Нормативы прыжки в длину с разбега, техника выполнения. Техника прыжка в длину с разбега Основные фазы прыжка в длину с разбега

Прочитав эту статью, вы узнаете, как правильно выполнять прыжок в длину с разбега и с места, а также какие рекорды на сегодняшний день установлены в этих видах спорта и каковы нормативы для старшеклассников и нормы ГТО. Начнем с описания прыжка с разбега, так как он сегодня является более популярным.

Прыжок с разбега: что необходимо, чтобы достичь хорошего результата?

Несмотря на видимую простоту движений, прыжок с разбега в длину предъявляет ряд серьезных требований. Без них невозможно будет достичь нужного результата. Определяющим в достижении в данном виде легкой атлетики хороших результатов является высокий уровень развития ловкости, прыгучести, силы и быстроты. Перед прыгуном стоит задача не только максимально разогнаться к моменту постановки ноги, но также и более сложное требование - трансформировать в процессе отталкивания в вертикальную скорость часть горизонтальной. Для этого необходим высокий уровень развития силы и быстроты. Благодаря скорости достигается возможность продвижения в горизонтальной плоскости как можно быстрее, а прыгучесть выражает способность выбросить тело спортсмена в вертикальной плоскости.

Составные части прыжка

Прыжок в длину состоит из следующих четырех частей: разбег, отталкивание, фаза полета и приземление. Уровнем беговой подготовленности, а также умением спортсмена набирать максимальную скорость определяется длина разбега. Прыжки в длину мужчины должны осуществлять с разбега не более 40-45 м, а женщины - 30-35 м. Скорость и длина его с повышением тренированности увеличивается. Длина разбега у детей существенно сокращается. Она равняется у младших школьников 15-20 метрам, если говорить о таком виде легкой атлетики, как прыжки в длину. Нормативы для учащихся старших классов сильно отличаются, как и длина разбега, которая составляет 25-30 метров.

Выполнение разбега

Два исходных положения используются в начале разбега: 1) когда на контрольной отметке одна нога спортсмена стоит впереди другой; 2) с предварительного движения (легкого бега или ходьбы). С постепенной либо быстро увеличивающейся скоростью выполняется разбег. Техника прыжка в длину подразумевает, что скорость должна быть максимальной к моменту отталкивания, туловище выполняющего прыжок должно находиться в вертикальном положении и существует возможность перейти к отталкиванию без лишнего напряжения.

Основными ошибками, наблюдающимися в технике разбега, можно считать следующие: бег "сидя" либо с сильным наклоном вперед туловища, что приводит к отведению назад таза. Это, в свою очередь, снижает качество отталкивания: наблюдается недостаточное выталкивание тела, излишняя напряженность мышц и малое вынесение вперед ног спортсмена. В процессе изучения техники ритмичного и быстрого разбега следует добиваться постоянства длины и количества шагов разбега, при этом скорость бега должна оставаться постоянной и не замедляться перед отталкиванием. Не должно наблюдаться чрезмерное увеличение или уменьшение длины последних шагов. Поэтому в процессе занятий целесообразно будет использовать на дорожке разбега контрольные отметки.

Отталкивание

Нога при отталкивании ставится на брусок. Это осуществляется загребающим быстрым движением по направлению сверху вниз, а также назад по отношению к туловищу. Стопа ставится по отношению к грунту всегда вниз и вперед практически прямой, при этом мышцы-разгибатели должны быть напряжены. Затем происходит под воздействием инерции массы тела сгибание ноги в суставах, а потом - выпрямление ее. Маховая нога вместе с выпрямлением толчковой выносится движением от бедра вперед-вверх. Прыжок в длину продолжается тем, что выносится в сторону и немного назад одноименная рука, другая же - вперед-вверх и несколько внутрь. Немного разгибается в колене маховая рука. Туловище сразу же после вылета находится приблизительно в том же положении, в каком оно находилось после отталкивания. Руки должны быть немного опущены. Они поддерживают равновесие всего туловища. Это положение получило название "вылет в шаге". Оно продолжается на протяжении более четверти от всей длины прыжка. Маховая рука после "вылета в шаге" опускается вниз, затем толчковая подтягивается к ней, а колени прыгуна приближаются к груди.

При выполнении отталкивания типичными ошибками являются следующие: неправильное направление усилий спортсмена, которое вызывается неправильным наклоном головы (назад или вперед) и туловища в момент, когда происходит отталкивание; преждевременное подтягивание прыгуном толчковой ноги; небольшая амплитуда движений, осуществляющихся свободными конечностями, а также ранняя перегруппировка спортсмена в полете, которая вызвана излишним напряжением его движений.

Приземление прыгуна

Прыгун, приземляясь, руки посылает вниз и назад. Спортсмен разгибает в коленных суставах ноги и выносит их вперед как можно дальше. Прыжок в длину завершается приземлением: сгибанием ног в суставах, наклоном вперед туловища и, наконец, выходом из ямы либо падением спортсмена в сторону.

Важную роль в достижении лучших результатов играет, кроме других элементов, и правильное приземление прыгуна. Совершенствованию и усвоению данного элемента необходимо уделить в технической подготовке значительное внимание. Следует понимать под правильным приземлением такое завершение полета, при котором спортсмен коснулся ногами земли как можно дальше впереди центра тяжести его тела, однако без падения назад и потери равновесия. При этом скорость полета гасится без резких толчков и сотрясений. Следует обращать внимание на глубокое и мягкое приземление в яме с песком.

Три способа приземления

Можно выделить 3 основных способа приземления. Самым распространенным является способ через глубокое приседание. Еще один - с прогибом из глубокого приседа, который осуществляется с перекатом через носки путем выведения вперед таза. Третий способ считается весьма выгодным - это приземление с использованием броска вперед - в сторону.

Три способа совершения прыжка

Прыжки в длину с разбега могут осуществляться следующими способами в зависимости от производимого в полете прыгуном характера движений: "прогнувшись", "согнув ноги", "ножницы". "Согнув ноги" - это техника, при которой туловище спортсмена принимает практически вертикальное положение, его ноги согнуты, а руки прыгуна вытянуты вперед и немного вниз или вверх. В полете спортсмен фиксирует свое положение с согнутыми ногами. "Прогнувшись" - это способ, при котором прыжки в длину с разбега осуществляются с совершением движения, напоминающего бег по воздуху. Пружиня, туловище находится при этом в вертикальном положении. Круговыми разносторонними движениями руки поддерживают равновесие всего тела, а также способствуют ритмичной работе, совершаемой в воздухе ногами. Осуществляя прыжок способом "ножницы", спортсмен в положении шага после взлета меняет положение ног, после чего подтягивает конечность, которая оказалась сзади после смены, с последующим вытеснением вперед обеих ног для приземления, либо он совершает 2 полных шага (положение нижних конечностей дважды меняется) и 1 приставной, при этом подтягивая находящуюся сзади ногу.

Главной задачей при выполнении всех этих способов является сохранение равновесия в полете, а также обеспечение максимально выгодных для приземления условий. Осуществляя выбор способа прыжка, следует обращать внимание на спортивную подготовленность прыгуна, особенности физического развития, а также координацию движений и силовые качества. Ведущие спортсмены в настоящее время прыгают с разбега в длину способом "ножницы". Объясняется это тем, что такой способ представляет собой как бы естественное продолжение разбега. Его использование способствует более слитному переходу тела в полет. Однако для освоения данного способа нужна большая работа по овладению ритмичным и стремительным бегом, сочетающимся с отталкиванием вверх.

В процессе обучения рекомендуется овладеть всеми этими способами движения тела в полете. Объясняется это тем, что знание основных вариантов прыжка содействует улучшению ориентировки в пространстве и координации. Следует начинать изучение данных способов с отталкивания от грунта и лишь при осуществлении прыжков с полного разбега можно отталкиваться от бруска. Необходимо соблюдать всеобщее правило, заключающееся в том, что следует идти от простого к сложному. Поэтому рекомендуется вначале познакомиться с самым простым способом прыжка - "согнув ноги".

Сектор для прыжков

Следует сказать, что сектор для прыжков обыкновенно оборудован ямой (длина ее должна быть не менее 10 метров, ширина - не менее 2,75 метра, а глубина - как минимум 0,5 метра). В яме находится песок для приземления, а также деревянный брусок, предназначенный для отталкивания (длина его составляет 1,21-1,22 см, ширина - 19,8-20,2 см, а толщина - 0,1 м). Этот брусок устанавливается на одном уровне с дорожкой для разбега (ширина - 1,22 м, длина - минимум 40 м) и песком.

Количество попыток и измерение результата

Каждую попытку спортсмены выполняют поочередно (всего 6 попыток). Не более полутора минут отводится на выполнение каждого прыжка. Победитель определяется по самому лучшему результату, показанному им из всех шести попыток. Рулеткой производится измерение результата. Нулевая отметка при этом устанавливается в точке, ближайшей к бруску, которая была оставлена любой частью тела спортсмена в яме с песком. Результат считается в целых сантиметрах, при этом округление происходит в сторону уменьшения.

Выделим случаи, при которых прыжок не засчитывается:

1) если участник пробежал сбоку от бруска или через него;

2) если он наступил ногой на линию измерения;

3) в случае если спортсмен оттолкнулся двумя ногами;

4) если он коснулся во время прыжка земли до ямы;

5) если прыгун применил сальто в прыжке.

Занятия, предшествующие обучению технике прыжка

Обучение прыжкам в длину следует начинать со следующих занятий: прыжки с разбега в высоту, бег на короткие дистанции, толкание ядра. Это позволит улучшить общую физическую форму спортсмена, а также повысить уровень силовой и скоростной подготовленности занимающихся. Умение быстро бегать необходимо для овладения разбегом. Вместе с тем следует развивать силу, необходимую для мощного отталкивания. Желательно также для достижения максимальной плотности занятий выполнять отдельные прыжки и специальные прыжковые упражнения.

Прыжок с места и его составные части

Прыжки в длину с места в основном применяются в качестве тренировок. Тем не менее проводятся соревнования по ним, а также по тройному прыжку, выполняемому с места (о нем мы тоже расскажем). Прыжки в длину, в высоту с места также проводят как контрольное испытание, помогающее определить силу и прыгучесть ног.

Техника прыжка, выполняемого с места, делится на следующие составные части:

Подготовка к отталкиванию;

Непосредственно отталкивание;

Завершающая стадия - приземление.

Техника прыжка с места

Спортсмен, осуществляя подготовку к отталкиванию, подходит к линии, с которой оно производится. Он ставит стопы на ширину плеч либо несколько уже ее, после чего поднимает руки вверх и немного назад, прогибаясь одновременно в пояснице, а также поднимаясь на носки. Затем плавно, но вместе с тем довольно быстро прыгун опускает руки по направлению вниз-назад, опускаясь одновременно на всю стопу, сгибая в тазобедренных и коленных суставах ноги, наклоняясь вперед так, чтобы впереди стоп были его плечи, а над носками находился тазобедренный сустав.

Отведенные назад руки должны быть немного согнутыми в локтевых суставах. Спортсмен, не задерживаясь в данном положении, переходит непосредственно к отталкиванию. Его важно начинать в тот момент, когда тело выполняющего прыжок все еще опускается вниз по инерции, то есть само оно еще движется вниз, но уже происходит разгибание ног в тазобедренных суставах. Руки при этом быстро и активно выносятся вперед и немного вверх в направлении прыжка. После этого ноги в коленных суставах разгибаются, происходит сгибание их в суставах голеностопных. Отталкивание завершается в момент, когда стопы отрываются от грунта.

После этого прыгун распрямляет все свое тело. Он вытягивается, как струна, и сгибает затем в тазобедренных и коленных суставах ноги, после чего подтягивает их к груди. При этом руки отводятся в направлении назад-вниз, а затем спортсмен выпрямляет свои ноги в коленных суставах для того, чтобы вывести стопы вперед для совершения приземления. Прыгун в момент касания места приземления ногами активно выводит вперед руки, сгибает одновременно в коленных суставах ноги и подтягивает к месту приземления таз. Так завершается фаза полета. Должно быть упругим сгибание ног, выполняться с сопротивлением. Прыгун после остановки выпрямляется. Он совершает два шага вперед, после чего выходит с места своего приземления. Так завершаются прыжки в длину с места.

Выполняемый с места тройной прыжок

Техника его выполнения делится на следующие этапы:

1-е отталкивание спортсмена с двух ног;

Полет его в 1-м шаге;

2-е отталкивание;

Полет во 2-м шаге;

3-е отталкивание;

И, наконец, приземление на обе ноги.

В тройном прыжке чередование ног осуществляется поочередно, то есть с обеих ног - на левую, затем - на правую, снова на левую и после этого на две. Так же, как и в прыжке с места, выполняется отталкивание с 2 ног. После этого спортсмен, сгибая ногу в коленном суставе, выносит ее вперед, голень должна быть направлена чуть вперед или вниз. Вторая нога спортсмена задерживается сзади, немного согнутая при этом в коленном суставе (так называемый полет в шаге). Затем прыгун ставит на грунт находящуюся впереди ногу "загребающей" постановкой. Вторая нога одновременно выводится вперед маховым движением, помогая осуществить отталкивание одной ногой.

Затем повторяется полет в шаге, но с другой ноги. Подобным образом совершается и 3-е отталкивание. Прыгун в третьем полете подтягивает к маховой ноге толчковую, сгибая ее в коленном суставе, а затем выполняет приземление, приближая к груди колени (само приземление аналогично выполняемому в прыжках с места).

Мировой рекорд по прыжкам в длину

Прыжки в длину, как известно, - это олимпийский вид спорта. Спортсмены долгое время не могли установить новый мировой рекорд по прыжкам в длину. Еще в 1991 году Майк Пауэлл стал рекордсменом, прыгнув в Токио с разбега в длину на 8,95 м. Среди женщин новый мировой рекорд не появлялся еще дольше. Галина Чистякова из СССР прыгнула 11 июня 1988 года на 7,52 м. До сих пор самыми лучшими являются оба этих результата, никому с тех времен не удалось поставить новый рекорд мировой.

Прыжок в длину с места тоже имеет своих рекордсменов. Современный рекорд прыжка в длину с места принадлежит Чэнь Хси Пину, китайскому легкоатлету. Он прыгнул в Пекине в январе 2010 году на 4 м 8 см. Упражнение это входило когда-то в программу Олимпийских игр. Вне конкуренции был тогда Рей Юри, американец. Он установил мировой рекорд прыжка в длину с места, прыгнув на 3,47 метра. Также ему удалось прыгнуть в высоту на 1,65 м. Этот спортсмен одержал победу на трех Олимпиадах, прошедших в 1900, 1904 и 1908 гг.

Школьные нормативы и нормативы ГТО по прыжкам в длину

Для учащихся старших классов школ установлены следующие нормативы по прыжкам с разбега. Для девочек:

10 класс: 360 см на пятерку, 340 - на четверку и 300 - на тройку;

11 класс: 380 - на пятерку, 340 - на четверку и 310 - на тройку.

Для мальчиков они следующие:

10 класс: 440 - на пятерку, 400 - на четверку и 340 - на тройку;

11 класс: 460 - на пятерку, 420 - на четверку и 370 - на тройку.

Нормами ГТО предусмотрены прыжки в длину с места. Нормативы для мужчин в возрасте от 18 до 24 лет составляют 215 (бронзовый значок), 230 (серебряный), 240 (золотой). В возрастной категории от 25 до 29 лет, для сравнения, 225 - бронзовый, 230 - серебряный и 240 - золотой. Для девушек от 18 до 24 лет - соответственно 170, 180 и 195, в возрасте от 25 до 29 лет - 165, 175 и 190. На такое расстояние должны совершаться прыжки в длину с места. Нормативы даны были лишь для формирования некоторого представления о том, на какое расстояние необходимо уметь прыгать. Нормы ГТО подразумевают и другие возрастные категории.

Значительную трудность при выполнении прыжков в длину представляет сочетание быстрого разбега с мощным отталкиванием. На совершенствование именно этих элементов и должны быть направлены основные усилия прыгуна в длину. Все четыре фазы прыжка в длину - разбег, отталкивание, полет и приземление - между собой взаимосвязаны и одинаково важны.

Разбег в прыжках в длину напоминает разгон при беге на короткие дистанции. Его длина колеблется у мужчин от 35 до 45 м, у женщин от 30 до 35 м. У новичков разбег короче, у квалифицированных спортсменов - длиннее. Очень важно, чтобы в ходе обучения и тренировки была определена постоянная длина разбега. Это позволит прыгуну выбрать стабильный ритм разбега и уверенно попадать толчковой ногой на брусок отталкивания.

Длина разбега и контрольные отметки могут меняться в зависимости от грунта, ветра, самочувствия спортсмена. По мере ускорения наклон туловища постоянно уменьшается и к концу разбега тело принимает почти вертикальное положение. К контрольной отметке спортсмен должен достичь наибольшей скорости разбега. Выполняется как бы подседание в момент предпоследнего, самого большого шага. Последний шаг на 20-30 см короче предыдущего. Это позволяет прыгуну ускорить постановку толчковой ноги на брусок. Постановка ноги выполняется упруго, как бы загребающим движением под себя, избегая удара. Стопа ставится на брусок плоско, с одновременным касанием грунта пяткой и шипами.

Отталкивание выполняется очень быстро и резко. Оно сопровождается согласованными и энергичными движениями маховой ноги и рук: маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх до горизонтального положения бедра; плечи поднимаются; руки делают энергичный взмах - одна вперед и несколько внутрь, другая - в сторону и назад. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах.

Оттолкнувшись от бруска, прыгун выполняет ряд движений для сохранения устойчивого положения в полете и подготовки к приземлению.

По движениям прыгуна в полете принято выделять следующие способы прыжков в длину: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».

При прыжке способом «согнув ноги» возникают вращательные движения тела вперед и в сторону толчковой ноги. Закручивание вперед вынуждает прыгуна к преждевременному приземлению, что уменьшает результат прыжка. Для уменьшения вращения выгодно несколько дольше задержаться в положении «шага» в воздухе. Во второй половине полета прыгун подтягивает толчковую ногу к маховой, поднимает колени к груди и опускает руки вперед - вниз или оставляет их вытянутыми вперед.

При прыжке способом «прогнувшись» спортсмен в полете имеет более устойчивое положение, что позволяет ему при приземлении вынести ноги дальше вперед и этим увеличить спортивный результат. Прыгун в воздухе делает движение маховой ногой, стараясь шагнуть в воздухе как можно дальше вперед. После такого «полета в шаге» прыгун энергично прогибается: это облегчает последующий вынос ног при приземлении. Опуская руки вперед--вниз и активно вынося обе ноги вперед, спортсмен старается коснуться ими поверхности песка как можно дальше. Прыжок способом «ножницы» является наиболее эффективным. Этим способом прыгают все сильнейшие прыгуны. Суть его заключается в том, что после отталкивания прыгун как бы продолжает беговые движения в полете.

Приземление при всех способах прыжков в длину с разбега производится одновременно на обе ноги в яму с песком. Оно заканчивается глубоким приседанием и выходом вперед или падением вперед - в сторону. Каким бы способом ни прыгал спортсмен, он должен перед приземлением вынести («выбросить») ноги как можно дальше вперед, наклоняя при этом вперед туловище и отводя назад руки. Наиболее выгодной при этом будет «группировка», при которой прыгун находится как бы в положении «сидя». В момент касания песка пятками ноги несколько разведены и, как только получат упор, сгибаются в коленях. Плечи и руки посылаются вперед, чтобы избежать падения назад.

Последовательность в изучении и совершенствовании техники прыжков в длину с разбега различными способами в основном идентична и может быть следующей.

Тактика прыгуна в длину на соревнованиях. Явиться к месту соревнований нужно с таким расчетом, чтобы без суеты и спешки переодеться, уточнить время своего выступления, приступить к разминке и своевременно ее закончить. Готовясь к выступлению спортсмен должен внимательно присмотреться к условиям, опробовать место соревнований и внести необходимые поправки в разбег. После вызова следует сосредоточить внимание на командах судьи и на точном выполнении прыжка.

В процессе выполнения прыжка важно помнить о намеченном плане, концентрируя внимание на трудных элементах. Часть времени между попытками следует использовать для отдыха, часть; для подготовки к следующей попытке. Отдыхать лучше полулежа, а минут за 5 до выхода на прыжок рекомендуется начать подготовку к очередной попытке -- ходить, делать подскоки, короткие пробежки и упражнения на расслабление мышц. Если в предыдущем прыжке не удалась какая-нибудь деталь техники, проделать несколько раз неудавшийся элемент.

Прыжок в длину стилем «ножницы»

Прыжок в длину - дисциплина технических видов легкоатлетической программы, относящаяся к горизонтальным прыжкам.

Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной, Олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин - с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Правила соревнований

Задача атлета - достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам, установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке.

Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления.

Сектор для прыжка в длину Попадание на доску отталкивания

Техника и стиль

У мужчин атлетов мирового класса, начальная скорость при отталкивании от доски достигает 9,4-9,8 м/c. Оптимальным углом вылета центра масс спортсмена к горизонту считается 20-22 градуса и высота центра масс относительно обычного положения при ходьбе - 50-70 см. Наивысшей скорости атлеты обычно достигают на последних трёх-четырёх шагах разбега.

Прыжок состоит из четырёх фаз: разбега, отталкивания, полёта и приземления. Наибольшие различия, с точки зрения техники, затрагивают полётную фазу прыжка.

    «В шаге» (The Stride jump или Sail jump (англ.))-Простейшая техника, известная ещё с XIX века и знакомая спортсменам-любителям с уроков физкультуры - это прыжок «в шаге» или «согнув ноги». После отталкивания толчковая нога через сторону присоединяется к маховой и плечи отводятся немного назад. Хотя это элементарный вариант прыжка, но им пользуются атлеты высокого уровня и в XXI веке. Так английский легкоатлет Кристофер Томлинсон, который имеет в активе прыжок на 8,35 м (рекорд Великобритании), прыгает «в шаге». Этим же стилем Галина Чистякова установила мировой рекорд 7,52 м.
    «Прогнувшись» (The Hang Style (англ.)) - более сложный вариант, требующий большей тренированности и координации. Прыгун в полёте прогибает тело в пояснице и как бы делает паузу перед приземлением. В 1920 году эту технику впервые продемонстрировал финский прыгун Туулос. На современном этапе развития лёгкой атлетики это наиболее популярная техника у прыгуний-женщин. Этим стилем например прыгала Хайке Дрекслер.
    «Ножницы» (The Hitch-Kick (англ.)) - наиболее сложный вариант, требующий высоких скоростно-силовых качеств спортсмена. Спортсмен в полете словно продолжает бег и делает 1,5, 2,5 или 3,5 шага ногами по воздуху. Это наиболее популярная техника у спортсменов мужчин высокого класса.

Стилем «ножницы», прыгнул на 8,95 в 1991 году Майк Пауэлл. Этим же стилем прыгнул на 8,90 м в Олимпийском Мехико (1968) Боб Бимон.

Игорь Тер-Ованесян вспоминал впоследствии подробности этого прыжка:

Наблюдая выдающихся танцовщиков, я не раз восхищался их удивительной способностью как бы зависать в воздухе на какое-то мгновение во время прыжка. Это зависание, которое называется у них «баллон», с трудом поддается тренировке и в большинстве своём является врождённой способностью. У Бимона в середине полёта, даже больше во второй его половине, в тот момент, когда другие прыгуны камнем падают вниз, произошло это чудо - «баллон», и он завис над прыжковой ямой, словно на невидимом парашюте.

История

Прыжки в длину в древности

Античный прыгун в длину

Прыжок в длину был распространённой дисциплиной античных олимпийских игр. По дошедшим свидетельствам, техника прыжка принципиально отличалась от современной. При прыжке атлеты держали в руках специальный груз, напоминающий гантели, который перед приземлением отбрасывали назад. Вероятно, считалось, что таким образом они увеличивают длину прыжка.

По имеющимся данным древнегреческий атлет Хионис на Играх прошедших в 656 году до н. э. достиг результата 7,05 м. Есть также сведения о том что некоторые атлеты достигали результатов свыше 15 метров, но исследователи считают что речь идёт о тройном прыжке.

Современное состояние

C возрождением интереса к спорту и лёгкой атлетике, прыжки в длину с конца XIX века становятся популярной дисциплиной технических видов. В 1898 году мировой рекорд в прыжках в длину у мужчин принадлежал американцу Майеру Принштайну - 7,23 м. На первых Олимпийских играх также проводились соревнования по прыжкам в длину с места, но они быстро потеряли популярность.

Прыжок в длину относится к наиболее консервативным дисциплинам. Так 8-метровый рубеж (8,13) у мужчин был впервые преодолен Джесси Оуэнсом еще в 1935 году, и по сей день с этим результатом можно выиграть крупные международные соревнования уровня «Гран-при».

В историю этого вида вошло противостояние:

    Ральф Бостон (США) и Игорь Тер-Ованесян (СССР). Карл Льюис (США) и Майк Пауэлл (США).

Легендой стал прыжок Боба Бимона на 8,90 метра на Олимпиаде в Мехико (1968). До того неизвестный атлет превзошёл предыдущий рекорд мира сразу на 55 см. Этот рекорд был побит Майком Пауэллом, прыгнувшим в 1991 году на 8,95 м на чемпионате мира в Токио, чей результат остаётся непревзойдённым и поныне.

Дуэль Льюиса и Пауэлла на чемпионате мира в Токио

Основная статья: Чемпионат мира по лёгкой атлетике 1991 - прыжки в длину (мужчины)

Дуэль Льюиса и Пауэлла на чемпионате мира 1991 года в Токио по праву считается одним из величайших спортивных соревнований в истории лёгкой атлетики. В секторе для прыжков был превзойдён казавшийся вечным мировой рекорд Боба Бимона, установленный в 1968 году на Олимпиаде в Мехико.

К моменту начала соревнований Льюис в течение 10 лет не знал поражений, одержав подряд 65 побед. Менее титулованный Пауэлл был серебряным призёром Олимпиады 1988 года в Сеуле и имел лучший результат в мире в 1990 году.

В первой попытке Льюис установил рекорд чемпионатов мира, прыгнув на 8,68 м. Всего три раза за свою спортивную карьеру он прыгал дальше. Пауэлл в первой попытке заступил, а в следующей с результатом 8,54 м вышел на второе место. На третьей позиции закрепился Ларри Мирикс, который, однако, не мог составить серьёзной конкуренции лидерам.

В третьей попытке с попутным ветром 2,3 м/с Льюис показал 8,83 м, один из лучших результатов за всю историю лёгкой атлетики. Пауэлл в третьей попытке улетел в район 8,80 м, однако заступил.

Четвёртая попытка Льюиса была исторической: 8,91 м, первый за 23 года прыжок, превышавший мировой рекорд Боба Бимона. Несмотря на то, что результат был показан с сильным попутным ветром (3 м/с) и не мог быть зафиксирован в качестве нового мирового рекорда, он шёл в зачёт соревнований. Теперь чтобы победить Льюиса, Пауэллу необходимо было устанавливать мировой рекорд.

Развязка этой интриги наступила в пятой попытке. С попутным ветром 0,3 м/с Пауэлл прыгнул на 8,95 м и тем самым превзошёл «вечный рекорд» Бимона, причём сделал это на равнинном стадионе.

Два последних прыжка Льюиса были прекрасны: 8,87 и 8,84 м. Он установил личный рекорд (прыжок на 8,91 м личным рекордом не считался, потому что был сделан при чрезмерном попутном ветре), однако обойти Пауэлла не смог.

Ларри Мирикс с прекрасным результатом 8,42 м стал третьим.

В дальнейшем Пауэлл дважды прыгал за отметку мирового рекорда: 8,99 м в 1992 году и 8,95 в 1994, однако оба прыжка были совершены при попутном ветре, превышавшем допустимую норму 2 м/с, и не были зафиксированы в качестве рекордов.

Льюис, который кроме блестящего выступления в секторе для прыжков, установил на этом чемпионате мировой рекорд в беге на 100 м, был объявлен лучшим атлетом 1991 года.

Дальние прыжки с попутным ветром

Поскольку попутный ветер может значительно увеличить дальность прыжка, по правилам ИААФ не регистрируются в качестве рекордов результаты, показанные при скорости попутного ветра более 2 м/с. Поэтому лучшие результаты, показанные на соревнованиях, могут превышать официальный мировой рекорд. Самым дальним прыжком в истории лёгкой атлетики является прыжок на 8,99 м Майка Пауэлла (США), совершённый 21 июля 1992 года на соревнованиях в высокогорном посёлке Сестриере при скорости попутного ветра 4,0 м/с. На этих же соревнованиях Хайке Дрекслер (Германия) прыгнула на 7,63 м при скорости попутного ветра 2,1 м/с, установив высшее достижение среди женщин. Следует отметить также прыжок на 8,96 м кубинца Ивана Педросо 29 июля 1995 года в Сестриере, когда измеренная скорость ветра составила 1,2 м/с, однако результат этого замера был признан ошибочным.

Мировые рекорды

Открытые стадионы

Прыжки в длину

Пятиборье

Неофициальные рекорды (до появления ИААФ)

Прыжки – одна из старейших дисциплин легкой атлетики. Школьная программа по физической культуре включает в себя прыжки и в длину, и в высоту. Благодаря высокому уровню прыжков улучшается техника игры в волейбол, баскетбол, большой теннис и многих других видов спорта. Зачастую атлеты предпочитают сочетание силовых занятий с прыжковыми, поскольку они делают процесс тренировки более разнообразным и многогранным, развивают силу и ловкость, наряду с гибкостью и скоростью. Прыжки в длину способствуют развитию скорости, силы отталкивания, координации. Прыжок в длину можно совершать с места, или с разбега, в обоих случаях разная техника выполнения прыжка.

ГТО нормативы прыжки в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега (см) ГТО

Мальчики

2 ступень (9-10 лет)
3 ступень (11-12 лет)
4 ступень (13-15 лет)
5 ступень (16-17 лет)
6 ступень (18-24 лет)
6 ступень (25-29 лет) далее не проводится

О технике выполнения прыжка посмотрите это видео:

Известны 3 метода прыжка:

  • С согнутыми ногами;
  • В виде ножниц;
  • «прогнувшись».

Для совершения прыжка в длину с разбега используются 4 взаимосвязанные части:

  • разбег;
  • отталкивание;
  • полет;
  • приземление.

Разбег и отталкивание в любом прыжке производятся по одинаковой технике. Отличаются лишь методы группировки при полете. Насколько успешным будет прыжок в длину во многом зависит от разбега, состоящего из 20-22 беговых шагов (среди женщин – 18-20 шагов). Более короткая дистанция не позволяет развивать максимальную скорость, а меньшая скорость, в свою очередь, не позволяет далеко прыгать.


Кроме быстрого разбега, при совершении прыжка в длину, нужно уметь стабильно ставить ногу на брусок и сильно отталкиваться, сохраняя при этом равновесие при полете, а после рационально приземлиться. На результат такого прыжка оказывает приоритетное влияние скорость разбега и угол отталкивания. Длину разбега определяет уровень беговой готовности спортсмена. Ребенку дошкольного возраста для разбега требуется расстояние в 16-22 м., а старшекласснику – 25-35 м. Среди девочек разбег на 2-3 м. меньше, нежели среди мальчиков.

Чтобы достигнуть стабильности шагов нужно встать в стандартное для разбега исходное положение. Зачастую одну ногу принято отставлять назад. Для предотвращения колебаний длины шагов, первый всегда нужно выполнять одинаковым по длине. Разбег бывает двух вариантов: с постепенным увеличением скорости, которая может достигнуть максимума к отталкиванию, и с быстрым ростом скорости и ее поддержании до отталкивания.

Первый этап разбега похож на бег спринтера с низкой стартовой точки. Туловище нужно наклонить вперед и энергично работать руками. К середине разбега нужно выпрямить туловище и перед предпоследним шагом быть в вертикальном положении. К концу разбега, с поддержкой, а иногда и слегка с увеличением достигнутой ранее скорости, прыгуну нужно выполнить движение свободно, без лишнего напряжения, что даст ему возможность быстрого и естественного перехода к отталкиванию. Чтобы разбег был более точным, спортсмен должен сделать контрольную отметку за 6 беговых шагов до специальной доски, на которую ему нужно наступить толчковой ногой. Отталкивание должно выполняться максимально быстро. На предпоследнем шаге слегка понижается тело. Длина последнего шага должна быть меньше предыдущего на 25-30 сантиметров. Благодаря ускоренной постановки ноги на брусок сохраняется горизонтальная скорость.


Если при постановке ноги слышен «шлепок», значит мышцы голеностопного сустава слабые. Если постановка ноги упругая, она будет бесшумной. При амортизации ногу изначально нужно согнуть в каждом суставе, а после выпрямить под действием инерции своей массы тела при приближении к вертикали. В ходе отталкивания одноименную маховой ноге руку отводят назад в сторону, другой делается энергичный взмах вверх и немного внутрь. Начиная выпрямление толчковой ноги, маховую ногу активным движением от бедра нужно вынести вперед-вверх, выпрямить туловище, поднять вверх грудь и плечи. В любом способе прыжка в длину первый этап полета (взлет) выполняется одинаково. Согнутую вперед маховую ногу с высоко поднятым бедром нужно ставить вперед, толчковую оставить сзади, приняв при этом положение «широкого шага». Далее прыгун выполняет движения, соответствующие способу прыжка:

  1. Прыжок «согнутыми ногами» Это самый простой способ. Именно он изучается в школьной программе. После полета «в шаге» маховую ногу нужно немного опустить вниз, толчковую подтянуть к ней, и обе ноги прижать к груди. Так спортсмен может принять положение группировки, опустив вниз руки. Перед приземлением он должен выпрямить ноги, постараться выбросить их максимально вперед, с отведением рук назад.
  2. Прыжок «прогнувшись»; Этот способ более эффективный, поскольку дает возможность избежать вращения и приземление более легкое. После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, как и толчковую, таз вывезти вперед, руками сделать дугообразное движение. Прыгун должен прогнуться в поясничной и грудной части, немного отвести назад плечи. Затем принять исходное положение и приземлиться.
  3. Прыжок «ножницы»; Он слегка отличается от первых двух. В данном случае прыгуну не нужно в полете принимать какого-либо фиксированного положения, а нужно выполнять почти те же движения, как во время разбега, как бы продолжая «бежать в воздухе». После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, а толчковую вывести вперед. Далее при опускании маховой ноги таз выводится вперед. После этого назад нужно отвести уже толчковую ногу, а маховую вынести вперед. Ноги остаются согнутыми в коленях, руки повторяют ритм движения ног. Готовясь к приземлению прыгун должен соединить ноги, подтянуть их к груди, а после выбросить их вперед. Осуществляя прыжок «ножницы» делается 2,5-3,5 беговых шага.

В каждом из этих способов приземление одинаковое. Согнутые ноги нужно поднять так, чтобы пятки были слегка ниже уровня таза, а затем выбросить вперед. При выбрасывании ног прыгун должен быть в группировке, предусматривающем значительный наклон туловища, или положение «сидя», что больше относится к начинающим прыгунам. В завершении приземления ноги сгибаются и выходят вперед.

Как подготовиться к прыжку в длину с разбега?


В начальном этапе прыгун принимает исходное положение. Этот этап довольно важен, поскольку определяется сила толчка и общий итог прыжка. Чтобы принять правильную позицию, необходимо соблюдение следующих действий:

  • встать на стартовую линию;
  • расставить ноги на ширине плеч;
  • опустить руки вниз, с легким отведением назад;
  • согнуть локти, чтобы можно было вытолкнуть тело вперед;
  • поставить ноги на стопы;
  • согнуть колени и тазобедренные суставы, расположив их на уровне носков.

Как правильно отталкиваться?

Этот этап идет сразу за предыдущим, без остановки, когда тело продолжает двигаться по инерции вниз, а тазобедренные суставы разгибаются.


Руки нужно выбросить вперед в том направлении, в котором выполняется прыжок. Для выполнения второй фазы соблюдаются следующие действия:

  • резко выбросить руки вперед;
  • подтянуть вперед тазобедренные суставы;
  • разогнуть коленные суставы;
  • оторвать от земли стопы.

Как правильно приземляться?

Находясь в воздухе, спортсмен должен подтянуть колени к груди и вытянуть тело в виде прямой линии.


Когда завершится стадия полета, можно опустить руки, вынести стопы вперед. После нужно правильно приземлиться. Чтобы полет и приземление были выполнены правильно, спортсмен должен:

  1. При приземлении вывести руки вперед, что позволит лучше удержать равновесие;
  2. Согнуть колени для упругости приземления. При этом это позволяет снизить нагрузку на связки и суставы;
  3. Выпрямить тело при приземлении и завершить выполнение упражнения.

Что нужно знать о прыжках в длину с места?

Прыжок в длину с места считается самостоятельным видом соревнований, школьная программа по физкультуре предусматривает . Также он зачастую включен в программу многоборья легкой атлетики, или представлен в виде отдельного упражнения. Освоим технику прыжка в длину с места, можно развивать свои скоростные и силовые качества, навыки спринтера.

Прежде чем начать разбор техники прыжков с места, необходимо разобраться с самим упражнением. Еще в школе детей учат выполнению данного упражнения. Так, одновременно оторвав от поверхности ноги, прыгун должен совершить прыжок так, чтобы в полете была преодолена максимальная дистанция. После приземления спортсмен должен выпрямиться и завершить упражнение, покинув зону приземления. Далее происходит измерение длины прыжка. Длина засчитывается от отрывной точки до точки приземления. При этом точка приземления – ближайшая точка касания какой-либо части тела с поверхностью. Согласно нормативам для учеников школ в возрасте 8-10 лет норматив – это 120-160 см., школьников 11-15-летнего возраста – 150-200 см., для мужчин возрастной категории 16-30 лет – 200-240 см.

Техника прыжков в длину с разбега

Среди основных задач обучения:

  • Изучение техники прыжка в длину с разбега, в частности, это правильное:
  • Отталкивание с вылетом в шаге;
  • Отталкивание с разбегом;
  • Приземление;
  • Движение в полете.

Совершенствование техники:

  • Прыжки в длину вместе с укороченным и средним разбегом;
  • Прыжки с полным разбегом и в обстановке соревнования.

Как проводятся соревнования по прыжкам в длину?

Длина дорожки для разбега должна составлять не меньше 40 м., а ширина 1,25 м. Яма должна быть наполнена влажным песком, хорошенько взрыхленным. Его поверхность соответствует по уровню поверхности дорожки для разбега. По обеим сторонам дорожки для разбега и боковым бортам ямы для приземления предусмотрена зона безопасности, ширина которой составляет не меньше 1 м.


Прыгун отталкивается одной ногой и приземляется в яму с песком. Длина прыжка измеряется от самой ближней к бруску точки прикосновения любой части тела или одежды спортсмена по прямой перпендикулярной линии.

Прыжок не будет засчитан в том случае, если:

  1. не выполнен прыжок, спортсмен пробежал по бруску или вдоль него, пересекая линия приземления;
  2. отталкивание было выполнено с заступом или наступлением на линию измерения;
  3. отталкивание было выполнено сбоку от бруска;
  4. прыгун коснется песка какой-нибудь частью тела за местом приземления, потеряв равновесие после приземления, или вернувшись назад по яме приземления;
  5. применена любая форма сальто при прыжке.

Какие ошибки совершаются при прыжках с места?

Как дети школьного возраста, так и опытные спортсмены при выполнении прыжков в длину с места иногда совершают типичные ошибки, ухудшающие результаты. В том числе они:

  1. не согласовано двигают руками и ногами;
  2. преждевременно опускают ноги;
  3. не полно выпрямляют коленные и тазобедренные суставы;
  4. падают при контакте с землей.


Нужно также помнить о важности разминки и ее значении. Необходима она для предотвращения травм. Также стоит учитывать, что научиться правильно прыгать получится только при достаточном развитии ног и плеч, а также общей физической подготовке. Вот почему нужно стремиться усовершенствовать в целом свои силовые параметры. Чтобы прыжок получился дальним и правильным, стоит соблюдать некоторые рекомендации:

  • обязательно изучить технику выполнения прыжка – довести ее до идеальности;
  • укрепить мышцы верхней части тела силовыми упражнениями;
  • больше бегать;
  • тренироваться в других видах прыжков: с разбега, с места, в высоту и т.д.;
  • ежедневно делать упражнения на растяжку;
  • следить за своим прогрессом для улучшения достижений.

Прыжки в длину и в высоту - одна из наиболее популярных дисциплин легкой атлетики. Обучение прыжкам можно начинать в возрасте 8−10 лет, при наличии базового уровня общей физической подготовки и хорошего состояния здоровья. Сначала в секцию принимаются все желающие, но со временем тренер оставляет только тех, кто демонстрирует выдающиеся результаты. Для прыгуна важен каждый сантиметр, поэтому тренировки - это упорная работа.

Чтобы улучшить достигнутые результаты, порой требуются месяцы интенсивных занятий. Но затраченные усилия непременно окупятся. Перспективные прыгуны уже в подростковом возрасте становятся участниками соревнований регионального, федерального и международного уровня. Даже если ребенок не станет профессиональным спортсменом, занятия прыжками - один из лучших способов стать стройным и подтянутым, развить быструю реакцию, стать ловким, смелым и дисциплинированным.

Особенности обучения прыжкам в длину

Техника прыжков с места значительно отличается от выполнения прыжков с разбега. Чтобы прыгать красиво и правильно, требуется:

  • Иметь хорошую координацию движений.
  • Уметь правильно падать, чтобы избежать травм.
  • Быть выносливым.
  • Иметь крепкую мускулатуру рук и ног.

Для того чтобы начать обучение, ребенку младшего школьного возраста понадобится удобный спортивный костюм (его стоимость в среднем составляет 520 рублей), а также абонемент в спортивную школу. Обычно занятие в детско-юношеской спортивной школе строится по следующему принципу: сначала ученики под руководством тренера выполняют легкую подготовительную разминку, а потом по очереди начинают прыгать в длину.

Чтобы научиться делать это грамотно и с хорошим результатом, требуется как минимум несколько месяцев регулярных занятий. Однако, некоторые одаренные юные легкоатлеты начинают прыгать далеко и устанавливать личные рекорды уже через два месяца после начала обучения.

Во время обучения задача грамотного тренера - объяснить ученикам, что стремление прыгнуть как можно дальше не должно стать самоцелью . Невозможно совершить красивый и длинный прыжок, не обладая базовыми техническими навыками. Также нужно уметь правильно приземляться и группироваться о время приземления для того, чтобы избежать серьезных травм: открытых и закрытых переломов, растяжений мышц и связок.

После каждого занятия тренер подводит итоги, отмечая наиболее способных учеников и по возможности поощряя и подбадривая тех, кто не показал выдающихся результатов. Также в конце занятия тренер говорит каждому ученику о его ошибках, например, учит не «частить» руками и ногами во время полета. С теми, кто пока еще плохо владеет своим телом, но настроен серьезно заниматься, проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен владеть разными способами объяснения материала: как показом, так и рассказом. По итогам каждого занятия все результаты прыжков замеряются и заносятся в специальный журнал.

Основные ошибки начинающих спортсменов

Техника выполнения прыжков в длину с места предполагает идеальную координацию движений , а также быструю реакцию. Если внимательно изучить специализированную литературу, можно выявить основные ошибки новичков.

Однако, практика показывает, что эти ошибки совершают не только ученики спортивных школ первого - второго года обучения, но и более опытные девушки (юноши). В связи с этим для тренера важно сразу научить своих воспитанников прыгать правильно, потому что переучиваться потом бывает очень сложно. Вот наиболее распространенные ошибки, которых желательно избегать :

  • Несогласованные движения рук и ног.
  • Длинный промежуток между отталкиванием и полетом. Взлет должен быть стремительным.
  • Частые несогласованные и непроизвольные взмахи верхних и нижних конечностей во время фазы полета. На профессиональном языке тренеры называют это «частить руками и ногами».
  • Жесткое приземление без группировки: спортсмен падает «мешком» вместо того, чтобы сгруппироваться и мягко коснуться земли. Это приводит к спортивным травмам.

Также нужно иметь в виду, что должны обязательно присутствовать все четыре фазы прыжка :

  • Подготовка.
  • Отталкивание.
  • Полет.
  • Приземление.

Кульминацией является полет. Но, если спортсмен не подготовился к прыжку, то есть первая фаза была пропущена, далекого полета можно не ждать.

Поэтому для того чтобы увеличить дальность прыжка, необходимо прежде всего до автоматизма отработать все четыре фазы , которые должны следовать одна за другой, без перерыва. Для этого выполняются специальные упражнения, направленные на развитие быстрой реакции и быстрого переключения от одного движения к другому.

Для детей младшего школьного возраста в обучении активно используются подвижные игры с элементами прыжков. Также хорошо развивают реакцию подвижные игры с мячом. Особенно полезно будущим прыгунам играть в баскетбол, так как эта спортивная игра развивает прыгучесть и координацию движений.

Критерии успешности прыжка в длину с места

Какой прыжок является образцовым? Нормативы прыжков в длину с места меняются каждый год, и тренер должен быть в курсе этих изменений. Изменения в нормативах связаны с тем, что каждое последующее поколение детей имеет физические параметры, отличные от предыдущего поколения (например, имеет место такое явление, как акселерация - ускорение роста и прибавки в весе).

Нормативы, которые подходили для учеников спортивных школ всего несколько лет назад, могут показаться слишком легкими для современных юношей и девушек. То же самое касается и других спортивных дисциплин легкой атлетики. Существует несколько видов прыжков (в длину, в высоту, тройной прыжок, прыжок с шестом), но критерии успешности выполнения у них примерно одинаковы. Они приводятся ниже:

  • Техническая правильность выполнения всех элементов прыжка.
  • Присутствие всех основных фаз.
  • Дальность конкретного прыжка.
  • Оценка конкретного результата в сравнении с предыдущими результатами (немного лучше или немного хуже, значительно лучше или значительно хуже, примерно так же). В этом контексте можно использовать понятие «личный рекорд» - результат, который значительно превосходит все результаты конкретного спортсмена и при этом демонстрируется в первый раз.

Сколько тренеров, столько и мнений. Есть специалисты, которые настроены на самые высокие результаты, но при этом не обращают внимания на то, насколько правильно выполняется упражнение. Но есть и другие тренеры, которые скрупулезно отрабатывают технику, не заостряя внимание на высоких результатах. Второй подход представляется наиболее перспективным, особенно в том случае, если речь идет о прыжках с дополнительной фазой разбега (например, знаменитый тройной прыжок).

Особенности выполнения тройного прыжка

Техника прыжка в длину с разбега отличается от выполнения прыжков в длину с места наличием фазы разбега. Разбег разделяется на три этапа: спортсмен совершает три быстрых широких шага, напоминающих бег или прыжок, и лишь затем взлетает. Благодаря разбегу значительно увеличивается дальность прыжка и его зрелищность.

Тройные прыжки неизменно, из года в год входят в программу летних Олимпийских игр, национальных чемпионатов и чемпионата мира по легкой атлетике. Во время обучения тройному прыжку особое внимание уделяется правильности и быстроте разбега, а также мягкости приземления. Падать на землю «мешком» после прыжка с разбегом гораздо больнее и опаснее, чем также падать после прыжка с места, поэтому тренер должен обязательно проводить отдельные занятия, посвященные группировке перед падением.

Если ребенок младшего школьного возраста охотно играет в подвижные игры, а также отличается прыгучестью, ловкостью, быстрой реакцией, родители вполне могут отдать его изучать прыжки в длину. Занятия помогут ученику реализовать свои природные способности и максимально развить их под чутким руководством грамотного педагога.

Внимание, только СЕГОДНЯ!