Расчёт времени для тренировочных серий в плавании. Семантическая зона плавания Зоны энергообеспечения в плавании

Разберем подробно фундаментальное исследование членения семантической зоны плавания разными языками, выполненное группой под руководством Е. В. Рахилиной 1 . Чтобы можно было сравнивать членение семантической зоны, нужно создать логическое (внеязыковое) представление об этой зоне. С выполнения такой задачи авторы начали свое исследование. В ходе работы им приходилось изменять и уточнять свою логическую классификацию разных типов плавания, в том числе по мере получения материала из различных языков. Человек мыслит если не на языке, то по крайней мере не без помощи языка, поэтому ему трудно отрешиться от той категоризации окружающего мира, которую ему навязывают известные ему языки. Получая новую информацию, исследователи корректировали логически возможное членение данного семантического поля. Был создан универсальный набор семантических параметров.

Для начала требовалось определить семантическую зону. Она была определена как «зона движения и нахождения в воде». Логика этой семантической зоны воплощена в языке как противопоставление активного и пассивного плавания. «Прототипическое активное плавание связано с приложением (одушевленным) субъектом усилий к движению в воде, тогда как пассивное плавание предполагает перемещение субъекта за счет движения среды (например, по течению) или его более или менее неподвижное нахождение на поверхности или в толще жидкости... Говоря упрощенно, в естественно-языковой картине мира обычно лексически противопоставляются движение в воде людей и движение в воде предметов» .

Однако есть и третий способ плавания: перемещение по воде на плавсредствах (кораблях, лодках, плотах) и движение самих плавсредств, которое может восприниматься и как активное, и как пассивное. В зоне пассивного плавания можно выделить плавание «наиболее пассивное» (нахождение легкого предмета на неподвижной водной поверхности) или «менее пассивное», например, перемещение на волнах, движение с быстрым потоком. В результате была создана схема, на которой показана шкала активного /пассивного плавания (рис. 12.1).

Рис. 12.1.

На следующем этапе исследования предполагалось выяснить, как в конкретных языках выражаются данные значения, какие для этого используются средства: «В конкретных языках глаголы поля плавания по-разному членят эту шкалу: говоря упрощенно, чем более богата система, тем больше на шкале оказывается самостоятельных “отрезков” (обслуживаемых конкретным глаголом) и тем меньше эти “отрезки” по длине; напротив, наибеднейшая система вообще никак не должна членить эту шкалу - хотя таких языков нам обнаружить и не удалось» 1 .

Во многих языках полностью выпадает область «плавания на судах». Здесь используются обычные глаголы движения (‘идти’, ‘прибыть’, ‘отправиться’ и т.п., как это свойственно, например, русскому профессиональному языку моряков: От мыса Северного «Челюскин» шел уже девятибалльным льдом). В других случаях, например грузинском языке, глагол активного плавания распространяется и на плавание на судах (плавание судов). В древнегреческом, напротив, плавание на судах обозначается глаголом пассивного плавания тЛссо, который противопоставлен глаголу активного плавания veco. Особый случай представляет армянский язык, в котором глагол loyal "плыть (активно), плавать (о предмете)’ совмещает правый и левый полюс шкалы и противопоставлен близким по смыслу судовым глаголам navel и navarkel (содержащим тот же индоевропейский корень, что латинское navis "корабль’). Есть языки с более сложным противопоставлением по активности/пассивности плавания. Так, в сербохорватском глагол плива описывает как активное плавание, так и перемещение на плоту или лодке, но при активном участии человека; в других случаях употребляется глагол плови.

Во многих языках есть глагол, который обозначает именно активное плавание и только его, т.е. «перемещение в воде живых существ за счет собственных физических усилий». Это плавание любых живых существ: человека, животных (собак, лошадей), водоплавающих птиц, рыб, крокодилов и пр. К «чистым» глаголам активного плавания принадлежат, например, английский swim и нидерландский zwemmen, итальянский nuotare и португальский nadar , древнегреческий vcco, китайский you , корейский heyyem chita , японский оёгу, тамильский nmtu , лезгинский сирнав авун , селькупский uqo , или патип в манинка .

В некоторых языках в зоне активного плавания выделяется плавание людей (язык-то антроиоцснтричен!), а иногда и плавание животных. Например, в некоторых северных языках, носители которых в силу климатических условий сами не плавают, экзотическую ситуацию плавания людей описывают иными способами. Так, в нганасанском языке это глагол, производный от корня со значением ‘нырять, тонуть, погружаться в воду’, в языке коми - глагол со значением ‘бить руками и ногами’.

Иногда в отдельную категорию по типу плавания выделяются птицы, например, в иврите птицы ‘скользят’ по воде. Действительно, плавание птиц происходит совершенно иным образом, чем плавание других живых существ, и может категоризироваться как скольжение по поверхности воды подобно судам или дрейфующим глыбам льда.

Зона плавания на судах категоризируется языками еще менее однозначно. В некоторых языках, правда, имеется особый «судоходный» глагол, обозначающий плавание людей на судах или плавание самих судов: латинский navigare , древнегреческий лХесо, английский sail , нидерландский varen , армянский navel , индонезийский berlayar или /zz/Zig в иврите. Основные различия - указание на тин судна или тип водоема. Кроме того, плавание людей на судах может быть выражено глаголами со значением ‘идти на веслах’ или ‘идти под парусом’.

В некоторых языках зона плавания категоризируется весьма необычным образом, например, в австралийском языке куниньку плавание больших рыб выражается тем же глаголом, что и гребля веслами: глагол karridjme имеет следующие значения: 1) ‘грести на лодке при помощи весел’; 2) ‘плыть при помощи хвоста и плавников (о рыбах)’. Многие языки имеют специальные глаголы для ‘хождения под парусом’ (ср. англ, to sail), или глаголы для ‘хождения на веслах’ (ср. англ, to row "грести, идти на веслах’, to oar ‘грести обычными веслами’, to scull ‘грести парными веслами’, to paddle ‘плыть на байдарке, грести байдарочным веслом’).

В некоторых языках глаголы со значением ‘перемещаться на судне’ образованы от самого названия судна. Ср. нидерландский капоеп ‘плавать на каноэ’, kajakken ‘плавать на каяке’ и waterfietsen ‘плавать на водном велосипеде’ - перед нами открытый класс глаголов: нидерландский язык легко может образовать новый глагол по той же модели.

Значительно реже встречается дробление семантической зоны плавания в зависимости от типа водоема. Примером будет индонезийский язык. Здесь целая группа глаголов, образованных префиксом meN- от названий водоемов, обозначает плавание по этим водоемам: melaut ‘плавать по морю’ (laut ‘море’), mendanau "плавать по озеру’ (danau ‘озеро’), menyelat ‘плавать по проливу’ (selat ‘пролив’). Наиболее употребительным среди них по понятным причинам является melaut.

Значение может иметь и маршрут, а также приближение к берегу или удаление от него; ср. русское причалить ‘подплыть к берегу (о судне)’. В удэгейском языке также имеет специальный глагол agda- ‘причаливать’, но глаголы плавания по реке строго различают eje- ‘плыть вверх но течению’ и soVo- ‘плыть вниз по течению’ (только о человеке или о судне, управляемом человеком), плавание без ориентации по реке выражается глаголом egbesi- ‘держаться на воде, купаться’.

Зона пассивного плавания также оказалась сложной. Речь прежде всего идет о различении плавания по течению (по реке плывут льдины) и нахождения в жидкости (морковка плавает в супе). Эти значения противопоставлены в английском языке: to drift и to float. В некоторых языках противопоставляется плавание на поверхности и притопленное плавание (например, айсберга). Иногда употребление глагола со значением ‘плавать’, если речь идет о предмете в закрытом пространстве, имеет отрицательную коннотацию. Например, в персидском языке «использование глагола пассивного плавания senavar budan в предложении типа dar sup havij senavar ast ‘в супе плавает морковка’ возможно, только если морковка попала в суп по ошибке, а в обычном рецепте супа не присутствует» 1 .

При анализе членения семантической зоны плавания разными языками были выделены «богатые», «средние» и «бедные» системы. «Бедными» оказались системы, имеющие только один специализированный глагол плавания (как в нганасанском или аварском). Однако это не значит, что такие глаголы покрывают всю логически выделяемую зону плавания. «Богатые» системы представлены языками, где имеется не менее трех или четырех специализированных глаголов плавания и значительное количество дополнительных противопоставлений. Максимальное число глаголов плавания определить невозможно, поскольку есть языки, такие как индонезийский, где имеется продуктивное словообразование, и новые глаголы могут образовываться от названий водоемов или средств перемещения, или типов весел, или парусов. К «богатым» относятся многие европейские языки, арабский, китайский. «Средние» системы различают только основные зоны и обычно обладают двумя специализированными глаголами плавания, но не имеют средств для различения более «тонких» противопоставлений. «Средними» можно назвать, например, языки тамильский, персидский, грузинский, манинка.

Можно предположить, что степень «богатства» системы средств, обозначающих семантическую зону плавания, во многом зависит от внеязыковых причин: «бедные» системы характерны для народов, живущих на крайнем севере и в горных областях, плавание для которых не является обычным занятием. Напротив, «богатые» системы характерны для народов, у которых как активное плавание, так мореплавание являются исторически одним из основных занятий.

В результате проведенного группой исследования выяснилось, что при членении зоны плавания языки реализуют две стратегии. Первая связана с противопоставлением активного и пассивного плавания, а остальные типы (движение судов, по течению и нр.) оказываются промежуточными случаями и либо кодируются самостоятельно, либо совмещаются с одним из полярных видов плавания. Вторая стратегия противопоставляет движение за счет течения воды другим способам (в этом случае различия между плаванием человека и морковки в супе оказываются незначительно малы). Таких языков меньше, но они представлены и в «средних» системах (например, хинди), и в «бедных» (например, лакский язык), и в «богатых» (французский).

Параметры активного плавания :

  • - умение (активно) плавать;
  • - активное плавание человека (в определенном направлении / без определенного направления);
  • - активное плавание человека (с определенной целью /для развлечения);
  • - плавание «водных» животных (мелких / крупных): рыб, дельфинов, китов, крокодилов, бегемотов и нр.;
  • - плавание водоплавающих птиц: лебедей, уток и др.;
  • - плавание «сухопутных» животных: собак, лошадей и ир.;
  • - плавание человека / животных под водой.

Параметры плавания судов и людей на судах :

  • - управляемое перемещение судна (по определенному маршруту / без определенного маршрута);
  • - перемещение человека («капитана») на управляемом им судне с приложением физической активности (например, при гребле);
  • - перемещение человека («капитана») на управляемом судне (без приложения физической активности);
  • - перемещение человека («пассажира») на управляемом судне;
  • - перемещение судов / на судах различных типов (парусных, весельных, моторных и пр.);
  • - перемещение судов / на судах но водоемам различных типов (морям, океанам, рекам, озерам и пр.);
  • - перемещение судов / на судах по течению («спуск»);
  • - перемещение судов / на судах против течения («подъем»);
  • - неуправляемый «дрейф» судна («парусника со сломанной мачтой») / человека на таком судне.

Параметры пассивного плавания:

  • - перемещение по течению (легкого / притопленного субъекта);
  • - ненаправленное движение на поверхности (в разные стороны);
  • - всплытие предмета на поверхность;
  • - нахождение на поверхности без заметного движения;
  • - «покачивание на волнах» на поверхности (волнообразные движения вверх / вниз);
  • - нахождение в закрытом объеме (стакане, тарелке, бутылке и пр.);
  • - способность (легкого) предмета не тонуть, оставаясь на поверхности;
  • - течение самого потока жидкости.

Итак, исследование демонстрирует анализ конкретной семантической зоны путем выявления релевантных для естественного языка логических параметров. В конкретном языке выявляются способы, кодирующие каждый из теоретически возможных параметров, после чего данные сравниваются. Такое исследование дает ясную картину членения четко очерченной семантической области.

Иной способ разложения значения слова, что делает возможным сопоставление семантики лексических единиц разных языков, предложила Анна Вежбицкая

Определение зон энергетической производительности для управления тренировочным процессом имеет большое значение. По ним устанавливается направленность и эффективность тренировочных упражнений и распределение тренировочной нагрузки на всех этапах подготовки спортсмена. На формирование представления о зонах энергетической производительности существенное влияние оказали работы В.С. Фарфеля (1946). Существуют различные подходы к определению границ зон и их физиологическому обоснованию.

Сергей Гордон, доктор педагогических наук, заслуженный профессор кафедры плавание РГУФКСиТ, Дмитрий Волков, он же Mr. Swimy

Общий подход для всех циклических видов спорта определяется соотношением мощности и предельным временем упражнений, а также физиологическими показателями, отражающими существо протекающих в заданной зоне процессов. Поскольку абсолютные значения физиологических показателей зависят от вида спорта, квалификации спортсменов и их специализации на дистанции различной длины, целесообразно физиологические показатели выражать в относительных единицах.

Все упражнения по предельному времени выполнения могут быть разбиты на две большие группы. Критерием разделения является время перелома общей и индивидуальной кривой рекордов в двойном логарифмическом графике «мощность (скорость) - время». Точка перелома близка по времени 180 с и колеблется в зависимости от специализации на дистанциях различной длины.

Все упражнения разбиваются на две большие группы: со временем меньше 180 с, преимущественно с анаэробным метаболизмом, и со временем больше 180 с, преимущественно аэробной направленности. Такое деление подтверждается практикой. Так, в спортивном плавании дистанция 200 м проплывается со временем, близким к точке раздела, потребление кислорода на дистанции и кислородный долг примерно равны. Лучшие достижения на этой дистанции за всю историю спортивного плавания переходили из рук спринтеров и стайеров. Эстафета 4 х 200 м также обычно формируется из спринтеров и стайеров.

В настоящее время различными авторами выделяются следующие пять зон: алактатно-гликолитическая, аэробного гликолиза, смешанная анаэробно-аэробная и аэробно-анаэробная и аэробная. Анализ экспериментальных физиологических данных метаболизма упражнений различной продолжительности, математическое моделирование, практика применения тренировочных упражнений и распределения тренировочной нагрузки позволяют выделить следующие зоны и временные границы.

V зона - алактатно-гликолитическая со временными границами 0-40с, которая, в свою очередь, разделяется на Vа до 8-10 с с преимущественным криатин-фосфатным метаболизмом и Vб со смешанным анаэробным обеспечением. Упражнения зоны Vа в плавании в первую очередь направлены на совершенствование скоростных способностей и совершенствование техники на высоких скоростях. Длина тренировочных отрезков составляет 12-15 м. Часто упражнения выполняются поперек бассейна. Отдых между повторениями обычно не превышает 1-2 мин. В параметрической тренировке количество повторений достигает 30 и больше раз. Упражнения зоны Vб также относятся к повторной тренировке. Длина отрезков составляет 50 м и больше. Количество отрезков ограничено. Скорости близки к соревновательным. При увеличении количества повторений упражнение переходит в IV зону.

IV зона - преимущественного анаэробного гликолиза с границами 40-180 с, которая, в свою очередь, разделяется на подзоны Ivа до 100 с, где наблюдается максимальный кислородный долг, и Ivб от 100 до 180 с «лактатной толерантности». Упражнения данной зоны выполняются после предварительной подготовки аэробной направленности, т.к. адаптация к аэробным упражнениям является основой для дальнейшего развития анаэробных возможностей. Упражнения обычно выполняются на отрезках 50 м повторно и интервально. Так проплывание 50 4 раз с отдыхом 15 с будет на границе III и IV зоны III зона - смешанного аэробно-анаэробного гликолиза с границами 180-900 с, разделяется на подзону IIIа со временем до 420 с (7 мин), где наблюдается максимальный рабочий уровень потребления кислорода, и подзону IIIб от 7 мин до 15 мин (900 с) с высоким субмаксимальным рабочим уровнем потребления кислорода.

Интервальная тренировка экстремального типа в зоне IIIа состоит из преодоления 30 с х 4-6 раз, 60 с х 3-4 раз. Потребление кислорода достигает рабочего максимума. В некоторых случаях при небольшом количестве повторений и высокой интенсивности квалифицированные спортсмены достигают максимального кислородного долга и попадают в зону IVб.

Упражнения IIIб зоны состоит из преодоления 30 с х 8-12 раз, 60 с х 8 раз, 120 с х 4 раз. Уровень потребления кислорода составляет 0,92-0,98 к рабочему максимуму, частота сердечных сокращений достигает 0,88-0,94. В конце упражнений наблюдается значительный кислородный долг, составляющий 0,63-0,94 к максимальному. Упражнения этой группы связаны со значительными функциональными нагрузками для спортсмена и целесообразны после предварительной подготовки к концу подготовительного периода. В паузах отдыха уровень потребления кислорода к концу упражнений может превышать потребление на рабочих отрезках, соответственно при этом снижается ЧСС и возрастает ударный объем сердца.

II зона - со смешанным, преимущественно аэробным гликолизом с границами от 900 с (15 мин) до 1800 с (30 мин), здесь уровень потребления достаточно высокий, но ниже уровня запроса, ориентировочно у квалифицированного спортсмена в конце зоны наблюдается порог анаэробного обмена (ПАНО).

Дистанционные тренировочные упражнения можно разделить на две большие группы. В первую входят упражнения, выполняемые на соревнованиях «в полную силу». Эти упражнения, несмотря на их высокую эффективность, занимают в тренировочном процессе небольшую часть. Из-за стрессового характера таких упражнений и малого возможного объема в тренировке. Исключение составляют упражнения на сверхкоротких отрезках в пределах 8-10 с и являются отдельной группой с преимущественным криатифосфатным метаболизмом.

Во второй группе упражнения аэробной зоне Ia и Iб охватывают не менее 50% от общего объема нагрузки в годичном макроцикле квалифицированных спортсменов. В некоторых видах спорта дистанционные упражнения составляют основную часть нагрузки (велосипедные шоссейные гонки, лыжные гонки). В отдельных видах сочетается аэробная нагрузка при относительно высокой интенсивности. Так, в спортивном плавании спортсмены преодолевают в одну тренировку до 10х400 м, 5х800 м, 6х1000 м, 3х1500 м и более. Дистанционные упражнения используются для решения широкого круга задач от совершенствования выносливости до совершенствования техники и разгрузки после интенсивных упражнений.

Для подбора дистанционных упражнений в годичном макроцикле может быть использована зависимость «скорость - время». В наиболее простом случае необходимо подобрать базовые дистанции, характерные для определенной физиологической направленности. Временем для определения базовой дистанции на границе II и Ia зоны может быть работа в течение 30 мин. Такая работа будет близкой к порогу анаэробного обмена, но, естественно, точно с ПАНО совпадать не будет. Зато при таком подходе представляется возможность рассчитать необходимую скорость по этапам подготовки и контролировать ее. Дистанционные тренировочные упражнения можно разделить на две большие группы. В первую входят упражнения, выполняемые на соревнованиях.

«В полную силу». Эти упражнения, несмотря на их высокую эффективность, занимают в тренировочном процессе небольшую часть. Из-за стрессового характера таких упражнений и малого возможного объема в тренировке. Исключение составляют упражнения на сверхкоротких отрезках в пределах 6-8 с и являются отдельной группой с преимущественным криатифосфатным метаболизмом.

Зоны Va Vb Iva IVб IIIа IIIб II
Время 0-10с 10-40с 40-100с 100-180с 180-420с 420-900с 900-1800с 1800-3600с
Мощность относительная, N / N max 1,0-0,99 0,99-0,64 0,64-0,43 0,43-0,32 0,32-0,29 0,29-0,25 0,25-0,22 0,22-0,18
Уровень О2 запрос относительный RO 2 / RO 2 max 1,0-0,99 0,99-0,67 0,67-0,48 0,48-0,34 0,34-0,30 0,30-0,25 0,25-0,22 0,22-0,19
Уровень О2 потребления относительный VO 2 / VO 2 max 0,22-0,36 0,36-0,80 0,80-0,97 0,97-1,0 1,0-0,98 0,98-0,92 0,92-0,84 0,84-0,72
Долг О2 относительный DO 2 / DO 2 max 0,30-0,48 0,48-0,88 0,88-1,00 1,00-0,96 0,96-0,92 0,92-0,63 0,63-0,40 0,40-0,24
ЧСС / max 0,70-0,74 0,74-0,92 0,92-1,00 1,00-0,97 0,97-0,94 0,94-0,88 0,88-0,83 0,83-0,78
Lact / Lact max 0,30-0,44 0,44-0,82 0,82-1,00 1,00-0,98 0,98-0,82 0,82-0,60 0,60-0,36 0,36-0,16
КПД / Max Efficiancy 0,41 0,63 0,65 0,67 0,71 0,75 0,8 0,85

Выделенные границы по времени в значительной мере условны и не всегда соответствуют достаточно точно указанным физиологическим показателям. Они будут различаться в зависимости от квалификации, специализации и состояния спортивной формы.

В таблице приведены основные физиологические показатели в относительных единицах в различных зонах, полученных по экспериментальным данным и результатам математического моделирования для пловцов, специализирующихся на дистанциях 100 и 200 м и гребцов на 2000 м. В практической тренировке специалисты ориентируются по скорости выполнения упражнений. Однако физиологические сдвиги и энергетические затраты происходят в соответствии с мощностью, развиваемой спортсменом, которая является функцией куба скорости. При наличии индивидуальных данных спортсмена, используя коэффициенты таблицы представляется возможность рассчитать все основные приведенные показатели во всем диапазоне дистанций. специализации различаются. Также данные соотношения меняются в течение годичного тренировочного макроцикла. Так, с повышением квалификации у мастера спорта упражнение 50х4 с отдыхом 15 с переместится в зону IVb, упражнение 50х8 и 50х12 - в зону IIIa, упражнения 50х16 и 50х20 - в зону IIIb, упражнения 50х30 и 50х40 останутся во II зоне.

Фото из архива Дмитрия Волкова, idem Mr. Swimy

  • Tags

Один из вариантов планирования в спортивном плавании аэробной подтоговки в различных группах (УТ,СС и ВСМ)

Тренер – преподаватель по плаванию Писарев Валентин Николаевич. Назначение работы: Данный материал предназначен для спортсменов-пловцов, которые зачислены в группы, начиная от УТ (учебно-тренировочная), СС (спортивного совершенствования) и заканчивая группами ВСМ (высшее спортивное мастерство). Материал будет полезен для тренеров по плаванию и родителей спортсменов.
Введение.
Из планируемого объема плавания аэробные тренировки составляют 80-85 %. Умение тренера правильно решать вопросы подготовки своих учеников в аэробных зонах энергообеспечения – залог успешных выступлений на соревнованиях. Весь спектр аэробных тренировок необходим пловцам от самого начала спортивной карьеры до ее завершения. Раньше, при работе над выносливостью, огромное внимание уделялось развитию МПК (максимальное потребление кислорода), но как показала практика ориентация тренеров на этот показатель при развитии выносливости у пловцов, как правило, приводит в тупик. Это связано с тем, что, возможность увеличения мощности функционирования системы митохондрий в работающих мышцах значительно превышает перспективу роста МПК. Так, в случае возрастания выносливости в 5 раз, количество митохондрий и связанная с ним оксидативная способность мышц увеличиваться примерно в 2 раза, а МПК на 10 – 14 %. Вот уже много лет у ведущих специалистов, работающих в циклических видах спорта, критерием планирования нагрузок является наработка энергетики мышечного сокращения. Понимание того, как работают мышечные волокна «быстрые», «медленные» и «промежуточные», как в зависимости от применяемой тренировочной нагрузки они взаимодействуют от видоизменения, какие биохимические процессы происходят в них, дает тренеру возможность правильно планировать и применять на практике все многообразие аэробной подготовки пловцов.

Итак, рассмотрим все зоны энергообеспечения и их планирование в структуре макроцикла. Все известно, что очень трудно идеально спланировать тренировочные программы в макроцикле, так как есть не зависящие от тренера обстоятельства и главное здесь несовпадение городских, школьных, областных и других стартов с распланированным макроциклом, который завершается главным стартом. Идеально макроцикл должен состоять из мезоциклов следующей направленности:
1. Втягивающий мезоцикл (2-4 недели);
2. Аэробный мезоцикл (2-3 недели);
3. Компенсаторно-тестовый микроцикл (4-7 недель);
4. Аэробно-силовой мезоцикл (2-3 недели);
5. Компенсаторно-тестовый микроцикл (4-7 недель);
6. Мезоцикл концентрации нагрузки (подготовка основной дистанции) 2-3 дня;
7. Соревновательный мезоцикл (3 недели и более);
Главные старты не ранее, чем через 14 дней после мезоцикла концентрации нагрузки. Вернемся к зонам энергообеспечения. Как правило нагрузка планируется по зонам интенсивности. Напряженность проплывания дистанций определяется следующими параметрами: а) время проплывания; б) измерение частоты сердечных сокращений после нагрузки; в) измерение лактата по необходимости и возможности; г) фиксирование темпа плавания в минуту или подсчет циклов за длину бассейна.
Первая зона – компенсаторная или восстановительная. 1.Разминка – как правило аэробная нагрузка, различные отрезки и дистанции комплексной направленности по способам плавания в сочетании с короткими спринтерскими отрезками. По объему плавания от1/4 до 1/3 объема плавания за тренировку. 2. Восстановительное плавание, особенно важно после соревновательной нагрузки. Оно должно быть достаточного объема, чтобы привести уровень лактата к минимальным значениям. Объем плавания в компенсаторной зоне, как правило, колеблется от 1/ до 1/3 от планируемого за макроцикл. Это очень много, но это необходимо. Самое главное здесь, сохранить структуру техники способа плавания такой, как она и на соревновательной деятельности. Это возможно тогда, когда пловец имеет идеальные гидродинамические характеристики, наделен великолепным чувством воды, пластичен и ловок в своих движениях на воде, технически «причесан».
Вторая зона - аэробные тренировки А1 – А2 – «ПАНО» - МПК. В течение всего макроцикла должны планироваться отдельные аэробные тренировки – А1. В недельном микроцикле из 10 тренировок их должно быть не менее трех, так как разминок, восстановительного плавания после «тяжелых» серий недостаточно. ЧСС в этих тренировках 120 – 130 уд/мин. Все аэробные тренировки надо планировать в «режимах плавания»
Тренировки очень разнообразны:
1. Комплексное плавание в различном сочетании способов;
2. Плавание по элементам ноги-руки;
3. Технико-координационные упражнения;
4. Немного спринта на нестандартных отрезках (ноги – руки - стиль);
5. Попеременное плавание по циклам на различных дистанциях.
Тренировки А1 не носят развивающий характер аэробных возможностей пловцов, но в сочетании с развивающими аэробными тренировками А2 – «ПАНО» - МПК дают положительный эффект в наработке аэробных возможностей. Тест: проплывание основной дистанции на минимальной скорости с очень хорошей техникой плавания. При планировании тренировок аэробной направленности в макроцикле, начиная с аэробного мезоцикла, надо а микроцикле совмещать все аэробные тренировки. А1 – восстановительная аэробная тренировка – 3 тренировки. А2 – развивающая аэробная тренировка – 3 тренировки. «ПАНО» - развивающая аэробная тренировка – 3 тренировки. МПК – контрольная тренировка – 1 тренировка. Пловцы, добивающиеся выдающихся результатов на дистанциях 800 и 1500 метров, огромное значение придают специальной подготовке на дистанциях 200 и 400 метров соответственно, опять же используя весь арсенал аэробных нагрузок определяющих высокий результат на этих дистанциях. На тренерском сленге их называют «силовыми стайерами», т.е. обладающими высокой скоростью спринтерских дистанциях. Характеристика тренировок А2, развивающих «аэробный порог». Комплексная разминка большого объема плавания для того, чтобы до начала основного задания прошло не менее 50 минут. Очень упрощенно, с точки зрения биохимии спорта, «жиры горят в пламени углеводов». Это позволяет выполнить основную развивающую нагрузку с подключением неокисленных жирных кислот. Развивающие тренировки А2 обязательно должны заканчиваться «спринтом» ноги-руки или стиль. В развивающих аэробных тренировках А2 спринтерская часть не должна носить характера спринтерской тренировки. Развивающие спринтерские тренировки – это спринт 25-50-75 метров достаточно большого объема с дозированным объемом плавания А1 – А2 – «ПАНО» в различном сочетании. Как правило, это отрезки 25 метров. В различном сочетании объема «спринта» варьируется от 300 до 400 м (16х25), 4 (4х25 м с 1 мин + 1 мин) и так далее. Чем больше мышечных групп вовлечены в работу, тем лучше для наработки общей выносливости. Основная задача этих нагрузок – увеличение капиляризации мышц. Развивающие нагрузки на уровне аэробного порога обязательно должны сочетаться со спринтерским плаванием. Нарабатывающийся при этом креатин - фосфатный механизм энергообеспечения, помимо источника энергии служит и транспортным средством для доставки кислорода к работающим мышечным волокнам. Тесты: 3 – 2 км. Длинная дистанция в/ст, основным способом или дистанция комбинированная(в/ст + комплекс + основной способ).
Третья зона – тренировки анаэробного порога ПАНО. Большая разминка А1 около 3200 метров «сжигаются углеводы». Ни в коем случае не разминаться на скорости характерной для тренировки А2. «Золотое правило» - не использовать в тренировках развивающих нагрузок соседствующих зон энергообеспечения. Нельзя использовать А2 +ПАНО или ПАНО + МПК. Лучше планировать нагрузку через зону энергообеспечения. Скорость на уровне ПАНО не может все время улучшаться при использовании большого объема этой нагрузки в течении макроцикла и годового цикла. Нужно стремиться подготовить пловца так, чтобы на соревнованиях он плыл не менее 0,5; дистанции с соревновательной скоростью без кислородного долга. Для этого ему надо показать в тесте «интервальное ПАНО» скорость 80 -85 % и лучше от планируемой соревновательной скорости на основной дистанции при ЧСС до 170 уд/мин. Тестовая серия: отрезок – двойная дистанция или основная дистанция основным способом. ПАНО нарабатывается основным способом. Корректно считается минимальный отрезок серии равен ½ соревновательной дистанции, максимальный отрезок – двух кратной основной дистанции.
В макроцикле можно только 2 раза целенаправленно выполнять тренировки на уровне ПАНО в развивающем режиме. А)тестирование +3 – 2 недели аэробный мезоцикл. 3-4 тренировки за микроцикл. Б) Тестирование +3 – 2 недели – аэробно-силовой мезоцикл. 3-4 тренировки за микроцикл. Тестировать перед соревновательным мезоциклом. Работать постоянно над повышением скорости на уровне ПАНО в течении макроцикла не приносит успеха. Для того, чтобы выйти на новый уровень скорости ПАНО надо обязательно пройти через период концентрации нагрузки по подготовке основной дистанции, соревновательный цикл и период втягивания в новом макроцикле. Перед аэробным мезоциклом любым выбранным способом определяется время на уровне ПАНО. Проводиться тренировка ПАНО. Преред аэробно-силовым мезоциклом тестируется ПАНО. Определение скорости ПАНО для составления тренировочных серий и тестирование ПАНО – вещи разные. До сих пор есть два направления, которые создают много путаницы. Тестирование ПАНО, используя длинную дистанцию, да еще как правило в/ст – это ни что иное, как определение уровня аэробного порога. Уровень аэробной производительности на ПАНО обязательно надо тестировать в интервальном режиме и основным способом плавания, т.к. должны определяться сокращения мышечных групп присуще тому или иному способу плавания.
Четвертая зона – тренировка в зоне МПК – вершина аэробной тренировки. Это смешанная зона аэробных и анаэробных нагрузок, когда после проплывания отрезка частично образуется кислородный долг. Принцип планирования тренировочных программ в этой зоне всем хорошо известен, но этими тренировками нужно пользоваться очень осторожно. Перебор объема плавания в этой зоне, как правило ведет к плачевному результату на соревнованиях. Тренировки в зоне МПК с возрастающей скоростью плавания от начала серии к концу серии бесперспективны, хотя на последнем отрезке пловцы показывают результаты близкие к своим рекордным. Тренировку МПК надо использовать, как тестовую. Например один раз в неделю. И по показателям этой тренировки можно педагогическим путем определить динамику МПК.
Вывод:
без постоянного совершенствования методических аспектов подготовки пловца, невозможно добиться прогрессирующих результатов у своих подопечных.

1.1 Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Тренировочные нагрузки в плавании в зависимости от интенсивности и продолжительности делятся на 6 или 9 зон интенсивности (Е.А. Ширковец.1996).

зона. Нагрузки имеют чисто аэробную направленность, преобладающее значение в энергетике имеет липидный обмен. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как интенсивность ее не велика. Содержание лактата не превышает 2.0 - 2.5м Моль/л (уровень аэробного порога), показатель рН остается в пределах нормы, потребление кислорода может возрастать до 50% от МПК, ЧСС находится в пределах 110-130 уд/мин.. Нагрузки этой зоны применяются на начальных этапах тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время - в качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки (компенсаторное плавание).

зона. Нагрузки второй зоны носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога. Концентрация лактата в крови может достигать до 3.5 - 4.0 мМоль /л и сопровождаться сдвигом рН в кислую сторону до 7.35. Это приводит к угнетению липидного обмена и активации окисления углеводов, потребление кислорода возрастает до 50-80% от максимума. Средняя продолжительность однократной непрерывной работы составляет 10-30 минут при ЧСС 130-150 уд/мин. В этих условиях в наибольшей мере совершенствуются эффективность и емкость аэробных процессов, способствуя развитию выносливости.

зона Нагрузки имеют смешанный аэробно-анаэробный характер энергообеспечения. - потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы превышает уровень анаэробного порога. Продолжительность однократно выполняемых упражнений составляет 5-15 минут. В практических целях в данной зоне выделяют 2 подзоны А и В с уровнем лактата в крови 4.0 - 6.0 и 6.0-9.0 соответственно. Работа в данной зоне используется для развития мощности аэробных процессов (за счет прироста кардиореспираторной производительности)

зона. Нагрузки имеют анаэробную гликолитическую направленность и применяются для развития специальной выносливости. (анаэробно-лактатный режим). Основной источник энергообеспечения - окисление углеводов, приводящее к значительному повышению уровня лактата в крови. Здесь принято выделять три подзоны А, В, С с уровнем лактата соответственно 9-12; 12-15; 15 мМоль/ л и выше.

зона. Нагрузки включают упражнения спринтерской направленности. Основным источником энергообеспечения служат фосфогены (АТФ и КрФ). интенсивность упражнений максимальная, продолжительность однократной работы не превышает 15-20 секунд (анаэробно-алактатный режим)

зона. Нагрузки имеют анаболическую направленность - усиливают синтез сократительных белков в мышцах и АТФ-азную активность миозина в мышечных нитях. Сюда относят в основном упражнения пловца с около предельными и большими отягощениями, направленные на увеличение максимальной силы мышц.

Гигиеническая характеристика лыжного спорта

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить восстанавливающий, поддерживающий, развивающий и соревновательный характер...

Использование тренировочных нагрузок максимальной интенсивности юных лыжников-гонщиков 13-14 лет

Проведенный анализ научно-методической литературы, выявил, что улучшение показателей функциональной подготовленности лыжников-гонщиков оказывает существенное влияние на уровень их спортивных достижений в лыжных гонках...

Исследование уровня объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)

Физическая нагрузка -- это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. }