Мировое супер ралли париж-дакар. Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда Все о ралли дакар

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала - авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца.

Иногда кажется, что Франция приложила руку (ногу, сердце…) практически к любому громкому событию, любой громкой премьере происходящей не только в Европе, но и в целом мире. И Ралли Париж-Дакар тому только подтверждение. Начинается в сердце Франции — Париже. Автор и отец основатель — француз. Долгое время чемпионами или уж точно претендентами на титул были именно французы. Мало? Читайте дальше…

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала - авторали «Париж-Дакар»
— стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с как можно большим количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку; путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь. Но если вначале трасса гонки всегда проходила через Алжир, то с 1989 года, из-за сложной внутриполитической обстановки в этой стране, организаторы ралли были вынуждены подготавливать маршруты через Марокко либо Ливию.

Но как же это было тогда? На старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день - 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток - 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистенса практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников - 74 участника.

Из всех участников первого марафона особо следует выделить Мартину де Кортанз первую женщину, финишировавшую на мотоцикле. Кстати, на старт гонки вышло 7 женщин!

В первой гонке «Париж-Дакар» не было раздельного зачета, как сейчас (мото, авто и грузовики), а потому никому в те времена неизвестный француз Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha 500XT стал единственным победителем первого трансатлантического марафона. И хотя Неве противостояли очень серьезные соперники, в том числе Жиль Комте, пользующийся заводской поддержкой Yamaha, он своего шанса не упустил. Примечательно, что Сирил Неве одержал победу на первом «Дакаре» так и не выиграв ни одного спецучастка.

Сейчас трехнедельный маршрут, начинающийся во Франции, проходит через Испанию, Марокко, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Западную Сахару и финиширует в Сенегале. Причем участвовать в добровольной пытке можно на любом авто: легковом, грузовом, мотоцикле, квадроцикле. Длина трассы, проходящей через саванны и горные перевалы, пустыни и джунгли, составляет примерно десять тысяч километров.

Девиз марафона: "Поединок для участников. Мечта для зрителей".

Ралли «Париж-Дакар» ежегодно стартует в канун Нового года. Вначале ралли были одним из этапов Кубка мира по ралли-рейдам. Однако, из-за разногласий в технических регламентах, ралли-марафон был выведен из состава кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием.

В первом Дакаре приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к Дакару. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

#7#
Как известно - «Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности - каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней. И к их услугам в развитом не только в экономическом и автомобильном, а и автоспортивном мире полно фирм.

Ралли Париж-Дакар знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

В 2008 году автомобильному марафону «Дакар» исполнилось бы тридцать лет. За это время в ней успели принять участие около 13500 человек, которые за все 29 приемов проехали по территории 21 страны. В последний раз, в 2007 году за ходом гонки только в Португалии наблюдали более 1 миллиона зрителей. В 2008 году впервые за историю Дакара соревнование отменили , в связи с угрозой террирористических акций,

Просмотрим еще немного статистики:

Маршрут гонки (в глобальном плане) не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) - Алжир - Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса - участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной - Париж-Дакар-Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар-Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом - для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Интересно, что ранее официальная газета Ватикана, L’Osservatore Romano выступила с критикой в адрес ралли, по мнению газеты, «Дакар» — кровавая и безответственная гонка. Представители Ватикана заявили, что «ралли „Дакар“ не имеет ничего общего со здоровым соревнованием. За ним тянется кровавый след, который подчеркивает насильственную составляющую, лежащую в основе любой попытки экспортировать западный образ жизни на Восток…

Ну а в 2013 году мы увидим 35-й Ралли-марафон «Дакар», который стартует 5 января. Участников ждет непростая гонка: за 15 дней проехать более 8000 км из Лимы (Перу) в Сантьяго (Чили). Чемпион ралли Дакар будет объявлен 20 января 2013 года после 14 этапов и 4100 км особых отрезков пути повышенной сложности.

Ну и напоследок, сногсшибательный видео-трейлер "ралли Дакар-2013"

Ралли Дакар (ранее Ралли Париж-Дакар) – ралли-марафон, который проводится ежегодно с 1978 года. Изо всех раллийных гонок является самым большим по протяженности. Соревнуются не только профессионалы – до 80% участников составляют любители, которым в жизни не хватает адреналина. Участники разбиты на категории автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и грузовиков. До переноса гонки на Американский континент в 2009 году, маршруты ралли пролегали по территории Европы и Африки.

История.

Организатором нового ралли по пустыне стал известный французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году, участвуя в другом ралли, проходившем по пустыне Сахара, он сбился с пути, но был спасен местными жителями. Дебютное Ралли Дакар началось в Париже под новый, 1979 год, а завершилось в Дакаре через три недели.

В первой гонке экипажи автомобилей, грузовиков и мотоциклов ушли со старта одновременно, в результате весь пьедестал заняли мотоциклисты. С 1980 года введена классификация участников, и с тех пор призы вручают победителям каждой из трех категорий. Основатель гонки трагически погиб в 1986 году в катастрофе с вертолетом, но его дело продолжает жить.

Изначально маршруты ралли прокладывались по странам Европы и Африки, а одной из крайних точек гонки, за редким исключением, был город Дакар – столица Сенегала. Накануне гонки 2008 года в Мавритании произошла стычка приезжих с местным населением на религиозной почве, в результате которой погибли французские туристы. Поэтому гонку пришлось отменить, а с 2009 года состязание проводится в Южной Америке по территории Аргентины, Перу и Чили. Сахару заменила пустыня Атакама. Также с 2009 года был введена категория квадроциклов.


Правила.

Ралли стартует ежегодно в первые дни января. Гонки проводятся на трассах общего пользования без ограничения движения транспорта. Соревнования идут каждый день, средняя длина дневного этапа от 700 до 900 км. Обычно организаторы прокладывают трассу по горным дорогам через Анды, вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, по пустыне Атакама.

Общая протяженность маршрута – около 10 000 километров.

Дорожное покрытие характерно для пустыни – солончаки, песок песчаных дюн, камни. К тому же погода тоже подбрасывает сюрпризы, что усложняет соревнования.

Для контроля участникам выдают GPS передатчики, но прокладывать маршрут им предстоит традиционным способом, для этого выдают легенду и карту местности. При прохождении трассы гонщики отмечаются на контрольных пунктах. Для более точного контроля существуют и скрытые пункты, о которых участники не знают.

Этап проводится весь день – от рассвета до заката, когда гонщики приезжают на промежуточный финиш. Для сна, как правило, отводится пару часов, остальное время идет ремонт и подготовка машины к участию в гонке.

Победителем становится лидер в общем зачете. Если серьезные заводские команды бьются за первые места пьедестала, то для большей части любителей главное в гонке – хотя бы просто дойти до финиша. Доходит же, как правило, меньше половины участников.

По результатам гонки присуждается звание Чемпиона Дакара среди пилотов, штурманов, производителям вручается Кубок конструкторов. Памятный приз в виде маленькой фигурки туарега вручается каждому участнику, благополучно доехавшему до финиша. Несмотря на то, что практически каждый год на ралли случаются аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, сотни энтузиастов отправляются ежегодно под Новый год в Южную Америку. Прямо, как в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина».

Рекорды.

В классе автомобилей и мотоциклов лучшим пилотом является француз Стефан Петрансель, который до 1998 года выступал на мотоциклах, а потом пересел на автомобиль (5 и 6 раз соответственно выигрывал). В 2015 году завоевал свой пятый титул мотогонщик испанец Марк Кома. В классе квадроциклов дважды побеждали аргентинцы Алехандро Патронелли и Маркос Патронелли. Вне конкуренции в классе грузовиков Владимир Чагин (7 побед).
Лидеры в Кубке конструкторов в каждом классе: автомобили - Mitsubishi (12 побед), мотоциклы - КТМ (14 побед), квадроциклы - Yamaha (7 побед) и грузовики - КАМАЗ (13 побед).
В зачете наций лидируют Франция (автомобили – 20 раз, мотоциклы - 22 раза), Аргентина (квадроциклы - 4 раза) и Россия (грузовики – 13 раз).

В воздухе запахло новогодними праздниками. А значит, ралли-рейдовые команды со всего мира вот-вот стартуют в главной гонке сезона - марафоне Дакар, который последние девять лет проходит в Латинской Америке. На этот раз легендарные соревнования стартуют 6 января в столице Перу, Лиме, а финишируют двумя неделями позже в Аргентине, в городе Кордоба. Таким образом, маршрут нынешнего Дакара сразу начинается с песков, а в середине дистанции гонщиков ждет почти что пятидневное испытание высокогорьем в Боливии.

А чуть раньше на Черном континенте завершится гонка Africa Race. Маршрут этих двухнедельных соревнований проложен по территории трех стран - Марокко, Мавритании и Сенегала. То есть, буквально по тем же самым местам, где раньше, до вынужденного переезда в Южную Америку, проходил «классический» Дакар.

В этом году в южноамериканском Дакаре готовится стартовать 92 экипажа на легковых автомобилях. Среди них всего два российских дуэта - из калининградской команды Konturterm Racing. Бизнесмен Сергей Шихотаров, дебютировавший в Дакаре год назад, сядет за руль прототипа Toyota FJ Cruiser, а его сын Иван будет пилотировать прошлогоднюю машину отца - пикап Toyota Hilux. Прокладывать маршрут Сергею будет штурман Андрей Самарин, также начинавший спортивную карьеру в трофи-рейдах, а Ивану - рижанин Олег Уперенко.

Основным претендентом на победу в нынешнем Дакаре выглядит, конечно, заводская команда Peugeot Sport. С прошлого года французы вновь модернизировали свои багги Peugeot 3008 DKR. Эти заднеприводники выделяются сочетанием небольшого веса, огромных ходов подвесок, системы подкачки шин и мощного турбодизеля V6 3.0. Да и пилотский состав у Peugeot - настоящая «дрим-тим»: тут и тринадцатикратный победитель Дакара Стефан Петерансель, и девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, и триумфатор Дакара-2010 Карлос Сайнс, и Сириль Депре, пять раз выигрывавший легендарный марафон на мотоцикле.

Составить конкуренцию французам готовится немецкая команда X-raid, построившая к этому розыгрышу Дакара свой . На Mini John Cooper Works Buggy поедут финн Микко Хирвонен, американец Брайс Мензис и саудовец Язид Аль-Раджи. Правда, их шансы на победу не кажутся высокими: новая машина пока не прошла ни одной гонки и может банально оказаться «сырой». А традиционные полноприводные Mini уж слишком уступают французским багги в скорости. Хотя поведут технику 4х4 от Х-raid в бой тоже опытные пилоты - аргентинец Орландо Терранова, испанец Нани Рома и поляк Якуб Пжигонский.

Кто наверняка будет прессинговать гонщиков Peugeot Sport, так это Нассер Аль-Аттия. Катарец второй год подряд выступает на пикапе Hilux заводской команды Toyota Gazoo Racing SA. Недостатки автомобиля он способен компенсировать своим выдающимся мастерством и выверенным риском. Да и южноафриканские инженеры провели большую работу по совершенствованию конструкции Тойоты. Наверняка стоит ждать хорошего выступления и от коллеги Нассера по команде, Жиниеля де Вильерса. Южноафриканец славится выдающейся надежностью: он финишировал во всех четырнадцати Дакарах, в которых участвовал, и был победителем марафона в 2009-м. А еще де Вильерс четырежды занимал призовые места, имея заведомо более слабую технику, чем у конкурентов.

Конечно, основное внимание российских болельщиков традиционно приковано к грузовому зачету Дакара, где выступает камазовская дружина. На этот раз в гонке поедут четыре экипажа на бело-голубых грузовиках: прошлогодний победитель Эдуард Николаев, чемпион-2015 Айрат Мардеев, а также Дмитрий Сотников и Антон Шибалов. Все машины - традиционной для КАМАЗа бескапотной компоновки, но различия между ними есть. Так, на грузовике Сотникова установлен экспериментальный рядный мотор объемом 13 литров, тогда как на остальных - привычный двигатель Liebherr V8 объемом 16,2 литра.

В предыдущие годы основными соперниками камазовцев были гонщики заводской команды Iveco. Но на этот раз итальянско-голландский коллектив выступает сокращенным составом: его руководитель, двукратный победитель Дакара Жерар де Рой, решил выступать в марафоне Africa Race. Вместе с ним на Черный континент отправится экипаж Вуфа ван Гинкеля. Де Рой надеялся сразиться в африканских песках с камазовцами, однако в этот раз российская команда решила не распылять свои силы и сосредоточиться на более престижном Дакаре. Тем не менее, Iveco в Южной Америке не стоит списывать со счетов - на борьбу с дружиной из Набережных Челнов нацелены многоопытный аргентинец Федерико Виллагра, Артур Ардавичус из Казахстана и голландец Тон ван Генутген.

Стоит держать на заметке и еще несколько быстрых пилотов: например, голландца Мартина ван ден Бринка на капотном Renault Sherpa (год назад он выиграл один этап), чехов Мартина Коломы (на Татре Phoenix с кабиной от DAF) и Алеша Лопраиса (на капотнике Tatra T815). Будем болеть и за три «грузовых» экипажа из братской Беларуси, которые поведут в бой мазовцы Сергей Вязович, Александр Василевский и Алексей Вишневский.

В классе квадроциклов вновь выйдет на старт россиянин Сергей Карякин -прошлогодний победитель Дакара остался верен технике марки Yamaha. Но соперники у екатеринбуржца будут очень серьезные: прежде всего это победитель Дакара-2014 Игнасио Касале из Чили и легендарный Рафал Соник - в активе у 51-летнего поляка победа в 2015 году, серебро и две бронзы. Добавим сюда молодого аргентинца Джеремиаса Гонсалеса Фериоли (второе место в 2015 году), его бывалого земляка Пабло Копетти и быстрого боливийца Вальтера Носилью. Сильно выступить могут также французы - Симон Витс (в 2017-м до схода он боролся с Карякиным) и прошлогодний дебютант Аксель Дютрие, сходу финишировавший пятым. А еще на Дакаре-2018 дебютируют квадроциклисты из Казахстана - Максим Антимиров и Дмитрий Шилов.

Обновленный квадроцикл Сергея Карякина

Предсказать исход гонки в мотоциклетном зачете - задача сложная: аж 142 участника, и из них почти десяток чрезвычайно сильных спортсменов на прекрасно подготовленной технике от заводских и полузаводских команд. Тут и победитель Дакара-2017, англичанин Сэм Сандерленд (KTM), и серебряный призер той же гонки Маттиас Валкнер (KTM) из Австрии, и один из героев Дакара-2015, португалец Пауло Гонсальвес (Honda), и вся тройка призеров 2016 года - Тоби Прайс (KTM) из Австралии, словенец Стефан Свитко (KTM) и Пабло Квинтанилла (Husqvarna) из Чили. А вот российских мотогонщиков в этом году в Южной Америке не будет.

Марафон Africa Race, конечно, уступает Дакару и по уровню участников, и по их количеству, и по престижности. Но не по качеству маршрута! Многокилометровые спецучастки в марокканских и мавританских пустынях год от года привлекают все больше участников. И сейчас число экипажей, заявленных в Africa Race на автомобилях и мотовездеходах, уже достигло сорока пяти.

В этом году африканскую гонку вновь предпочел Дакару один из самых успешных российских марафонцев, Владимир Васильев. Напомним, что обладатель Кубка мира 2014 года уже участвовал в Africa Race в прошлом сезоне, и завершил ее . По словам штурмана петербуржца, Константина Жильцова, после пропуска половины сезона-2017 ехать на Дакар не имело смысла. «Пять дней на высокогорье дали бы слишком большую нагрузку на организм, а в африканских песках можно хорошо подготовиться к новому сезону». Российский дуэт выведет на старт привычную технику - дизельный прототип Mini All4Racing.

Кроме того, в Африку отправятся еще три наших быстрых пилота. Обладатель Андрей Рудской сядет за руль бензинового прототипа G-Force, Денис Кротов поведет «в бой» дизельный BMW X3, а чемпион страны Алексей Титов выведет на старт пикап Ford F-150 Raptor «серийной» категории T2.

Африканская гонка привлекла внимание и сильных европейцев, для которых участие в Дакаре чересчур накладно или просто не приносит удовлетворения. В частности, в путь к Розовому озеру в Сенегале отправятся французские баггисты Матье Серрадори, Лионель Бо и Паскаль Томас, которые уже принимали участие в южноамериканском марафоне, а также постоянные участники Кубка мира, чех Мирослав Заплетал и румын Костел Казунеану.

В мотоциклетном и квадрозачете Africa Race в общей сложности стартует 38 спортсменов. Главная звезда - это норвежец Пал-Андерс Уллевастер, серебряный призер Дакара-2010. Готовится к гонке и один гонщик из России: уже в третий раз на старт африканского марафона выйдет Дмитрий Агошков на KTM. В 2016 году тольяттинец финишировал четвертым, но в прошлом году сошел из-за поломки мотоцикла.

А еще в марафоне стартует 25 грузовиков. Конечно, многие из них - заурядные технички, но в этом году африканские пески решил опробовать лично Жерар де Рой - руководитель и пилот заводской команды Petronas Team De Rooy Iveco. А это значит - скучно точно не будет!

Ралли - один из наиболее популярных видов современных гонок. Он очень зрелищный, а потому интересен миллионам зрителей во всем мире. Среди всевозможных чемпионатов особенным является маршрут «Париж-Дакар». Данная гонка выделяется среди прочих. Чем же она так привлекает болельщиков и участников? Об этом будет рассказано в данной статье.

История знаменитого автомобильного марафона

Первоначальный маршрут ралли проходил через север Африки, Алжир, но, в связи со сложной политической обстановкой и участившимися беспорядками в данном государстве, для гонки утвердили другую страну - Марокко. Иногда часть пути участники преодолевают через Ливию.

Сначала гонка являлась одним из этапов Кубка мира. Однако регламент соревнований вызывал множество разногласий, вследствие чего решено было исключить ралли из общего зачета первенства планеты и сделать его автономным.

Интересно то, что в состязании за всю историю его существования принимали участие не только профессиональные автогонщики, но и многие рок-звезды, известные спортсмены-представители других дисциплин (горнолыжники, альпинисты, яхтсмены и прочие).

Правила ралли

Чтобы принимать участие в данном соревновании, необходимо знать правила ралли. Дакар является конечным пунктом маршрута. Стартует гонка в Париже. Соревнование длится на протяжении трех недель и охватывает дистанцию примерно в 10 тыс. км. К участию допускаются гонщики не только на специальных автомобилях для ралли, но и на легковых машинах, а также на грузовиках и мотоциклах. Для каждого вида транспорта существует отдельный зачет. В числе участников могут быть не только профессиональные гонщики, но и любители, которые обычно составляют примерно 80% от общего количества заявившихся.

Как уже было сказано выше, зачет Кубка мира не включает в себя данное ралли. Дакар является финальным городом на пути гонщиков, где и определяются победители. Для того чтобы стать чемпионом соревнования, необходимо просто обогнать своих соперников по результатам данного автомобильного марафона, в отличие от Кубка мира, где участники получают баллы за каждую гонку, которые в конце сезона суммируются.

Победители ралли

Вплоть до начала XXI века главным рекордсменом по количеству побед в ралли «Париж-Дакар» был Стефан Петрансель, выигравший этот автомобильный марафон шесть раз за десять лет участия в нем.

2001 год стал переломным как в правилах гонки, так и в отношении победителей. В соответствии с изменениями, внесенными в правила соревнований, команда не могла везти с собой техника, который в случае поломки сумел бы устранить неполадки. Любой ремонт должен был осуществляться силами водителя и штурмана. В этом же году в ралли впервые победила женщина Джутта Кляйншмидт.

Российские грузовики стали настоящими триумфаторами ралли «Париж-Дакар». «КамАЗ-мастер», отличная русская команда, выигрывала марафон множество раз. В последние годы она продолжает удерживать лидерство и регулярно побеждает на крупных международных соревнованиях.

Команда «КамАЗ-мастер»

За всю историю ралли «Дакар» российская команда 13 раз побеждала в этом престижном марафоне. В 2015 году ралли, которое проходило на территории Боливии, Аргентины и Чили, впервые выиграл пилот Айрат Мардеев в зачете грузовиков. На заключительном этапе гонки он сумел оторваться от преследователей и в итоге превзошел ближайших конкурентов, между прочем, партнеров по команде, на 14 и 51 минуту соответственно (2 место - Николаев, 3 место - Каргинов).

Таким образом, российские пилоты снова показали, чего стоит автомобиль «КамАЗ». Ралли «Дакар» год от года в зачете грузовиков покоряется именно ему.

    40-я редакция ралли-марафона «Дакар» 2018 года не будет закольцованным маршрутом, как прежде: гонка стартует 6 января на юго-западе, в столице Перу - Лиме, а завершится 20января в самом сердце Аргентины, в Мекке авто- мотоспорта - Кордобе. За 14 дней гонки пилоты мотоциклов и квадроциклов преодолеют 8276 км, экипажи джипов - 8793, а грузовиков - 8710 км.
    

МОТОГОНКИ.РУ, 27 ноября 2017 - Путь по Перу будет длиннее прежнего, что вновь вносит в гонку элемент неожиданности и превращает участников ралли в исследователей, которые первыми в истории пройдут этот путь. Спортивный директор «Дакара» Марк Кома обещает: «Участники гонки встретят на своем пути самые разные ландшафты, типы покрытия и вызовы, что полностью отвечает духу Дакара. Боливийская часть маршрута будет наиболее требовательна к физической форме и испытает наших искателей приключений по-максимуму. Но все же, решающим для схватки за победу станет Аргентина. Мы считаем, что самым трудным во всех смыслах станет супер-марафонский этап во Фьямбале. Это то самое место, где каждому предстоит выбрать свой собственный путь и отбиться от толпы, если он надеется на триумф в Кордобе».

Как и раньше, для гонщиков разных классов предлагаются немного различные маршруты, как по длине, так и по выбранным организаторами путям. В некоторых случаях, автомобили будут стартовать раньше мотоциклистов. Но в большинстве, наоборот. Вы приводим легенду для классов BIKE/QUAD. Объединенную таблицу маршрута для всех классов можно найти в конце статьи.


Суббота, 6 января - Lima - Pisco: 272 км (СУ1: 31 км)

Песок на аперитив! Гонка сразу стартует в условиях небольших песчаных дюн, никаких прелюдий и вступлений. Потребуется немало умений, чтобы благополучно спуститься к береговой линии. Экспертам это понравится, а начинающим задаст нужный темп, а также "поставит руку", потому что в будущем песка будет намного больше.


Воскресенье, 7 января - Pisco - Pisco: 278 км (СУ2: 267 км)

Петля около Писко - это испытание на внимательность и ориентирование. Особенно трудно придется штурманам экипажей, поскольку на высокой скорости человек у руля полностью сконцентрирован на... руле, поэтому напарник будет думать за двоих. На этом этапе практически не будет лиассона - это на 90% СУ. Причем, джипы в этот раз стартуют первыми, и у них не будет путеводных ниточек в виде свежих следов от недавно проехавших мотоциклов. Грузовикам здесь будет проще всего - они идут по накатанным дорожкам, но лишь первые 40 км: затем начинаются дюны, где каждый сам за себя.


Понедельник, 8 января - Pisco - San Juan de Marcona: 501 км (СУ3: 295 км)

Уникальный этап, который подзадорит ветеранов «Дакара», влюбленных в соляные озера и виды. Здесь гонщикам предстоит пересечь большую долину, образованную пересыхающим на сезон озером, но зимой оно возвращается. Затем, предстоит подъем в горы и пересечение каньона, за которым последует 50-километровый крюк - там пути мотоциклов и квадроциклов разойдутся с маршрутом машин. Новички, справившиеся с первыми двумя испытаниями, поймут, что то был лишь «прогрев».


Вторник, 9 января - San Juan de Marcona - San Juan de Marcona: 444 км (СУ4: 330 км)

Первый массовый старт в этом ралли! И он состоится на берегу океана. Мотоциклисты будут отправляться на этап группами по 15 человек, выстроившись в линию. После, им предстоит углубиться в дюны на 100 км. Это будут настоящие дюны, как в Сахаре, самой разной величины и высоты.


Среда, 10 января - San Juan de Marcona - Arequipa: 770 км (СУ5: 264 км)

Машины и мотоциклы едут порознь. Первый длинный этап, хотя и не самый длинный СУ. Караван входит в регион Танака, где высокогорные дюны и чудесные пляжи соседствуют друг с другом. Чтобы вовремя финишировать, стартовать мотоциклам придется на рассвете. Ожидается, что на этом участке может быть большой процент отсева из-за опоздавших и потерявшихся, особенно, среди новобранцев.


Четверг, 11 января - Arequipa - La Paz: 758 км (СУ6: 313 км)

Пять дней «Дакар» путешествовал по Перу, а на шестой прибудет в Боливию, страну озер и прекрасных видов. После КП2 перед мотоциклистами предстанет великое озеро Титикака, сердце боливийского Альтиплано (высокогорных равнин): гонка переместится на высоту более 2500 м над уровнем моря. Вечером всех ждет гостеприимный бивуак и полноценный сон - впереди день отдыха!


Пятница, 12 января - День отдыха в Ла-Пасе

Суббота, 13 января - La Paz - Uyuni: 726 км (СУ7: 425 км)

Дневные перегоны становятся все больше. После пересечения границы, экипажам предстоит обновить роадбуки и навигацию. Дюны остались за спиной. Впереди - грандиозные солончаки Solinas Grandes. В бивуаке своих пилотов будут поджидать технические бригады: ночь перед следующим днем - важнейшая, ибо им предстоит подготовить технику к первому марафонскому этапу.


Воскресенье, 14 января - Uyuni - Tupiza: 584 км (СУ8: 498 км)

После небольшого пробега по дорогам, караван ждет самый длинный спец.участок ралли Дакар-2018 - и первый марафон, в ходе которого запрещено пользоваться услугами техничек. За два дня гонка пересечет Альтиплано, а значит, что относительно равнинные участки сменятся реальными горами и дюнами, которые выросли выше 3500 м. Серьезное испытание для физических и морально-волевых качеств спортсменов. По итогам СУ8 определится короткий список потенциальных призеров гонки. Традиционно, после первого марафонского этапа отсеиваются до 20% гонщиков.


Понедельник, 15 января - Tupiza - Salta: 754 км (СУ9: 242 км)

Теперь борьба за победу входит в решающую стадию. Гонка близка к Аргентине, остается всего несколько дней. Путь в сторону Сальты - это скоростные грунтовки и гравий. В переплетении дорожек можно запутаться, но кто угадает с направлением, выиграет много времени. Здесь потребуется уверенность в себе и отсутствие ошибок.


Вторник, 16 января - Salta - Belén: 795 км (СУ10: 372 км)

Один из самых хорошо изученных регионов с точки зрения «Дакара»: здесь гонка проходила каждый раз с 2009 года. Но это никак не поможет при ориентировании в дюнах и на песчаных плато! Особенностью СУ10 станет возможность встретиться со своей техничкой и воспользоваться ее услугами. Но... время тикает. Этот этап - еще одно испытание на ориентирование и навигационные навыки. Множество рек будут вставать на пути. Иногда их следует пересечь, а иногда нет.


Среда, 17 января - Belén - Chilecito: 484 км (СУ11: 280 км)

Если погода будет стоять достаточно жаркая и сухая, пески на пути к Чилесито станут самым крутым испытанием для байкеров и квадроциклистов с начала гонки. Здесь спортсмены с хорошей физической подготовкой получат существенное преимущество. Гонка стартует в порядке, определенном по итогам СУ10, но вперемешку - мотоциклы, багги, грузовики, джипы, квадрики - кто каким финишировал в TOP-25. После финиша в Чилесито, бивуаки мотоциклистов и автогонщиков разделятся: на следующее утро байкеров ждет старт второго марафонского этапа.


Четверг, 18 января - Chilecito - San Juan: 722 км (СУ12: 375 км)

Этап на выносливость по каменным долинам и каньонам с тысячами поворотов. Пользоваться услугами технических команд - снова нельзя. Наехать на валун, притаившийся в пыли, порвать покрышку или погнуть колесный диск - значит покинуть гонку.