Как остановить лошадь. Самоучитель: Остановка: маленький элемент большого значения Самые частые проблемы в исполнении остановки

Инструкция

Запомните основное правило: нельзя пытаться остановить лошадь, изо всех сил натянув на себя поводья. Это основная ошибка, которую допускают практически все. Достаточно просто потянуть их на себя. В противном случае вы причините животному лишнее неудобство, при этом не добившись нужного результата.

Не используйте только повод. Далеко не каждый тренер обращает на это усиленное внимание, но один из принципов управления лошадью состоит в том, что любая команда, помимо использования поводьев, предполагает еще какое-либо действие со стороны всадника. В случае, если вы хотите остановить лошадь, необходимо задействовать также шенкеля, сильнее прижав их к бокам лошади. Не пытайтесь продавить ими ее шкуру, достаточно просто опустить ниже пятки, и лошадь почувствует усиление нажима. Одновременно переместите центр тяжести чуть назад, откинувшись за счет прогиба в пояснице, и разверните плечи (лучше, если ваша осанка остается идеальной постоянно).

Обращайте внимание на положение рук. Они не должны быть чересчур высоко подняты или опущены, их нельзя перекрещивать или выдвигать чересчур вперед, запрещается изгибать кисти. Существует только одно положение, в котором между вами и лошадью через поводья может быть установлен безболезненный контакт, и вам придется запомнить его, пока удержание этой позиции не станет автоматизмом. Ориентировать необходимо на линию от локтя до трензеля: она должна быть прямой.

Успокойтесь и сгруппируйтесь, если лошадь вдруг понесла. Только после этого начинайте применять известные вам способы остановливания лошади. Не стоит использовать хлыст без необходимости, особенно если лошадь просто испугалась. Более того, в этой ситуации сконцентрируйтесь не на том, чтобы остановить лошадь, а на том, чтобы удержаться в седле, особенно если занятия проходят в зале: в скором времени она и сама перейдет с галопа на шаг.

К остановкам лошадь приучается в процессе всей выездки, но ее правильность может быть достигнута только после выработки у лошади сбора, повиновения шенкелю и способности выдерживать полуостановки на всех аллюрах. Обучение остановкам начинается с шага, затем с рыси и наконец с галопа.

При остановке могут быть допущены следующие ошибки:

    Лошадь остановилась, растянувшись.

    Отставлена одна из ног.

    Лошадь сопротивляется ртом.

    Задрана или опущена голова.

    Лошадь осаживает при остановке.

    Остановка не по линии движения (не сохранена прямолинейность).

    Лошадь уперлась в повод.

    Лошадь стоит неспокойно (переступает ногами).

Если при остановке лошадь не приняла сразу же правильной позы (стойки) и одна из ее ног отставлена, необходимо немедленно заставить ее встать ровно на все четыре ноги. Это вырабатывает у лошади рефлекс правильной стойки. Правильная стойка дисциплинирует лошадь и придает всей выездке как бы законченный характер, фиксируя нужные моменты.

О переходах из одного аллюра в другой

Правильность и точность переходов лошади из одного аллюра в другой, а также сохранение всадником при этом красивой посадки без видимых усилий с его стороны свидетельствуют о мастерстве дрессировщика, владеющего тонкостями выездки. Создается впечатление, что лошадь сама угадывает мысли человека, выполняя те или иные упражнения.

Однако далеко не все переходы надо считать полезными и совершенствующими развитие лошади. Например, не следует допускать переход с прибавленного галопа на осаживание и так далее. Это принесет только вред организму лошади и сократит срок ее работы.

Переход с места в шаг

Надо уяснить себе, что только из правильной стойки вытекает правильное поступательное движение лошади от посыла. Перед началом любого движения лошадь должна быть собрана. В этом проявляется готовность лошади к движению вперед. Выслать лошадь с места в шаг не представляет трудности для всадника. Однако в зависимости от степени подготовки и действий всадника лошадь может начать движение с места по-разному. От нажима шенкелей лошадь должна двинуться вперед. Это движение вперед вызывается мгновенным напряжением задних конечностей. При правильном посыле с места в шаг всадник смягчает повод, лишь почувствовав это напряжение. Так как шенкеля при этом начнут действовать раньше, чем рука отдаст повод, то, естественно, что движение начнется с задней ноги. Совсем другая картина может получиться, если на остановке лошадь не была собрана, а повод был отдан раньше, чем последовал посыл шенкелями. Лошадь при этом начнет движение с передней ноги и растянется. Вполне понятно, что для выхода с места собранным шагом лошадь на остановке должна быть собрана больше, чем для выхода на обыкновенный шаг.

Со свободного шага на шаг собранный

Переход производится путем полуодержки. От усиления шенкелей лошадь больше будет подставлять задние ноги и из свободного вытянутого положения перейдет в собранное. При этом изменение фигуры лошади должно произойти без заметного усилия. В результате шаги стали несколько короче, но не участились, движения приняли более высокий характер и стали отрывистее. Однако стремление вперед не прекратилось, а только мягко удержано поводом. При переходе в собранный шаг могут быть следующие ошибки:

    Лошадь от резкой задержки сбилась с ритма шага.

    Участила шаги.

    Старается отделаться от повода.

«Викторина по творчеству Тургенева» - Первый труд Тургенева. Первое художественное произведение Тургенева. Стихотворение Тургенева. Какое образование получил Тургенев. Отец. Первый напечатанный Тургеневым рассказ. Первоначальное заглавие романа «Рудин». Повесть Тургенева. Викторина по творчеству И.С.Тургенева. Черная мраморная плита. Где и когда родился И.С.Тургенев.

«Биография писателя Тургенева» - С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден - Бадене. В одну из поездок в Петербург - с Герценым. На склоне жизни создал лирико-философские"Стихотворения в прозе" (1882). Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново.

«Биография Ивана Тургенева» - Иван Сергеевич Тургенев. Тургенев, нарушая запрет цензуры. Тургенев завещал похоронить себя на Волковом кладбище. Варвара Петровна. Последние годы жизни Тургенева. Некролог, запрещенный цензурой. Познакомился с французской певицей Полиной Виардо. И.С. Тургенев родился в г. Орле. Писатель. Значительное событие.

«Урок по биографии Тургенева» - Ссылка и воля. (1852-1855). Л.Н.Толстой. Н.А.Добролюбов. В своей теперешней литературе больше всего таланта у Тургенева. Родители и родина. (1816-1818) «Колыбель» Тургенева. (1818-1827). Франция. (1847-1850) Дела домашние. (1850-1852). Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

«Биография и творчество Тургенева» - Старинный замок на берегу Рейна. Иван Сергеевич Тургенев. Гагин об Асе. «Записки охотника». Образ «живой» России. Вопросы. Какая тайна окружает Асю. Мотив любви. Петербургский университет. О психологизме прозы Тургенева. Начало творческой деятельности. История взаимоотношений Аси и рассказчика. Годы учёбы.

«Годы жизни Тургенева» - XX - Завтра. Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. Ночь после объяснения. V глава Показалась совершенно русской девушкой. Портрет неизвестной в белом платье. В.Колонтаева. «Воспоминания о селе Спасском». Мать: Варвара Петровна. В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.


Я полной грудью вдыхал его. Мне хотелось, чтобы все темное, слепое и непонятное, что было в этой ночи, было еще непонятнее и смелее. Ночь, которая казалась в городе обычной ненастной ночью, была здесь, в поле, совсем иная. В ее темноте и ветре было теперь что-то большое и властное, – и вот наконец послышался сквозь шорох бурьянов какой-то ровный, однообразный, величавый шум.

– Море? – спросила она.

– Море, – сказал я. – Это уже последние дачи.

А в побледневшей темноте, к которой мы пригляделись, вырастали влево от нас огромные и угрюмые силуэты тополей в дачных садах, спускавшихся к морю. Шорох колес и топот копыт по грязи, отдаваясь от садовых оград, на минуту стал явственнее, но скоро их заглушил приближающийся гул деревьев, в которых метался ветер, и шум моря. Промелькнуло несколько наглухо забитых домов, смутно белевших в темноте и казавшихся мертвыми… Потом тополи расступились, и внезапно в пролет между ними пахнуло влажностью – тем ветром, который прилетает к земле с огромных водяных пространств и кажется их свежим дыханием.

Лошади остановились.

И тотчас же ровный и величавый ропот, в котором чувствовалась огромная тяжесть воды, и беспорядочный гул деревьев в беспокойно дремавших садах стали слышнее, и мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой аллее, к обрывам.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство.

– И мы одни! – сказала она, закрывая глаза.

Мы были одни. Я целовал ее губы, упиваясь их нежностью и влажностью, целовал глаза, которые она подставляла мне, прикрывая их с улыбкой, целовал похолодевшее от морского ветра лицо, а когда она села на камень, стал перед нею на колени, обессиленный радостью.

– А завтра? – говорила она над моей головою.

И я поднимал голову и смотрел ей в лицо. За мною жадно бушевало море, над нами высились и гудели тополи…

– Что завтра? – повторил я ее вопрос и почувствовал, как у меня дрогнул голос от слез непобедимого счастья. – Что завтра?

Она долго не отвечала мне, потом протянула мне руку, и я стал снимать перчатку, целуя и руку и перчатку и наслаждаясь их тонким, женственным запахом.

– Да! – сказала она медленно, и я близко видел в звездном свете ее бледное и счастливое лицо. – Когда я была девушкой, я без конца мечтала о счастье, но все оказалось так скучно и обыденно, что теперь эта, может быть, единственная счастливая ночь в моей жизни кажется мне непохожей на действительность и преступной. Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно… Я люблю тебя, – говорила она нежно, тихо и вдумчиво, как бы говоря только для самой себя.

Редкие, голубоватые звезды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, и тополи на обрывах чернели резче, и море все более отделялось от далеких горизонтов. Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной. И когда я целовал платье на ее коленях, а она тихо смеялась сквозь слезы и обнимала мою голову, я смотрел на нее с восторгом безумия, и в тонком звездном свете ее бледное, счастливое и усталое лицо казалось мне лицом бессмертной.

Как-то раз, наблюдая соревнования из судейской будки в одном КСК, я обратила внимание, что 90% всадников не могут сделать хорошую остановку: один останавливался не доехав до буквы Х, другой - переехав, у третьего лошадь не доставила заднюю ногу… Как бы прекрасно не выступал всадник дальше по схеме, первое впечатление судей после такой остается подпорченным. Как же научиться делать правильную остановку и всаднику, и лошади? С этим вопросом «ЗМ» обратился к мастеру спорта международного класса по выездке Ларисе Бушиной.

В сравнении с такими элементами выездки как пассаж или пиаффе, скромная остановка может показаться незначительной частью схемы. Но это только на первый взгляд. Остановка есть во всех схемах, начиная от детской езды и заканчивая Большим призом. Первая и последняя оценки судей ставятся за приветствие, то есть за остановку. Во многих схемах остановка есть в середине езды. И именно на остановке становится понятно, находится ли лошадь в сборе, насколько она сбалансирована.

З.М.: Лариса, скажите, пожалуйста, по каким параметрам оценивается остановка?

Л.Б.: Первое, что оценивается в остановке - это прямолинейность. Затем оценивается, насколько лошадь остановилась в равновесии, то есть сохранила рамку: высшая точка - затылок, голова неподвижна и строго вертикальна, закрытый спокойный рот, зад подведен.

Кстати, можно сказать, что остановка состоит из нескольких частей, так как оценивается въезд-остановка-неподвижность-продолжение движения. Поэтому всаднику необходимо тщательно готовиться к остановке, правильно подъехать к ней, лошадь должна спокойно стоять, сколько попросит всадник, и четко подняться из остановки в требуемый аллюр.

З.М.: Как молодую лошадь обучают остановке?

Л.Б.: В процессе обучения молодой лошади самым главным и первостепенным является движение вперед. Поэтому сначала лошадь учат двигаться вперед, затем осваивают переходы из рыси в шаг - это и есть подготовка к остановке. Когда молодая лошадь научится правильно переходить из рыси в шаг, не будет падать на перед, растягиваться, сможет на переходе сохранять сбор, тогда можно приступать к остановкам. Желательно первое время делать остановки по стенке, так молодой лошади будет легче.

З.М.: Какие ошибки на остановке обычно совершают всадники?

Л.Б.: Одна из распространенных ошибок, которая встречается у всадников, это неправильное положение лошади на остановке, когда она сильно уходит за повод, теряет равновесие и «падает» на перед. Очень важно этого не допустить, так как из такого положения тяжело сделать хороший подъем в нужный аллюр, а значит, ваша оценка будет снижена. Оценивается не только остановка сама по себе, а как лошадь подошла, остановилась и тронулась в совокупности.

З.М.: Как помочь всадникам, которые делают правильную остановку, но не могут точно попасть на букву, из-за чего оценка снижается?

Л.Б.: Каждый всадник должен знать насколько заранее ему следует готовить лошадь к остановке. На тренировке ему необходимо регулярно проезжать схему или репетировать въезд и остановку отдельно, чтобы понять, когда он должен начать воздействие на лошадь, чтобы остановиться в нужном месте. В идеале, всадник должен остановиться так, чтобы буква была напротив его корпуса. Но если он останавливается на букве передними ногами лошади - это не смертельно и оценку не снизят. Ползти шагом к месту остановки только ради точности в 30 см тоже не надо. Из двух зол надо выбирать меньшее. Кроме того, лошадь не должна привыкать делать остановку всегда только на Х. Это может «выйти боком» при переходе из Малых езд в Большие: лошадь по привычке будет пытаться сделать остановку на Х, в то время как в Большом призе там надо пиаффировать. Во избежание подобных казусов на тренировках надо делать остановки в разных местах, чтобы лошадь останавливалась не по привычке, а по требованию всадника. Всадник должен четко представлять, где он хочет сделать следующую остановку. Так всадник себя приучит себя не промахиваться.

З.М.: Как сделать так, чтобы лошадь на остановке не наваливалась на повод?

Л.Б.: С самого начала надо научить молодую лошадь правильно «держать» повод: при движении вперед не схватывать его, не клацать ртом. Повод должен быть как резиновый - лошадь его слегка держит и в то же время, когда всадник попросит, она должна отозваться. Но ни в коем случае не нужно делать остановку только поводом. Надо подсказывать корпусом, что сейчас будет остановка. Для этого корпус всадника вытягивается вверх, а колени слегка сжимают лошадь. Во время остановки воздействие поводом должно быть минимальным. Перед остановкой делают полуодержки.

З.М.: Как исправить лошадь, которая на остановке не доставляет зад?

Л.Б.: Если лошадь не доставляет зад - это потеря равновесия. Но и в таком случае это дело поправимое: на тренировке, если лошадь отставила одну ногу, надо всегда просить лошадь «поправиться» (левую сторону поправляют левой ногой, правую - правой). Лошадь должна знать, что даже если она потеряла равновесие и остановилась не ровно, надо исправиться. К тому же, с отставленным задом она не сможет правильно тронуться.

З.М.: Как из остановки сделать правильный хороший подъем в рысь, чтобы лошадь не поднялась в галоп и не зажалась?

Л.Б.: В первую очередь, лошадь должна очень легко реагировать на шенкель. Если она остановилась и не потеряла равновесие, у нее подведен зад и голова находится в правильном положении, при этом лошадь хорошо реагирует на шенкель, то она должна с первого темпа подняться в рысь. В этом вопросе очень важна прямолинейность. Она достигается равномерной работой двух поводьев и двух шенкелей. В противном случае лошадь может быть согнута в одну сторону, из-за чего остановится криво. Если на остановке один повод натянут больше другого и один шенкель немного сзади, то лошадь может подняться в галоп.

З.М.: Многие всадники сталкиваются с тем, что после того как лошадь научилась осаживать, она начинает осаживать на каждой остановке. В чем причина такого поведения и как это исправить?

Л.Б.: Вообще на осаживании и на остановке всадник применяет разные воздействия на лошадь, чтобы она могла различать эти две команды. Поэтому, прежде всего, всадник должен строго следить за своими действиями. Но если такое случилось, то постарайтесь на какое-то время забыть про осаживание и дайте лошади успокоиться: чаще делайте просто остановки.

Некоторые всадники считают, что на осаживании надо подавать корпус назад, но это ошибочно. Когда вы трогаетесь вперед, лошадь должна пойти из-под всадника; получается, что всадник чуть-чуть отклоняет плечи назад. А теперь представьте себе, что вам сначала нужно осадить, а потом двинуть лошадь вперед. Получится, что всаднику надо будет дважды отклониться назад? В таком случае он практически ляжет на круп лошади. Это неправильно. На остановке всадник немного вытягивает корпус вверх, чтобы правильно остановиться, на осаживании он подает плечи чуть-чуть вперед, и после осаживания, чтобы двинуться вперед он подает плечи назад. Таким образом, лошадь разделяет для себя все эти команды и не путается.

З.М.: Что делать, если лошадь перед остановкой с галопа сначала переходит в рысь?

Л.Б.: При переходе из галопа в рысь всадник делает полуодержку внешним поводом и поддерживает лошадь шенкелем, чтобы показать, что движение вперед продолжается. А на остановке надо немного сработать равномерно обоими поводьями, сжать колени и чуть-чуть показать шенкелем лошади, что она должна подвести зад. Важно помнить, чем больше всадник тянет лошадь поводом, тем больше она упирается в него, а это приводит к сопротивлению.

З.М.: Как часто на тренировках вы работаете над остановкой?

Л.Б.: Все зависит от того, как работает лошадь, но стараюсь каждую тренировку. Особенно если у лошади есть проблемы с остановкой. Если же я чувствую, что лошадь не настроена делать остановки - путается, нервничает, не активна или не очень хорошо реагирует на повод - я стараюсь отвлечь лошадь на что-то другое, можно попробовать подготовительные элементы, переход рысь-шаг. Я считаю, если в какой-то день лошадь сильно нервничает и у нее не получается остановка, не стоит биться с ней, иначе у нее останутся негативные эмоции и в дальнейшем будет сложно научить ее спокойно останавливаться. Лучше всего, когда животное хорошо настроено, сделать пару остановок, похвалить и на этом отстать от него. Тогда у лошади будут положительные эмоции, и в следующий раз она будет охотнее работать. На этом и основана выездка.