Приемы рукопашного боя в реальных условиях. Приемы самообороны без оружия: обзор эффективных легких простых приемов, запрещенных и боевых Опасные приемы рукопашного боя

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек

Здравствуйте, уважаемые посетители, сайта. Если вы зашли на эту страничку, значит, вы всерьез озабочены своей личной безопасностью и желаете любым способом оградить себя от посягательств людей, которых я называю агрессорами. В предыдущих разделах мы уже немного говорили о том, как избежать ненужных проблемных ситуаций. Это и , и некоторых проблем, которые могут возникнуть на вашем пути, и любых ситуаций, что тоже немаловажно и наносит определенный положительный отпечаток на всю вашу жизнь. Также мы слегка коснулись того, как в реальности от посягательств агрессивных людей физически.

В этой статье, я хочу продолжить тему изучения приемов самообороны . Сразу оговорюсь, здесь вы не найдете умопомрачительных вертушек Ван Дама, сальто шаолиньских монахов или иных голливудских примочек. Все будет жестко, предельно просто и прозаично, как в любой реальной жизненной ситуации. Для начала задайте себе вопрос, готовы ли вы «дать по зубам» живому человеку? Если да, то тогда следующий вопрос, не убоитесь ли вы физического неудобства в виде синяка или разбитого носа, если ваша атака окажется не слишком эффективной? Если да, то вы смелый человек, и мы можем продолжать разговор.

В принципе физическая боль это нечто мимо проходящее, временное и по большому счету не стоящая внимания. Она пройдет в любом случае. А вот боль душевная, понимание того, что вы испугались, что проявили слабость, что предательская дрожь в коленках победила, будет грызть вас всю жизнь. Жгучий стыд за проявленную слабохарактерность и мягкотелость, не будет давать вам спать по ночам, а это поверьте гораздо хуже, чем подбитый глаз или сломанный нос. Ну, что вы решили? Идем дальше и надерем ворогу уши? Прекрасно!

Итак, представим, что к вам пристал... ну скажем, пьяный придурок с косой саженью в плечах. Схватив вас за грудки, и брызгая слюной, он требует денег для тушения собственных горящих труб. Вы, конечно, можете смиренно отдать бумажник, утешая себя тем, что не в деньгах счастье, благодарно ощупывая целую физиономию. Что ж это тоже для кого-то приемлемый вариант. А можете взять волю в кулак, и со словами «да пошел ты», врезать со всей дури этим кулаком, как показано на картинках ниже.

Удар костяшками пальцев в переносицу, полностью дезориентирует противника, при условии, что он будет нанесен достаточно сильно и быстро. Желательно если переносица будет повреждена. Вы можете дома потренироваться, ударяя в подшивку старых газет, закрепленной на стене. Только аккуратно, чтобы с непривычки не сломать собственные пальцы. Альтернатива этому приему удар в горло по кадыку.

В височную область, желательно бить, если у вас уже хорошо поставлен удар, и вы полностью уверены в крепости ваших мускул.

Также довольно действенен тычок пальцами в глаза, ослепляет на время злодея и дает вам время на добивание и полную деморализацию противника.

Фактически этих приемов достаточно для кратковременного вывода из строя вашего так сказать оппонента. Далее есть два варианта, по которым вы можете действовать, в зависимости от склада вашего характера. Либо вы берете ноги в руки и даете деру, пока господин налетчик мотает головой, пытаясь сообразить, что это с ним было. Либо жестко добиваете его до лежачего состояния двумя тремя простыми приемами . Какими? Об этом мы поговорим в .

Рукопашный бой

150. Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах.

151. Занятия по рукопашному бою проводятся в военной (спортивной) форме одежды, проверка только в военной форме одежды:
при обучении приемам боя с оружием - на специальной площадке, оборудованной стационарными и переносными чучелами, мишенями (плетенками), переносными препятствиями (стенками, заборами, палисадниками, малозаметными препятствиями и др.), траншеями, ходами сообщений, блиндажами, лестничными площадками, фасадами домов с окнами, на тактических полях, в караульных городках и на полосах препятствий;
при обучении приемам боя без оружия - на ровной травянистой площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками, оборудованной дренажем или в спортивном зале (на ковре из матов).

152. Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без него. При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются: строевые приемы, ходьба и бег в различном темпе, перебежки, переползания, выполнение приемов изготовки к бою и стрельбе навскидку, действия по внезапным командам и сигналам, приемы рукопашного боя с оружием, в том числе и по мишеням (чучелам), комплексы приемов рукопашного боя с автоматом на 8 и более счетов.
В подготовительную часть занятия, проводимого без оружия, включаются: строевые приемы, ходьба и бег в различном темпе, действия по внезапным сигналам и командам, специальные упражнения в передвижениях, комплексы приемов рукопашного боя на 8 и более счетов, упражнения вдвоем, приемы боя рукой и ногой, приемы самостраховки, упражнения в несложных единоборствах.

153. В содержание основной части занятий включаются (таблица 2):
- комплекс приемов РБ-Н (начальный) - для военнослужащих по призыву, в период совершенствования начальной военной подготовки (для курсантов вузов - в период общевойсковой подготовки);
- комплекс приемов РБ-1 (общий) - для военнослужащих всех видов и родов войск Вооруженных Сил;
- комплекс приемов РБ-2 (специальный) - для военнослужащих подразделений и воинских частей воздушно-десантных войск, морской пехоты, мотострелковых подразделений и воинских частей, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для этих подразделений;
- комплекс приемов РБ-3 (специальный) - для военнослужащих разведывательных воинских частей и подразделений, курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для этих воинских частей и подразделений.

Таблица 2

Категории военнослужащих РБ-1 РБ-2 РБ-3
Военнослужащие по призыву, в период совершенствования начальной военной подготовки (курсанты вузов - в период общевойсковой подготовки) Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по призыву, прослужившие менее 6 мес.

Все виды и рода войск ВС

Военнослужащие по призыву, прослужившие 6 мес. и более

Все виды и рода войск ВС
Военнослужащие по контракту, прослужившие менее 6 мес. Все виды и рода войск ВС
Военнослужащие по контракту, прослужившие менее 1 года (курсанты 1 курса вузов*) Все виды и рода войск ВС
Военнослужащие по контракту, прослужившие 1 год и более (курсанты 2 курса вузов) Все виды и рода войск ВС Л/с развед. в/частей и подр.
Военнослужащие по контракту, прослужившие 2 года и более (курсанты 3-5 курсов вузов) Все виды и рода войск ВС РФ ВДВ, морская пехота, мотострелковые подр.

Л/с развед. в/частей и подр.

* Курсанты военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для указанных подразделений

154. Личный состав подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты, разведывательных подразделений и подразделений специального назначения наряду с приемами РБ-2 и РБ-3 дополнительно изучают приемы рукопашного боя по специальным программам.

155. Основная часть занятия организуется на одном или нескольких учебных местах. В конце основной части занятия проводятся комплексная тренировка, в том числе и в виде учебных схваток.

156. В раздел "Рукопашный бой" включаются следующие упражнения:

Упражнение 26. Начальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-Н).
Он включает следующие приемы боя с автоматом:
"Укол штыком (тычок стволом) без выпада" - направить автомат штыком (стволом) в цель и ударным движением рук поразить противника, выдернуть штык и изготовиться к бою на месте или продолжить движение (рис. 26).

"Укол штыком (тычок стволом) с выпадом" - направить автомат штыком (стволом) в цель с одновременным толчком правой ногой и выпадом левой ударным движением рук поразить противника; выдернуть штык и толчком левой ногой изготовиться к бою на месте или продолжить движение (рис. 27).


"Удар прикладом сбоку" - движением оружия правой рукой налево, а левой - на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. Удар может наноситься с места или с коротким шагом сзади стоящей ногой (рис. 28)

"Удар прикладом снизу" - движением оружия правой рукой вперед, а левой - на себя с одновременным поворотом туловища влево, нанести удар углом приклада. Удар может наноситься с места или с коротким шагом (рис. 29)

"Удар затыльником приклада" - с замахом стволом назад над плечом, магазином от себя вверх, с выпадом правой ногой вперед (назад), быстрым движением рук нанести удар затыльником приклада в цель (рис. 30).


"Удар магазином" - нанести удар магазином вперед, с быстрым движением рук от себя с одновременной подачей туловища вперед и выпрямлением сзади стоящей ноги, или коротким шагом (рис. 31).


"Защита подставкой автомата" выполняется влево, вправо, вверх и вниз под удары противника (рис. 32)


"Отбивы автоматом" - ударить концом ствола или штыком по оружию противника (вправо, влево или вниз-направо); вслед за отбивом провести ответную атаку (рис. 33).


"Освобождение от захвата противником автомата" - нанести противнику удар ногой в пах, повернуться левым боком к противнику и с одновременным ударом левой ногой в колено вырвать оружие (рис. 34).


Упражнение 27. Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1).

Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-Н и дополнительно следующие приемы:
"Удары рукой" - из изготовки к бою толчком ноги перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, и с поворотом туловища нанести удар кулаком, локтем или основанием ладони. Удары наносятся прямо, сбоку, снизу, или сверху (рис. 35).


"Защита от ударов рукой" - выполнить отбивом предплечья (внутрь, наружу), подставкой под удар ладони, одного или двух предплечий, нырком под удар, уклоном или отходом назад. После защиты немедленно нанести противнику ответный удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 36).


"Удары ногой" - из изготовки к бою перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу и с коротким замахом другой ногой нанести удар носком обуви или коленом снизу, стопой прямо, каблуком сверху, подъемом стопы сбоку, стопой назад, ребром подошвы обуви в сторону (рис. 37).


"Защита от удара ногой" - выполнить подставкой под удар стопы (каблука, бедра), подставкой под удар двух предплечий, отбивом предплечья вниз наружу. После защиты немедленно нанести противнику ответный удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 38)


"Удары пехотной лопатой" - наносить из правосторонней изготовки к бою сверху, сбоку и наотмашь. Тычок лопатой выполнять с выпадом правой ногой (рис. 39).


"Отбивы пехотной лопатой" - выполнить ударом лопаты по оружию противника вправо, влево, вниз-направо, вверх. Вслед за отбивом нанести ответный удар лопатой (рис. 40).


"Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево" - с шагом влево и разворотом туловища направо отбить предплечьем и захватить оружие, с шагом вперед захватить оружие другой рукой, с одновременным ударом левой ногой в колено вырвать оружие (рис. 41).


"Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо" - с шагом вправо и разворотом туловища налево отбить предплечьем и захватить оружие, с шагом вперед захватить оружие другой рукой, с одновременным ударом правой ногой в колено вырвать оружие (рис. 42).


"Обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой сверху или справа" - с шагом вперед защититься подставкой предплечья вверх под вооруженную руку противника на замахе, другой рукой захватить черенок лопаты снаружи, нанести удар ногой, обезоружить противника, выкручивая лопату в сторону большого пальца, и нанести удар лопатой противнику по голове (рис. 43).


"Обезоруживание противника при ударе пехотной лопатой наотмашь или тычком" - с шагом вперед в сторону и поворотом к противнику защититься подставкой обеих предплечий под вооруженную руку противника на замахе и захватить ее, нанести удар ногой, захватить правой рукой черенок лопаты сверху, обезоружить противника, выкручивая лопату в сторону большого пальца, и нанести противнику удар лопатой по голове (рис. 44).


Упражнение 28. Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2).

Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительно следующие приемы:
"Колющие удары ножом" - наносятся из изготовки к бою быстрым ударным движением вооруженной руки сверху, снизу, сбоку, прямо, наотмашь (рис. 45).


"Режущие удары ножом" - наносятся из изготовки к бою быстрым движением вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали (рис. 46).


"Обезоруживание противника при ударе ножом снизу или прямо" - с шагом вперед и в сторону защититься подставкой предплечья левой (правой) рукой вниз, остановить удар и захватить вооруженную руку за запястье, потянуть ее вправо (влево) от себя и ударом основания правой (левой) ладони по тыльной поверхности кисти противника выбить нож (рис. 47).


"Освобождение от захватов противником шеи сзади" - приседая, захватить руку (руки) противника и повернуть голову в сторону, нанести удар каблуком по голени, резким движением рук вверх освободиться от захвата, нанести удар рукой (ногой) (рис. 48).


"Освобождение от захватов противником шеи (одежды) спереди" - нанести удар ногой (коленом), соединяя вместе кулаки и разводя локти в сторону, нанести удар снизу вверх между руками противника и освободиться от захвата, нанести удар рукой (ногой) (рис. 49).


Личный состав разведывательных подразделений ВДВ наряду с приемами РБ-2 дополнительно изучает приемы из комплекса РБ-3 и приемы рукопашного боя по специальным программам.

Упражнение 29. Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3).

Включает приемы, предусмотренные комплексом РБ-2 и дополнительно следующие приемы:

"Загиб руки за спину" - захватить рукой кисть руки противника, другой рукой - сверху одежду у локтя и нанести удар ногой; вывести противника из равновесия рывком на себя, согнуть его руку в локтевом суставе, а затем - перевести ее за спину; нанести удар ребром ладони по шее, захватить рукой за воротник (у плеча), волосы или каску, и удерживая болевым воздействием, конвоировать противника. Для связывания свалить противника на землю, сесть на него, нанести удар по голове, плотно прижать захваченную руку и провести загиб другой руки (рис. 50).


"Рычаг руки наружу" - захватить кисть противника двумя руками снизу, нанести удар ногой; поднимая захваченную руку вверх, согнуть кисть к предплечью, и выкручивая руку наружу, рывком в сторону свалить противника на землю; нанести удар ногой, перевести руку на загиб за спину и сесть сверху на противника, провести загиб другой руки, связать (рис. 51).


"Рычаг руки внутрь" - захватить предплечье руки противника двумя руками сверху-снаружи, нанести удар ногой в голень или пах; рывком выкручивая руку внутрь, вывести противника из равновесия, подвести его плечо под свое плечо и, нажимая им, свалить противника; надавливая рукой на локтевой сустав, перевести руку на загиб за спину и сесть сверху на противника, провести загиб другой руки; связать (рис. 52).


"Удушение сзади" - подкрасться к противнику сзади, рукой захватить голову и с одновременным ударом ногой в подколенный сгиб рвануть голову на себя; предплечьем другой руки захватить шею хватом за предплечье сверху, соединить руки и, разворачиваясь влево (вправо), навалить противника себе на спину, провести удушение (рис. 53).


"Передняя подножка" - из исходного положения (правосторонняя изготовка к бою) захватить левой рукой правую руку противника за одежду выше локтя, а правой выполнить захват под левую руку противника за поясной ремень или одежду на спине; разворачиваясь влево спиной к противнику встать в положение, чтобы правая нога перекрывала его правую ногу, а левая находилась снаружи его левой ноги, тяжесть тела перенести на полусогнутую левую ногу; рывком рук одновременно выпрямляя левую ногу бросить противника на землю, нанести удар ногой (рис. 54).


"Бросок через спину" - с шагом вперед захватить противника за руку, с рывком на себя повернуться к нему спиной на согнутых ногах и подвести свое плечо под руку противника, захватить ее другой рукой; выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, подбить противника тазом под бедра, рывком рук вниз бросить на землю, нанести удар ногой (рис. 55).


"Бросок с захватом ног и удушение" - подкрасться к противнику сзади и захватить руками его ноги ниже колен; толкнув его плечом под ягодицы, рвануть ноги на себя вверх, бросить противника на землю и, не выпуская ног, нанести ему удар носком обуви в пах или живот. Прыжком сесть на поясницу противника, поставив левую ногу на колено, а правую - ступней на землю впереди себя (под плечо противника), нанести удар по голове, отвести голову назад одной рукой и наложить на шею спереди предплечье другой руки; соединив руки, провести удушение. При сопротивлении противника перекатиться на спину, обхватив его туловище ногами на уровне пояса, соединить их и, выпрямляя ноги, продолжать удушение руками и ногами (рис. 56).


"Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо" - с шагом или скачком уйти от укола вправо, развернув туловище влево, отбить ствол оружия противника левой рукой и захватить его; нанести одновременно удар наотмашь по лицу (горлу), а правой ногой - под стопу впереди стоящей ноги противника, с ударом ногой вырвать оружие и нанести противнику удар прикладом (рис. 57).


"Обезоруживание противника при ударе ножом":
прямо - отбить предплечьем внутрь вооруженную руку противника и захватить его двумя руками за кисть, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу, обезоружить (рис. 58);


сверху - защититься подставкой предплечья левой руки вверх под вооруженную руку противника на замахе, захватить другой рукой предплечье противника сверху, нанести удар ногой, провести рычаг руки внутрь, обезоружить (рис. 59);


снизу - с шагом вперед встретить вооруженную руку противника подставкой предплечья вниз, захватив другой рукой сверху одежду у локтя, нанести удар ногой в пах или колено; провести загиб руки за спину и обезоружить противника (рис. 60);


наотмашь - с шагом вперед - в сторону и поворотом к противнику защититься подставкой предплечий под вооруженную руку, захватить руками предплечье сверху и нанести удар ногой; провести рычаг руки внутрь, обезоружить (рис. 61).


"Обезоруживание противника при угрозе пистолетом":
при попытке достать пистолет из кобуры (кармана) - с шагом (выпадом) вперед просунуть кисть между предплечьем и туловищем противника, другой рукой захватить ее снаружи (соединить руки в замок), нанести удар коленом, провести загиб руки за спину, обезоружить (рис. 62);


при попытке достать пистолет из-за пояса брюк (кобуры спереди) - с шагом (выпадом) ногой вперед захватить кисть противника, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу и обезоружить (рис. 63);


в упор спереди - с шагом вперед в сторону (отклоняясь влево) левым предплечьем отбить внутрь вооруженную руку противника, и с поворотом туловища уйти с направления огня, захватить вооруженную руку противника, нанести удар ногой, провести рычаг руки наружу, обезоружить (рис. 64);


в упор сзади - с поворотом направо кругом отбить предплечьем вооруженную руку противника и захватить ее двумя руками спереди сверху, нанести удар ногой, провести рычаг руки внутрь, обезоружить (рис. 65).


"Освобождение от захватов противником":
шеи спереди (одежды на груди) - нанести противнику удар правым предплечьем снизу по руке, захватить двумя руками его руку (правой рукой за запястье сверху, левой рукой предплечье правой руки противника снизу), нанести удар ногой и провести рычаг руки внутрь, связать (рис. 66);


шеи сзади - приседая, захватить руку (руки) противника и повернуть голову в сторону; нанести удар каблуком по голени, резким движением рук вверх освободиться от захвата; удерживая руку (руки) противника, провести бросок через спину, нанести удар ногой (рис. 67);


туловища с руками сзади - нанести противнику удар каблуком по голени (стопе) или затылком в лицо; приседая, освободиться от захвата, захватить его руку одной рукой за предплечье, нанести удар локтем в живот, другой рукой захватить за плечо, провести бросок через спину; нанести удар ногой (рис. 68);


туловища сзади - нанести удар каблуком в голень, захватить руку противника за кисть и локоть, поворачиваясь, провести загиб руки за спину (рис. 69);


туловища спереди - захватить противника за одежду сверху, нанести удар ногой в пах или головой в лицо; с шагом левой ногой назад сорвать захват; разворачиваясь влево спиной к противнику выполнить переднюю подножку; нанести удар ногой (рис. 70);


туловища с руками спереди - захватить противника двумя руками за одежду на спине, нанести удар ногой в пах или головой в лицо; с шагом левой ногой назад сорвать захват; разворачиваясь влево спиной к противнику выполнить переднюю подножку; нанести удар ногой (рис. 71);


ног спереди - нанести удар сверху рукой по голове, захватить одной рукой затылок сверху, а другой - подбородок снизу, с шагом назад и рывком повернуть голову, свалить противника (рис. 72);


ног сзади - падая вперед на руки, вырвать одну ногу из захвата и нанести ей удар по противнику (рис. 73).


"Связывание противника":
веревкой - свалить противника на землю и загнуть руки за спину; веревку надеть петлей на запястье его левой руки, пропустить под шею (или правое плечо под грудь, пропустив в локтевой сгиб левой руки) и связать запястья обеих рук (рис. 74);


брючным и поясным ремнями - свалить противника на землю и загнуть руки за спину; брючным ремнем связать кисти, поясной ремень пропустить под шею и привязать к брючному ремню (рис. 75);


брючным ремнем или веревкой - свалить противника на землю вниз лицом, ноги подогнуть и скрестить, завести руки за спину; связать правую руку с левой ногой, а левую руку с правой ногой (рис. 76);


палкой - свалить противника на землю, просунуть палку в рукава куртки за спиной и привязать к ней запястья рук или связать спереди руки и ноги противника и просунуть палку в локтевые и подколенные сгибы связанных рук и ног (рис. 77).


обыск в упоре у стены - заставить противника широко развести ноги, наклониться вперед и опереться о стенку или землю прямыми руками и, угрожая оружием, произвести обыск (рис. 78).

обыск в упоре согнувшись - заставить противника принять положение "упор согнувшись" (ноги врозь, руки вместе) и, угрожая оружием, произвести обыск (рис. 79).


обыск лежа на земле - заставить противника лечь на землю лицом вниз, руки в стороны, ноги вместе и, угрожая оружием, (переворачивая на спину) произвести обыск (рис. 80).


"конвоирование на болевом приеме" - произвести загиб руки за спину, захватить за каску (волосы, одежду на противоположном плече противника), потянуть его на себя и, удерживая, заставить следовать в нужном направлении (рис. 81).


"Конвоирование под угрозой оружия" - угрожая огнестрельным оружием и, находясь на расстоянии 2 - 5 м от противника, лишая его тем самым возможности применить приемы обезоруживания, сопровождать его в нужном направлении (рис. 82).


"Метание ножа хватом за клинок" - из изготовки к бою, удерживая нож за клинок острием лезвия кнаружи от ладони, отвести его для замаха назад-вверх (через низ); подавая вес тела вперед (с выпадом левой ногой или с шагом правой), послать быстрым движением руки нож в цель. Метание ножа (штык-ножа) в цель производить с расстояния 1,5-3 м (рис. 83).


"Метание ножа хватом за рукоятку" - выполнять аналогично, - удерживая нож (штык-нож) за рукоятку (острием лезвия внутрь), выполнить замах вооруженной рукой вверх-назад над плечом (снизу), отвести ее назад; подавая вес тела вперед (с выпадом левой ногой или с шагом правой вперед), послать быстрым движением руки нож в цель. Метание ножа (штык-ножа) в цель производить с расстояния 2 - 3,5 м. (рис. 84).


"Метание пехотной лопаты" - из изготовки к бою, удерживая лопату за дальнюю треть рукоятки лезвием вперед-вверх, черенок - вдоль оси предплечья, после замаха, выпуская рукоятку из ладони, послать лопату в цель (рис. 85).


Упражнение 30.



"Два" - Выполнить левой рукой отбив вверх и удар правой рукой вперед прямо.
"Три" - Выполнить удар правой ногой вперед прямо или снизу.
"Четыре" - С разворотом на 90° и с шагом правой ноги выполнить удар в сторону слева наотмашь ребром ладони правой руки.
"Пять" - С шагом правой ногой назад выполнить левой рукой отбив внутрь.
"Шесть" - С шагом правой ногой вперед выполнить удар кулаком правой руки вперед сверху.
"Семь" - Выполнить удар левой ногой вперед прямо и принять левостороннюю изготовку к бою.
"Восемь" - С шагом левой ногой и поворотом налево принять строевую стойку.


Упражнение 31.

Исходное положение - строевая стойка.
"Раз" - С шагом левой ногой вперед изготовиться к бою.
"Два" - Выполнить стволом автомата отбив вправо и укол штыком (тычок стволом) с выпадом левой ногой.
"Три" - С шагом правой ногой назад выполнить удар затыльником приклада назад прямо.
"Четыре" - Поворачиваясь на левой ноге направо, с шагом правой назад выполнить стволом автомата отбив влево.
"Пять" - С коротким шагом правой ногой вперед выполнить удар прикладом сбоку.
"Шесть" - С поворотом кругом через левое плечо, отставляя правую ногу назад, защититься подставкой автомата от удара снизу.
"Семь" - С шагом правой ногой вперед выполнить удар магазином вперед прямо и - рубящий удар штыком (стволом) слева - направо вниз.
"Восемь" - С шагом правой ногой назад и поворотом направо принять строевую стойку.


157. Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою обеспечивается:
- соблюдением установленной последовательности выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальных интервалов и дистанций между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием;
- правильным применением приемов страховки и самостраховки;
- применением ножей (штыков) с надетыми на них ножнами или макетов ножей, пехотных лопат, автоматов;
- проведением приемов и бросков с поддержкой партнера за руку и выполнением их от середины ковра (ямы с песком) к краю;
- плавным проведением болевых приемов, удушения и обезоруживания, без применения большой силы (по сигналу партнера голосом "ЕСТЬ" немедленно прекращать выполнение приема);
- строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Удары при выполнении приемов с партнером при отсутствии защитных средств необходимо только обозначать.

Базово-кустовой метод обучения рукопашному бою

Исторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение удара, самбо и дзюдо - использование бросков и болевых удержаний, айкидо - воздействие болевым захватом. Но многообразие задач, которые необходимо уметь решить в реальном рукопашном бою, диктует необходимость многоплановой подготовки бойца:

Уметь противостоять без оружия вооруженному холодным оружием противнику, противодействовать физически более сильному врагу или нескольким противникам одновременно;

Вести бой на ближней дистанции, позволяющей производить броски и болевые приемы;

Освобождаться от захватов противников за различные части тела и удушений;

Знать способы конвоирования, обыска и др.

Такое многообразие задач заставляло и заставляет искать наиболее рациональные пути обучения рукопашному бою. Вначале подготовка бойца строилась на основе изучения каратэ.

Однако вскоре обнаружилось, что одним этим видом единоборства невозможно решить всего многообразия задач рукопашного боя. В результате сформировался метод, который мы назвали синтетическим. Суть его в попытке объединить каратэ с другими видами боевых единоборств. Новый метод позволил улучшить качественный уровень рукопашной подготовки, но простое суммирование различных видов единоборств принесло новые проблемы. «Ахиллесовой пятой» этого метода является отсутствие органической связи между видами единоборств, что приводит к увеличению объема тренировочного процесса. Следующим этапом развития рукопашной подготовки явилось выделение в процессе обучения ряда типичных боевых ситуаций, наиболее часто встречающихся в боевой практике войск (бесшумное снятие часового, взятие «языка» и т. д.), так называемый ситуационный метод. При всех достоинствах этого метода он тоже не лишен недостатков, главным из которых является отсутствие универсальности в рукопашной подготовке. Тактика этого метода строится по логическим шаблонам, в то время как реальный рукопашный поединок требует гибкого интуитивно-творческого мышления.

Очевидно, что решить стоящие на пути развития рукопашного боя проблемы можно только на основе системного комплексного подхода. Именно таким подходом, по нашему мнению, обладает базово-кустовой метод-обучения рукопашному бою.

Главная идея метода состоит в расчленении сложного движения на простые составляющие движения различных частей тела.

Выполнение любого приема основано на базовом движении, представляющем собой перемещение из одной стойки в другую (заданную).

Одновременно с таким базовым движением производятся определенные движения корпусом, руками, кистями и т. д. Построение приема можно рассматривать по аналогии со строением «куста». На «стволе» базового движения «насажено» движение корпуса, на котором, в свою очередь, «крепится» то или иное движение руки, ноги и т. д. За такое сходство метод получил название базово-кустового.

В процессе обучения по этому методу происходит отработка элементарных движений, составляющих «куст». Этих движений сравнительно немного - несколько базовых перемещений в стойках, несколько движений корпусом, руками, ногами, головой. Обучение этим простым движениям обычно не вызывает особых затруднений, так как они являются естественными движениями человеческого тела и не требуют особых физических усилий. Многие из этих движений, в том числе базовые перемещения, могут быть включены в утреннюю зарядку, а также в общую разминку, проводимую в начале занятия.

Путем построения «куста» из этих движений может быть создана огромная масса приемов для самых разнообразных боевых ситуаций. Очевидно, что простое механическое заучивание такого большого количества приемов весьма затруднительно. Обучаемый же, освоивший базово-кустовой принцип построения приемов, не имеет в этом необходимости, прием «конструируется» им для конкретно поставленных условий. Здесь интересно отметить, что примерно такой же метод применяет в своей практике известный советский педагог В.Ф.Шаталов. Его метод «опорных сигналов» или «опорных вех» также основывается на базовых моментах, на которых фиксируется память обучаемого, а остальная информация «привязывается» к этим моментам. Методика Шаталова отличается высокой эффективностью.

Благодаря базово-кустовому методу в основу действий бойца поставлена работа всего тела. Сами базовые движения построены на работе наиболее мощного мышечного комплекса человеческого тела - мышц тазобедренного пояса. Эти движения в сочетании с принципом воздействия на наиболее слабые и уязвимые места и точки противника позволяют противостоять заведомо более сильному физически человеку или нескольким противникам.

Базово-кустовой подход является универсальным для различных конкретных ситуаций. На одних и тех же базовых перемещениях и движениях частями тела могут быть построены приемы для совершенно разных ситуаций в бою: от нанесения ударов до болевых захватов, бросков и конвоирования. Кроме того, может быть выбрана степень воздействия на противника в зависимости от конкретной ситуации и поставленной боевой задачи. Базовые перемещения и движения частей тела возможны и при применении холодного оружия и различных подручных средств. И в этом случае совершается та же работа тела, но эффект воздействия усиливается за счет применения особых свойств предмета (штыкового оружия, магазина автомата, приклада, острой палки, лопатки, ремня и др.). Данный метод обладает большим количеством вариантов применения приемов. Например, построив прием на том или ином базовом перемещении, его можно совершать с отходом назад, движением вперед на противника, с уходом в сторону с линии атаки, с резким понижением центра тяжести тела, с заходом за спину противника и т. д. Выбор того или иного варианта определяется конкретной ситуацией (узкий проход и коридор, стена или обрыв за спиной, наличие второго противника и др.).

Таким образом, в основе тактических и технических действий бойца лежит принцип творческого подхода к данной ситуации, что, естественно, увеличивает шансы на победу.

Важным достоинством предлагаемого метода является возможность значительного повышения продуктивности учебного процесса, построенного на эффективной методике обучения, и, как следствие, резкое сокращение времени, необходимого для подготовки высокотехничного бойца.

Большая заслуга в разработке и внедрении системы рукопашного боя на основе базово-кустового метода принадлежит кандидату экономических наук, старшему научному сотруднику Института востоковедения АН СССР Г.В. Попову.


Последовательность обучения отдельному приему

В процессе обучения отдельному приему или действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствует определенная степень формирования двигательного навыка. К ним относятся ознакомление, разучивание и тренировка.

Практика показывает, что наибольшую часть времени занимает тренировка. Разучивание, как правило, осуществляется на первом занятии, а на ознакомление с приемом отводится всего несколько минут.

Из указанных выше этапов обучения в самостоятельный этап можно выделить лишь первый - ознакомление, в процессе которого у обучающихся формируется целостное представление о двигательном акте. Разучивание и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, и если они и делятся, то только условно - с учебной целью. Поэтому между разучиванием и тренировкой отсутствует резкая грань.

Под разучиванием принято понимать первоначальное овладение двигательным актом, умение воспроизвести технику приема в общей правильной форме движения.

Тренировка характеризуется дальнейшим углубленным совершенствованием и доведением до автоматизма техники выполнения приема, формированием у обучающихся прочного навыка и способностей применять его в сложных условиях.

Ознакомление с приемом. Цель - создать у обучаемых правильное, полное представление о разучиваемом приеме и рациональном способе его выполнения. Для ознакомления с приемом необходимо:

Назвать его;

Образцово показать в целом (в боевом темпе);

Разъяснить практическое применение (дать тактическое обоснование его);

Показать, если это необходимо, по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения;

Указать на главное в технике выполнения.

На этапе ознакомления применяются преимущественно методы рассказа и показа. Они должны помочь обучающимся осознать цель и значение изучаемого приема, вызвать у них живой интерес и желание осваивать технику выполнения приема. В зависимости от сложности приема ознакомление проводится, как правило, в течение одной-двух минут.

Правильное название изучаемого приема способствует повышению у военнослужащих общетеоретического уровня, знания ими терминологии приемов рукопашного боя. Кроме того, при названии приема у занимающихся создается определенное начальное представление о нем, которое в ходе дальнейшего ознакомления дополняется и конкретизируется.

Перед тактическим обоснованием применения приема необходимо образцово показать его. Показ приема должен быть четким, проводиться в боевом темпе и создавать ясное зрительное представление о приеме в общем виде. Четкая и красивая демонстрация руководителем занятия приема еще более укрепляет интерес занимающихся и служит образцом для подражания.

Показ может проводиться не только руководителем занятия, но и подготовленным военнослужащим. Этот метод демонстрации, как правило, применяется в том случае, когда командир хочет сосредоточить внимание обучаемых на отдельных элементах техники выполнения наиболее сложных приемов рукопашного боя.

Для правильного восприятия показываемого приема существенное значение имеет ракурс, под которым обучаемые видят демонстрацию этого приема. Поэтому при показе отдельных приемов целесообразно демонстрировать их как в одну, так и в другую сторону, а подразделение располагать таким образом, чтобы руководитель был виден каждому занимающемуся. Наиболее удобным при показе приемов рукопашного боя является одношереножный или двухшереножный строй. При двухшереножном строе демонстрацию приемов целесообразно проводить, находясь между двумя шеренгами, стоящими друг к другу лицом на расстоянии 6–8 шагов.

В конце ознакомления излагается техника выполнения приема.

Первоначальное изложение ее основ должно быть максимально общим и кратким, с точной терминологией названия приема и его частей. Детальное изложение техники на данном этапе нецелесообразно, так как обилие новой информации не позволит обучаемым «уловить» и запомнить отдельные мелкие детали техники выполнения приема.

При этом изложение техники сопровождается повторным показом приема в той последовательности, в какой он будет разучиваться (в целом в медленном темпе или по разделениям).

Для более полного и точного восприятия военнослужащими изучаемых приемов, особенно сложных, в конце объяснения целесообразно указать на главные элементы в технике выполнения того или иного приема и провести дополнительный показ с акцентом на них.

Разучивание приема. Цель - формирование у военнослужащих новых двигательных навыков. Главное при этом - добиться правильной техники выполнения приема.

В зависимости от уровня подготовленности военнослужащих, структуры и сложности приема разучивание осуществляется методом целостного разучивания, методом разучивания по разделениям (частям) и методом разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.

Начальное разучивание каждого отдельного приема проводится в такой последовательности:

Выполнение по разделениям или в целом в медленном темпе в простейших условиях;

Выполнение в целом в постепенно ускоряющемся темпе;

Самостоятельное выполнение;

Выполнение в боевом темпе.

Метод целостного разучивания применяется в том случае, если прием прост, доступен обучаемым для выполнения его в целом (например, изготовка к бою) либо тогда, когда выполнить прием по разделениям нельзя или не имеет смысла (удары рукой, ногой и др.).

Сущность метода целостного обучения состоит в том, что разучивание приемов рукопашного боя проводится путем многократного их выполнения в целом (без разделений и остановок) вначале в медленном темпе в простейших условиях, а затем в постепенно ускоряющемся и в боевом темпе в разнообразных условиях и обстановке как по командам руководителя занятия, так и самостоятельно.

Метод разучивания по разделениям (частям) позволяет значительно уменьшить затраты физических усилий и избежать закрепления существенных двигательных ошибок, которые неизбежны при начальном этапе разучивания. Выполнить сложное двигательное действие в начале разучивания с первой попытки в целом практически очень трудно. В ряде приемов овладевать техникой подобных действий легче методом разучивания по разделениям (частям). Разделение двигательного акта в начале разучивания дидактически целесообразно.

Метод разучивания приема по разделениям (частям) широко используется в процессе обучения рукопашному бою и применяется в том случае, если прием сложный для разучивания в целом и может выполняться с остановками, паузами (болевые приемы в стойке, броски, приемы удушения и др.). Особенность его состоит в том, что в ходе обучения осуществляется последовательная фиксация определенных положений (частей) двигательного акта. Она обеспечивает, с одной стороны, правильное представление обучаемых о том, какое положение занимают части тела в данный момент, с другой - постоянный контроль, устранение ошибок и уточнение техники выполнения приема руководителем занятия.

Характер разделения изучаемого приема зависит от его структуры и сложности, уровня подготовленности занимающихся, но во всех случаях следует руководствоваться требованиями принципа доступности обучения. При этом в процессе разучивания целостного приема необходимо помнить, что деление может привести к искажению его динамической структуры. Поэтому его следует проводить на основе квалифицированного анализа техники. Каждая часть должна представлять собой логически завершенную, относительно самостоятельную двигательную структуру, но не превращаться в очень мелкие изолированные упражнения. Большое количество частей или делений, как свидетельствует практика, затрудняет их усвоение, вызывает преждевременное утомление и потерю интереса к обучению.

Разучивание приемов рукопашного боя по разделениям (частям) проводится по следующей схеме. Вначале отдается предварительное распоряжение, что сделать на тот или иной счет, а затем подается команда «Делай - РАЗ» и т. д. Например:

«На счет раз - с шагом вперед захватить руками ноги противника ниже колен, делай - РАЗ;

на счет два - рвануть ноги на себя, толкнуть плечом под ягодицы и, удерживая ноги, бросить противника на землю, делай - ДВА;

на счет три - обозначить удар ногой в болевую точку, делай - ТРИ».

По разделениям прием выполняется 3–4 раза.

При последующих выполнениях приема предварительные команды могут не отдаваться, а подаются лишь команды «Делай - РАЗ», «Делай - ДВА» и т. д.

По мере отработки техники выполнения приема по разделениям (частям) объединение разделений (частей) осуществляется последовательным присоединением их друг к другу или к основному элементу приема.

После выполнения приема на 3–4 счета оно может выполняться на два счета: на первый выполняется основное, ведущий элемент приема (например, рычаг руки наружу), на второй обозначается удар ногой в болевую точку.

Для качественной отработки техники приема в ходе разучивания необходимо сначала добиваться правильных действий, а затем уже наращивать быстроту их выполнения. Поэтому после отработки приема по разделениям (частям) следует приступить к разучиванию его в целом в медленном и постепенно убыстряющемся темпе.

После того как обучаемыми освоен прием в целом, руководитель предоставляет им время для его самостоятельной отработки.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе.

Основное внимание на заключительном этапе разучивания следует обращать на закрепление навыков в выполнении приемов путем многократного их повторения. С этой целью необходимо широко использовать метод самостоятельной работы обучаемых под постоянным контролем руководителя занятия.

Метод разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений применяется, во-первых, в том случае, если прием выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а разделить на части невозможно (бросок через голову) и, во-вторых, если прием сложный и возникает необходимость предварительно отработать подводящие упражнения, а затем приступить к разучиванию приема в целом или по разделениям (например, бросок через спину).

Тренировка в выполнении приема . Это систематическое многократное выполнение разученного приема в постепенно усложняющихся условиях. На данном этапе достигается качественное (автоматизированное) овладение двигательным навыком в процессе его практического применения, а также высокий уровень развития физических, волевых и специальных качеств.

Приобретенная при разучивании система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам (разнохарактерным действиям, большой физической нагрузке, утомлению, изменению внешней среды, обстановки и т. п.). В ходе тренировки закрепляется сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с этим увеличивается приспособляемость к различным изменениям условий.

Для качественного овладения приемом целесообразно максимально усложнять обстановку, на фоне которой проводится тренировка, предоставляя обучающимся право проявлять широкую инициативу и находчивость в решении стоящих задач.

Усложпение обстановки при проведении тренировки достигается путем:

Изменения начальных и заключительных положений;

Выполнения приема на точность, скорость и результат;

Увеличения количества повторений, скорости и дистанции передвижений, массы выкладки;

Применения внезапно изменяющихся условий (действий по внезапным сигналам, командам, в зависимости от поведения «реального противника» и т. п.);

Выполнения приема в комплексе с ранее изученными приемами на фоне значительной физической и психической нагрузки как на специально подготовленных местах, так и на различной местности;

Выполнения некоторых приемов в условиях ограниченной подвижности (узких местах и проходах, на уменьшенной площади опоры, на высоте и т. п.), слабой видимости и в средствах индивидуальной защиты;

Включения в тренировку соревновательного метода.

Разнообразные действия позволяют довести выполнение изученного приема до автоматизма в любой быстроменяющейся, сложной обстановке, что крайне необходимо для военно-профессионального применения навыка.

Выполнение изученных приемов в сочетании с другими ранее изученными приемами является характерной особенностью методики обучения рукопашному бою.

Дальнейшее совершенствование осуществляется в комплексной тренировке, которая проводится в конце основной части каждого занятия. Она может проводиться двумя способами:

Путем последовательного выполнения изученных приемов в процессе различных скоростных передвижений как на специально подготовленных местах (в оборудованном зале, на полосе препятствии, на площадке для рукопашного боя и т. п.), так и на разнообразной местности;

В форме учебной схватки с запланированными и внезапными действиями.

В обоих случаях военнослужащие решают поставленные задачи в зависимости от действий «реального противника».

При проведении комплексной тренировки предусматривается постепенное увеличение сложности упражнений, возрастание сочетания приемов, изменение условий их выполнения. В ходе комплексной тренировки в целях развития у военнослужащих находчивости, инициативы и быстроты ориентировки в постоянно изменяющейся обстановке широко применяются незапланированные действия обучаемых по сигналам (командам) руководителя занятия. Кроме того, обучаемые самостоятельно реагируют на неожиданные атакующие или контратакующие действия противника.

Таким образом, заключительный этап тренировки характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники выполнения приемов и развития у занимающихся высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.

Для выполнения комплексного тренировочного упражнения (комбинаций из приемов и действий) подается предварительная команда, в которой указываются исходное положение, содержание упражнения, порядок его выполнения, заключительное положение, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД».


Предупреждение и исправление ошибок

Для качественного и быстрого усвоения изучаемого упражнения большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок.

Чаще всего ошибки обучаемых являются следствием несовершенной методики, недооценки руководителем занятия дидактических принципов и методов обучения. Слабое знание обучаемыми техники выполнения приемов, нарушение правильной и четкой организации занятия, низкое состояние дисциплины и порядка также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у обучаемых.

Кроме того, на начальном этапе обучения имеют место причины, зависящие только от индивидуальных качеств занимающихся:

Недостаточное понимание обучаемыми техники приема (устраняется доходчивым объяснением и качественным дополнительным показом);

Плохая координация движений вследствие слабой физической подготовленности обучаемых (для исправления целесообразно использовать в процессе разучивания соответствующие подготовительные упражнения);

Недостаточный самоконтроль обучаемых (устраняется путем мобилизации внимания на выполняемые движения и действия);

Утомление - состояние, при котором непривычные движения выполняются с излишним мышечным и нервным напряжением (для устранения необходимо строго соблюдать оптимальную быстроту выполнения и частоту повторений приема).

Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

Поскольку в начале разучивания техника приема осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось ранее, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных обучаемых все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале - более существенные, а затем - незначительные.

При групповом методе обучения сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всех обучаемых, потом индивидуальные (последние - с помощью персональных указаний и замечаний руководителя без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстрации приема, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.

Таким образом, для предупреждения возникновения ошибок и быстрого их устранения необходимо постоянно учитывать ранее изложенные причины и творчески применять в процессе обучения указанные рекомендации.


Предупреждение травм на занятиях

На практических занятиях, как и при проведении рукопашного боя в других формах физической подготовки, приемы рукопашного боя выполняются в разнообразной обстановке на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений. Активная двигательная деятельность в процессе обучения связана с возможностью получения занимающимися тяжелых телесных, психических повреждений, поэтому руководители занятий должны постоянно проводить профилактику этих повреждений.

Основными причинами травм на занятиях по рукопашному бою являются:

Плохая организация занятий;

Слабое владение руководителями занятий методикой обучения;

Низкая воинская дисциплина;

Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

В целях предупреждения травм у обучаемых руководитель занятий обязам:

Соблюдать последовательность выполнения упражнений, следить за интервалами и дистанциями между обучаемыми при выполнении приемов боя, особенно с оружием и в движении;

Следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки;

Применять на занятиях ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов);

Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивания рук, болевые приемы проводились правильно, плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» или после частых хлопков о поверхность поля немедленно прекращались;

Следить, чтобы удары ножом, рукой и ногой на партнере только обозначались;

Требовать выполнения бросков от края ковра (ямы с песком) к середине.

Рис 1.1. Места нанесения ударов в голову.

1 - висок; 2 - переносица; 3 - челюсть; 4 - сонная артерия; 5 - гортань; 6 - подбородок; 7 - глаза



Рис 1.2. Места нанесения ударов в туловище и нижние конечности:

1 - ключица; 2 - солнечное сплетение; 3 - подреберье (печень); 4 - низ живота; 5 - пах; 6 - колено; 7 - голень; 8 - подъем стопы; 9 - основание черепа; 10- верхний шейный позвонок; 11 - почки; 12 - копчик; 13 - коленный сгиб; 14 - икроножные мышцы


Команды, подаваемые при обучении рукопашному бою

На занятиях по рукопашному бою, как и по другим разделам физической подготовки, перестроения и разминания осуществляются согласно Строевому уставу Вооруженных Сил СССР.

При обучении приемам рукопашного боя применяются следующие команды:

Для изготовки к бою или принятия исходного положения - «К бою - ГОТОВЬСЬ» или «Правостороннюю (левостороннюю) стойку «ПРИНЯТЬ»;

Для нанесения укола на месте - «КОЛИ»;

Для выполнения отбива стволом автомата (рукой, малой саперной лопаткой) - «Влево (вправо, вниз направо) - ОТБЕЙ»;

Для нанесения удара - «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом) - БЕЙ»;

Для нанесения уколов (ударов) в движении - «Нанести уколы штыком (удары прикладом) по группе чучел (мишеней) - ВПЕРЕД»;

Для выполнения приема самостраховки (болевого приема, захвата, броска) - «Падение назад - начи-НАЙ»; «Рычаг руки наружу - начи-НАЙ»; «Заднюю подножку (бросок) - начи-НАЙ».

Для выполнения приема по разделениям указываются исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении задней подножке: «С шагом левой ноги влево вперед осадить противника, делай- РАЗ; подбить правой ногой коленный сгиб противника и рывком руками вниз налево бросить его на ковер, делай- ДВА;

Обозначить удар каблуком в подреберье, делай - ТРИ».

Для выполнения приема в целом в процессе разучивания вначале отдается распоряжение, что и как делать, например: «Выполнить загиб руки за спину в медленном (быстром) темпе». Затем подаются команды «К бою - ГОТОВЬСЬ» («Правостороннюю стойку - ПРИНЯТЬ»), «Загиб руки за спину - начи-НАЙ».

Для самостоятельного выполнения приема отдается распоряжение, например: «Загиб руки за спину выполнить самостоятельно 3–4 раза», и команда «К выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ».

Для окончания упражнения подается команда «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ» или «СТОЙ».


Наиболее уязвимые места человеческого тела

В рукопашном бою удары наносятся в наиболее уязвимые места человеческого тела (рис. 1.1,1.2).

Последствия ударов в эти места приведены в таблице.




Примечания:

Опасность может подстерегать нас где угодно: как вечером в темное время суток в неосвещенной подворотне, так и на оживленной улице, если компании хулиганов приглянулся ваш кошелек или сумочка. Если человек владеет приемами самообороны, то у преступников будет мало шансов обогатиться за его счет. Поэтому многие - и любители единоборств, и неспортсмены - не прочь обучиться приемам рукопашного боя. В процессе обучения ученики не только осваивают технику, подготавливаются физически, но также ведется психологическая подготовка к бою. Те, кто изучил удары, освоил приемы рукопашного боя, более спокойны и выдержанны, у них вырабатывается хладнокровие, необходимое для успешного завершения боя.




Преимущества рукопашного боя:

  • не нужны дополнительные приспособления для боя: в бою участвует только ваше тело;
  • круглосуточная подготовка: вы можете вступить в бой в любой ситуации, в любое время;
  • минимальная вероятность попадания под статьи УК РФ: в рукопашном бою стоит задача вырубить соперника, вывести из равновесия, не причиняя серьезного вреда здоровью;
  • можно нанести удар из любой позы: есть несколько болевых точек, так что можно выбрать одну из них, находясь с любой стороны относительно соперника (есть возможность наносить эффективные удары в рамках самообороны даже лежа);
  • выработка скорости удара: как правило, если человек прошел курсы самообороны, по рукопашному бою, сопернику не удается причинить боль или серьезный урон его здоровью во время драки - вы научитесь вести бой на опережение.

Основные приемы рукопашного боя

При самообороне движения не должны быть хаотичными, а боевых ударов не должно быть много. Достаточно использовать один прием по боевому рукопашному бою для нейтрализации противника. Среди самых болезненных мест можно выделить нос, глаза, область паха, ребра, голень и кадык. Также иногда наносятся удары по солнечному сплетению - таким приемом можно вырубить соперника, нарушив его дыхание.

Основные приемы, представленные на картинках:

  • Нанесение ударов в пах. Стоит учитывать, что такой прием не только приносит боль - он может убить человека. Поэтому нужно отработать силу удара рукой и ногой, чтобы в рамках самообороны не превысить допустимых пределов.
  • Прием сбоя дыхания. Это можно сделать одним эффективным ударом, попав в солнечное сплетение. Его нужно наносить спереди, причем он должен быть точечным.
  • Простые рукопашные приемы: к примеру, резкое похлопывание по ушам. Стоит научиться этому эффективному приему, так как он способен надолго вывести соперника из равновесия. Но у этого приема есть один недостаток: можно навсегда лишить человека слуха, если лопнут барабанные перепонки;
  • Приемы самообороны, включающиеся подсечку. Суставы - одни из самых уязвимых и болезненных мест, можно переломить ногу одним из приемов. Обычно отработка приемов ведется при боях на коротких дистанциях, когда есть возможность не только лишить противника равновесия, но и помочь ему безопасно упасть.



Обучение технике рукопашного боя в школе УНИБОС

В рамках обучения ведется изучение всех основных техник. Вы обучитесь приемам, подготовитесь и физически, и эмоционально. После курса рукопашного боя вы сможете пользоваться приемами в любой опасной ситуации, спасая себя или других. В Москве мы проводим обучение и новичков, и профи. У нас свой зал, штат квалифицированных тренеров (Москва) - обращайтесь в Международную федерацию УНИБОС, если вы заботитесь о своей безопасности.