздействия на нервно-мышечный аппарат, вызывая чрезвычайно высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем волейболиста. Достаточно сказать, что после 15–20 прыжков «до отказа» у спортсмена наступает утомление и он не может продолжать упражнения.

В процессе тренировки повышается способность нервно-мышечного аппарата волейболиста к быстрому напряжению и расслаблению мышц.

Большое количество выполняемых в игре прыжков способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и значительному увеличению динамической силы мышц-сгибателей стопы и разгибателей голени и бедра. Кроме того, сокращаются микроинтервалы скрытого латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций, показатели реакций улучшаются у квалифицированных волейболистов. Укрепляется связочный аппарат кисти, и увеличивается ее подвижность. Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов: обмен веществ, кровообращение, дыхание, выделение и др. Об этом убедительно свидетельствуют данные измерения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований. Большие энергозатраты волейболистов позволяют отнести их нагрузки к нагрузкам субмаксимальной мощности.

Развитие волевых качеств у спортсмена обуславливается своеобразными условиями его деятельности (в частности спортивной) в процессе тренировок и соревнований. Однако, как правило, волевые качества, формировавшиеся в условиях какой-либо деятельности, могут успешно переноситься и в другие сферы деятельности человека (, 2004).

Для волейболистов характерен высокий рост (в среднем 190 см – мужчины и 180 см – женщины) при большой длине нижних конечностей (отношение длины тела сидя к длине тела стоя около 51 %).

Отмечается асимметрия окружностей верхних и нижних конечностей, связанная с особенностями техники прыжка во время атакующего удара, выполняемого одной рукой.

Исследователями установлено, что у волейболистов более длинные конечности (средняя длина ноги – 94 см; средняя длина руки – 75,3 см) по сравнению с представителями других видов спорта.

Высота прыжка волейболиста (прыгучесть) зависит от «быстрой силы» (градиент силы). Показатель прыгучести равен высоте прыжка с места, деленной на длину тела. Показатели свыше 1,33 считаются отличными; 1,29–132 – хорошими; 1,28 – удовлетворительными.

Занятия волейболом ведут к совершенствованию функций зрительного анализатора. Поле зрения игроков несколько увеличено, что способствует лучшей ориентации волейболистов на площадке.

Изменение обмена веществ происходит уже в предстартовом состоянии волейболиста (уровень сахара в крови достигает 200 мг, а содержание молочной кислоты возрастает на 7–10 мг).

В среднем расход энергии за 1 минуту игры составляет около 10 ккал., потеря веса за игру – около 1,5 кг.

Максимальное потребление кислорода (ПМК) у волейболистов 4,4–4,6 л/мин. Максимальная легочная вентиляция – 147–150 л/мин. Максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) в тренировочной игре – 158–165 ударов в мин. (в календарных играх 180–185 ударов в мин.) соответственно. Средний пульс – 135–140 и 150–160 ударов соответственно. Существенное значение для волейболистов имеет подвижность нервных процессов.

Расцвет функциональных возможностей организма и наиболее устойчивая работоспособность волейболистов относится чаще всего к возрасту 21–28 лет. Особый интерес для здоровья представляет то обстоятельство, что, несмотря на большие физические нагрузки и нервное напряжение, свойственное волейболистам, спортсмены в большинстве своем сохраняют оптимальное функциональное состояние организма и высокую работоспособность сравнительно долго – до 30–35 лет, а в отдельных случаях и дольше. Спортсмены способны успешно выступать в командах мастеров беспрерывно 10–18 лет.

Волейболисты, как правило, сохраняют хорошее здоровье и высокую работоспособность и после прекращения активных занятий спортом. У спортсменов, резко прекративших занятия и полностью исключивших физические нагрузки из своего режима дня, по сравнению с продолжающими занятия в щадящем режиме обнаруживается значительно большая прибавка в весе, большее содержание холестерина и липопротеидов в крови. Поэтому исключение из жизненного режима физических упражнений опасно для здоровья.

Систематические занятия волейболом при условии правильной их организации, полноценного спортивного режима и регулярного врачебного контроля с последующим активным двигательным режимом на протяжении всей жизни – одно из средств не только укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, но и длительного сохранения работоспособности людей.

Игра – это не просто обмен ударами,

пусть даже самыми техничными.

Это прежде всего напряженная

интеллектуальная борьба, где техника

только оружие. Совершенная техника,

управляемая умной головой, – вот

грозная сила, поднимающая спортсмена

к высотам мастерства

(профессор -Гейман)

Глава 3. Основы тренировки в волейболе

Принципы спортивной тренировки

Любая тренировка должна строиться с учетом и в соответствии с дидактическими и биологическими принципами или специфическими принципами, отражающими общие закономерности процесса тренировки. К основным принципам тренировки относятся следующие: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности, принцип прочности. К биологическим принципам тренировки относятся принципы: повторности, постепенности, индивидуализации, всесторонности, волнообразности и максимального увеличения тренировочных нагрузок (, 1976).

Принцип воспитывающего обучения

В процессе обучения и тренировки преподаватель, тренер, методист не только сообщает занимающимся необходимые специальные знания и прививает им нужные умения, но и содействует формированию положительных черт характера. Большое значение имеет при этом точное и своевременное начало занятий, любовь к своему делу, культура поведения, требовательность, справедливость. В группах с разной подготовленностью и различного возраста, что характерно для групп здоровья и клубов по интересам, важно, чтобы преподаватель или тренер следил за культурой общения и поведения, как на площадке, так и за ее пределами.

Принцип сознательности и активности

Данный принцип очень важен в группах, объединяющихся по интересам и в группах здоровья, так как он сочетает в себе сознательное отношение к занятиям, без которых нельзя добиться не только высоких спортивных результатов, но и улучшить показатели, характеризующие здоровье. Необходимо, чтобы занимающиеся понимали цель и назначение упражнений, чтобы они могли выполнять их самостоятельно без специального руководства преподавателя.

Активность необходима для решения возникающих в ходе занятий (особенно во время игр) ситуаций, когда каждый занимающийся должен самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия и поступки.

Принцип наглядности

Он важен для правильного формирования навыка. Новички, которые вливаются в более подготовленные группы, наблюдая за игровой деятельностью, могут быстрее освоить и правильно выполнить игровые приемы. Преподаватель может подобрать различные упражнения для отражения основных технических приемов их правильного выполнения. Для этого он может сам продемонстрировать приём или воспользоваться показом специально отснятых видеозаписей , схем, кинограмм, кинофильмов и т. д.

Принцип систематичности

Очень важен для групп, занятия в которых проводит преподаватель или тренер. Он предусматривает установление строгой последовательности изучения материала и определенной системы в самих занятиях. Распределение времени на различные виды подготовки планируется с учетом периодизации (, 1976). Система и частота занятий зависят от контингента и задач подготовки. В группах здоровья реализация этого принципа связана с постоянными занятиями (определенное количество раз в неделю), стремлением не допускать перерыва в занятиях. Игровые упражнения следует подбирать исходя из педагогических правил дедукции: от известного к неизвестному, от своевременного к несвоевременному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего к частному.

Принцип доступности

Реализация этого принципа связана с необходимостью строить тренировочные знания в соответствии с особенностями занимающегося, полом, возрастом, его возможностями и уровнем подготовленности. Содержание, объем, интенсивность должны быть адекватны возможностям занимающихся. Непосильные нагрузки снижают интерес к занятиям и могут вредно отразиться на состоянии здоровья, что недопустимо. В группах здоровья формирование команд должно строиться с учетом их однородности и подготовленности, чтобы спортивный интерес поддерживался на протяжении всей игры.

Принцип прочности

Означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени. Прочность знаний и навыков достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.

Реализация данного принципа осуществляется через накопление знаний и уровня физической и технической подготовленности. Ученые различают 4 уровня усвоения заданного материала.

I уровень (знакомство) характеризуется умением указывать изученный ответ среди остальных, выбирать его из совокупности объектов.

II уровень (репродукция) характеризуется умением воспроизводить изученный материал, не выходя при этом за рамки заученных сведений.

III уровень (умение) характеризуется умением решать практические задачи по изученному материалу, применять известные общие методы в конкретной ситуации.

IV уровень (творчество) характеризуется умением создавать новые подходы и методы решения спортивных задач в игровой обстановке.

Принцип повторности

Физиологическая основа данного принципа – условия о следовых явлениях в тканях и центральной нервной системе. придавал огромное значение следовым явлениям как мощному фактору развития организма. В работе «Рефлексы головного мозга» он писал: «Не будь, в самом деле, следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз…». Академик сравнивал одинокий нервный импульс с кометой, хвост которой становится причиной следовых процессов после различных раздражителей. В спорте следовые процессы считаются процессами восстановления.