Центр изучения боевых искусств. Ваш путь к красоте и здоровью Монахи шаолинь какие пьют лекарственные травы

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт" , №2 1995г./

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии
На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.
Посторонние мысли, считает китайская медицина. поро ждают_«семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством
Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины
Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.
Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь». Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.
Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».
Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.
Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».
Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.
В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.
Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лайша из бобовой муки.
Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Сезонный рацион монахов

ВЕСЕННИЙ РАЦИОН

Время

Блюда

Количество

Способ приготовления

Утро Каша из чумизы 2 чашки (200 г) Положить чумизу в кипящую воду. Варить до полуготовности, после чего добавить кусочки таро. Довести до готовности.
Полдень Лепешки из коровьего гороха и смешанной муки 1 шт. (250 г) Смешать равное количество кукурузной и пшеничной муки, добавить дрожжи и дать подойти. Сварить коровий горох и добавить в опару. Готовить на паровой решетке.
Вечер Лапша из золотистой фасоли 1,5 чашки (150 г) Приготовить лапшу из муки золотистой фасоли. Опустить ее в кипящую воду, добавить немного шпината или сельдерея и варить до готовности.

ЛЕТНИЙ РАЦИОН

Утро Лапша из золотистой фасоли 2 чашки (200 г) В кипящую воду сначала положить золотистую фасоль. Когда фасоль разварится, добавить широкую лапшу.
Полдень Лепешки из белой муки 1 шт. (150 г) Отварить фасоль до готовности и перемешать ее с опарой из белой муки. Готовить на пару.
Вечер Жидкая лапша 1,5 чашки (150 г) Положить лапшу в кипящую воду и варить до полуготовности. Затем добавить пекинскую капусту или другие зеленые овощи. Варить до готовности.
ОСЕННИЙ РАЦИОН
Утро Каша из кукурузной муки 2 чашки (200 г) В кипящую воду положить кукурузную муку и варить до полуготовности. Затем добавить кусочки батата и варить до готовности.
Полдень Лепешки из смешанной муки с японской айвой 1 шт. (250 г) Смешать кукурузную и пшеничную муку в равных количествах, добавить дрожжи и дать подойти. Смешать с пюре из боярышника. Готовить на пару.
1 2 3 4
Вечер Жидкая лапша 1,5 чашки (150 г) В кипящую воду положить очищенную кукурузу. Когда она будет готова, добавить лапшу и пекинскую капусту или другие зеленые овощи.

ЗИМНИЙ РАЦИОН

Утро Каша из кукурузной муки 2 чашки (200 г) В кипящую воду положить муку и мелко нарезанный батат. Варить до кашеобразного состояния.
Полдень Лепешки из муки с финиками 1 шт. (200 г) Смешать кукурузную, соевую муку и муку из батата в равных количествах, поставить опару. Смешать с финиками и готовить на пару.
Вечер Жидкая лапша 1 чашка (150 г) Смешать в равных количествах муку из золотистых бобов, коровьего гороха, батата и пшеницы. Приготовить лапшу. Варить в кипящей воде. После готовности добавить сухие овощи, немного лука и имбиря.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ РАЦИОН

ВЕСЕННИЙ РАЦИОН

Время

Растение

Количество

Способ приготовления

Утро Лилейник лимонно-желтый Небольшое количество Вымыть, удалить стебли и варить до готовности в кипящей воде. Мелко нарезать, заправить солью и кунжутным маслом по вкусу.
Полдень Пастушья сумка 1 маленькая чашка Молодые листья вымыть и отварить вместе с соевым творогом или лапшой из золотистой фасоли. Заправить кунжутным маслом и солью по вкусу.
Вечер Шпинат 1 тарелка Ошпарить кипятком и нарезать. Заправить кунжутным маслом и чесноком.

ЛЕТНИЙ РАЦИОН

Утро Шпинат 1 маленькая тарелка Вымыть и удалить корни, измельчить, добавить соль по вкусу.
Полдень Сельдерей 1,5 чашки Вымыть, измельчить и жарить с соей или продуктами из сои. Перед едой добавить кунжутное масло.
Вечер Угловатая фасоль 1 тарелка В кастрюлю налить немного масла, положить измельченный лук и фасоль. Жарить до готовности. Можно добавлять в суп с лапшой.

ОСЕННИЙ РАЦИОН

Утро Пекинская капуста 1 тарелка В кастрюлю налить немного масла, положить вымытую и измельченную капусту, жарить до готовности.
Полдень Редька 1 чашка Нарезать полосками и отварить вместе с соевым творогом или лапшой из золотистой фасоли. Добавить немного пряностей. Перед едой полить кунжутным маслом.
Вечер Листья батата Умеренное количество Добавляются в суп с лапшой.

ЗИМНИЙ РАЦИОН

Утро Бобовые ростки 1 чашка Ростки золотистой фасоли или сои вымыть, в кастрюлю налить масло, жарить ростки до готовности.
Полдень Доуфу (соевый творог) 1 чашка Отварить вместе с лапшой из золотистой фасоли, редькой и пекинской капустой. Перед едой добавить кунжутное масло.
Вечер Сухие овощи Умеренное количество Добавлять в суп с лапшой.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

  1. Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.
  2. Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.
  3. Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.
  4. Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.
  5. Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.
Дикие растения в рационе монахов
  • Лилейник лимонно-желтый, или одуванчик обыкновенный. Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка. Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая. В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак. Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло.

Состав наиболее часто употребляемых продуктов (на 100 г продукта)

Таблица

Наименование

Белки,
г

Жиры,
г

Углеводы,
г

Калорийность,
ккал.

Каротин,
мг

Тиамин
(вита-
минВ1),
мг

Рибофлавин, мг

Ниацин (витамин РР),
мг

Аскорбиновая кислота, мг

Кальций, мг

Углерод, мг

Железо, мг

Калий, мг

Натрий, мг

Йод, мкг

I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Рис (неочищенный) 8,3 25 74,3 353 0 0,34 0,07 2,5 - 1,7 1,4
Рис (очищенный) 7,6 1,1 77,3 350 0 0,15 0,05 1,3 3,5
Пшеничная мука 9,9 1,8 74.6 354 0 0,46 0,06 2,5 4,2 1,8 0,7
Кукурузная мука 8,4 4,3 70,0 353 0,13 0,31 0,10 2,0 - - 1,6 3,3
Соевая мука 40,0 19,2 28,3 446 0,48 0,94 0,30 2,5 13,0 1,0 1,5
Соевый
творог — доуфу (южный)
4,7 1,3 2,8 60 - 0,06 0,03 0,1 1,4 4,6 -
Соевый
творог — доуфу
(северный)
7,4 3,5 2,7 72 - 0,03 0,03 0,2 2,1 8,6
Соевый
творог — доуфу (прессованный)
19,2 6,7 6,7 164 - 0,05 0,05 0,1 4,6 835,0 -
Желатиновая вермишель 0,3 0 84,4 339 0 - - 0,8 - -
Бобы индийские 1,5 0,2 4,7 27 0,29 0,08 0,12 0,6 1,1 5,5 -
Коровий горох 2,4 0,2 4,7 30 0,89 0,09 0,08 1,0 1,0 43,0
Зеленый горошек 7,2 0,3 12,0 80 0,15 0,54 0,08 2,8 0,8 3,6
Картофель (клубни) 2,3 0,1 16,6 77 0,01 0,10 0,03 0,4 1,2 2,2
Морковь 0,6 0,3 7,6 35 3,62 0,02 0,05 0,3 0,6 66,0
Красная редька 0,8 0,1 6,6 30 0,01 0,02 0,03 0,8 0,7 58,0
Редис 0,9 0,2 3,8 21 0,01 0,03 0,03
Пекинская капуста 1,1 0,2 2,1 15 0,01 0,02 0,04
Китайская капуста 2,1 0,4 2,3 21 2,95 0,03 0,08
Рапс 2,6 0,4 2,0 22 3,15 0,08 0,11
Кочанная капуста 1,1 0,2 3,4 20 0,02 0,04 0,04
Шпинат 2,4 0,5 3,1 27 3,87 0,04 0,13
Сельдерей 2,2 0,3 1,9 19 0,11 0,03 0,04
Цветная капуста 2,4 0,4 3,0 25 0,08 0,06 0,08
Лилейник лимонно-желтый 14,1 0,4 61 300 3,44 0,36 0,14
Тыква восковая 0,4 0 "2,4 11 0,01 0,01 0,02
Кабачки 0,7 0 2,4 12 0,01 0,02 0,02
Огурцы 0,6 0,2 1,6 11 0,13 0,04 0,04
Арбуз 1,2 0 4,2 22 0,17 0,02 0,02
Баклажаны 2,3 0,1 3,1 23 0,04 0,03 0,04
Помидоры 0,8 0,3 2,2 15 0,37 0,03 0,02
Дрожжи 47,6 1,7 37,6 356 0 6,56 3,35
Древесный гриб 10,6 0,2 65,5 306 0,03 0,15 0,55
Морская капуста 8,2 0,1 56,2 258 0,57 0,09 0,36
Порфира 28,2 0,2 48,5 309 1,23 0,44 2,07

Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки, смешивая с дрожжевым тестом. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.

Полынь волосовидная. Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.

Ива. Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.

Бодяк японский. Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.

Китайский ямс. Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.

Таро. Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.
Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

Перевод С. Сергеева

УКЛАД ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

1. Окружающая среда и продолжительность жизни

Монастырь Шаолинь расположен в живописной местности среди высоких гор. С севера к нему примыкает вершина Чжу, с юга - гора Шаоши. Взору открывается великолепная картина: разноцветные облака, густые кипарисовые и сосновые леса, над которыми высятся древние пагоды, под ногами разбросаны причудливые камни, расстилается ковер из множества цветов, журчат ручьи, на ветвях деревьев щебечут птицы, над лугами порхают яркие бабочки - все здесь пленяет человека. В горах, окружающих Шаолинь, всегда свежий воздух, царят покой и прохлада. Кто попадает сюда, тот не в силах покинуть эту благодатную землю, дающую отдохновение душе и телу даже в самый страшный зной. Такие благоприятные условия способствуют долгой и здоровой жизни обитателей монастыря.

2. Жилье и долголетие

Монахи каждое утро собираются для занятий физическим и духовным самосовершенствованием в главном зале, а остальное время, за исключением общих работ, проводят в своих кельях, представляющих собой просторные комнаты с высокими потолками и окнами, выходящими на солнечную сторону. В них должно быть всегда прибрано. Убранство составляют алтарь и деревянная мебель. В келье также могут находиться канонические книги, письменные принадлежности, и не должно быть ничего лишнего. Свое жилище монахи убирают ежедневно по принципу "тройного сметания пыли": со стен, с пола, с одежды.

У обитателей монастыря есть стихотворная заповедь, согласно которой в храме, предназначенном для чтения канонов, должен быть чистый пол, и находиться в нем можно только с чистым сердцем. Иными словами, в нем регулярно должна производиться уборка, а медитировать следует сосредоточенно, без единой посторонней мысли. За порядком в храме и чистотой одежды монахов следит настоятель. Дежурный трижды в день совершает обход и контролирует выполнение всех требований гигиены. Кроме того, имеется ответственный за поддержание в надлежащем состоянии монастырских книг. В храме запрещены любые посторонние звуки, кроме приглушенных голосов, читающих сутры.

Все эти правила гигиены и жизненный уклад в монастыре положительно сказываются на здоровье монахов, способствуют их долголетию. Они в полной мере соответствуют современным научным представлениям и требованиям.

В стенах монастыря монахи занимаются повседневными делами, а в кельях находят покой и отдых. Именно там они проводят две трети своего времени. Большая часть жизни любого человека проходит в помещении, поэтому между условиями в жилище и здоровьем существует самая непосредственная связь.

Размеры кельи. Жилые помещения монахов находятся под черепичной крышей конькового типа. Средняя высота кельи составляет 1 чжан 5 чи (5 м), длина - 1 чжан б чи (5, 33 м), ширина - 1 чжан 2 чи (4 м).

Окна и двери. В келье имеется несколько окон, каждое из которых высотой 2 м и шириной 1, 5 м. Форма и устройство дверей отличаются особым своеобразием. Они совмещены с окнами таким образом, что образуют целую стену. За счет этого в помещении всегда свежо и светло.

У каждого монаха своя келья. Существует правило, в соответствии с которым каждый монах живет в отдельной келье. Это правило распространяется не только на старых монахов, но и на молодых, в обязанности которых входит уход за пожилыми. По несколько человек в комнате живет только обслуживающий персонал, писари и кандидаты в монахи. Такое размещение монахов позволяет сохранять в кельях свежий воздух, не загрязненный пылью, поднятой множеством ног, препятствует распространению инфекционных заболеваний.

Влажная уборка. Во время ежедневной уборки обязательно производится разбрызгивание воды, особенно в осенний период, что позволяет поддерживать нормальную влажность воздуха, препятствует его запылению, а значит попаданию сухого и грязного воздуха в легкие, возникновению заболеваний дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы.

ОДЕЖДА И ДОЛГОЛЕТИЕ

За многие годы со дня основания монастыря в эпоху династии Северная Вэй (386 - 534 гг. н. э.) одежда монахов практически не изменилась. Хотя она и меняется в зависимости от времени года, но конструктивно одинакова. От мирской одежды ее отличает свободный и просторный покрой.


Верхняя одежда. Она включает кашью (ряса из разноцветных лоскутов), накидку, "семь одежд" и "пять одежд" для различных видов церемоний.

Все виды верхней одежды имеют большой воротник, широкие рукава и просторны в талии. Она может быть в зависимости от положения монаха красной, желтой, фиолетовой, черной, серой или коричневой.

Нижняя одежда. Монахи носят широкие трусы и короткую рубаху белого цвета.

Обувь и носки. Обувь монахов представляет собой тапочки, плотно облегающие ступню, зимой - на вате, весной, летом и осенью - матерчатые. Они бывают двух цветов: черного и коричневого. На ногах монахи также носят длинные гольфы белого или серого цвета, подвязываемые под коленом шнурком.

Головной убор. Старые и слабые здоровьем монахи носят матерчатые шапочки на ватной подкладке или без нее черного, серого или фиолетового цвета. Остальные ходят без головного убора круглый год.

Таким образом, одежда монахов отличается свободным покроем и строгим цветом, не стягивает кожу, не препятствует свободному кровообращению, что способствует уменьшению случаев заболеваний кожного покрова и кровеносных сосудов.

По мнению современных специалистов здорового образа жизни, одежда нужна человеку, главным образом, для того, чтобы уберечь его от холода, повреждений и инфекции. Здоровый человек должен одеваться легко. Это способствует улучшению обмена веществ и испарению пота, а значит создает комфортное психологическое и физическое состояние, благоприятно влияет на работоспособность и устойчивость организма к заболеваниям.

Скромные цвета одежды монахов также играют важную роль в сохранении их здоровья. Белый и серый цвета летом отталкивают солнечные лучи и защищают от жары, а зимой помогают сохранять тепло черный и фиолетовый цвета, которые, наоборот, его притягивают. Шаолиньские монахи практически не носят головных уборов, в том числе и старики, как например, 86-летний учитель Дэ Сян, который вообще его никогда не надевал. Древние говорили: "Холод способствует пробуждению энергии".

РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ И ДОЛГОЛЕТИЕ

Ежедневный распорядок жизни монахов, включающий медитацию, чтение сутр, учебу, рубку дров, работу в поле, занятие боевым искусством может показаться перенасыщенным, однако, несмотря на большое количество дел, он очень четко организован.

Все мероприятия в монастыре проводятся по сигналу, который подается вот уже многие сотни лет. Повседневная жизнь обитателей монастыря не только строго регламентирована, но и построена по схеме, соответствующей самым высоким критериям "пестования жизни". Все, чем занимается каждый из монахов от утреннего пробуждения до отхода ко сну, четко расписано и имеет научное обоснование.

Современные специалисты "пестования жизни" рассматривают организм человека как единый механизм, состоящий из множества деталей. Отсутствие даже одного "винтика" в этом механизме приводит к его поломке. Когда он "включается", то должен работать ритмично из месяца в месяц, из года в год. Только так можно обеспечить нормальное функционирование внутренних органов, сохранить здоровье и прожить достаточно долго.

Согласно представлениям традиционной китайской медицины, залогом сбалансированности инь и ян в организме человека, нормального его функционирования, а значит и здоровья является непрерывный процесс "взаимного порождения" и "взаимного сдерживания" "пяти первоэлементов" во всех органах и тканях. В противном случае, если происходит сбой, организм, подобно любому механизму, прекращает работу.

Приблизительный распорядок дня в монастыре

Вид деятельности

Начало

Окончание

Подъем

05: 00

05: 15

Уборка, умывание

"Смена" ци

05: 15

05: 30

Вдыхание свежего воздуха

Утренняя тренировка

05: 35

06: 35

Цигун, упражнения с оружием и без оружия

Утренние занятия

06: 40

07: 40

Изучение сутр

Завтрак

07: 45

08: 30


09: 00

11: 20

Пахота, рубка дров, закупки

Обед

11: 30

12: 30


18. 50

Различные боевые комплексы и упражнения

* Пожилые монахи занимаются медитацией


Если, например, человек несвоевременно питается, возникает заболевание желудка. Поскольку желудок представляет собой емкость, в которую поступают питающие организм вещества, то его заболевание сказывается на питании всего организма, приводит к плохому кровообращению, упадку сил. Беспорядочная деятельность человека влияет на кровообращение, нерегулярный сон приводит к бессоннице и нервному истощению. Поэтому строго регламентированный распорядок жизни монахов, регулярное питание и упорядоченная смена видов деятельности являются важными условиями сохранения здоровья и долголетия.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Шаолиньские монахи закаливают тело, используя свежий воздух, солнечный свет и природные водоемы, что также способствует укреплению их здоровья и продлению жизни.

Свежий воздух

Проснувшись, монахи направляются на высокий горный склон, где лицом на юго-восток 10 -15 раз выполняют упражнение "белый журавль приветствует солнце". Постоянное выполнение этого упражнения регулирует ци в легких, освежает мозг и укрепляет тело. Почетный настоятель Шаолиня учитель Дэ Чань говорил, что "те, кто выполняет это упражнение, редко страдают болезнями легких, у них не бывает кашля и одышки". Упражнение "белый журавль приветствует солнце" выполняется следующим образом.

Расставьте ноги, пальцы сожмите, руки опустите вниз и ладонями внутрь прижмите к внешним поверхностям бедер. Расслабьте все мышцы. Медленно поднимите руки по дуге через стороны вверх над головой. Одновременно с глубоким выдохом наклонитесь вперед и прижмите ладони к земле перед собой. Ноги при этом должны быть прямыми. Затем оторвите руки от земли, поднимите их до уровня колен и вновь опустите, коснувшись ладонями земли. Выполните это движение трижды. Сделав глубокий вдох и выдох, поднимите руки вверх по дуге и соедините над головой так, чтобы получился круг. Отрывая руки от земли, начинайте глубокий вдох. Затем, продолжая вдох, опустите руки до уровня плеч, согните их внутрь и сожмите пальцы в кулаки. Выдыхая, выпрямите руки и опустите их свободно вниз, расправьте грудь.

Согласно представлениям традиционной китайской медицины, ци представляет собой важную субстанцию, обеспечивающую жизнедеятельность организма человека. функционирование легких поддерживается благодаря питательным веществам, получаемым вместе с пищей, и вдыхаемой извне ци (кислороду). Обе разновидности ци поступают в легкие, где образуется "главная ци", представляющая собой энергию, поддерживающую работу организма. Поэтому дыхательные упражнения, выполняемые по утрам на свежем воздухе среди дикой природы, имеют чрезвычайно важное значение для достижения долголетия.

Холодные ванны - один из эффективных способов укрепления организма. В Шаолине испокон веков практиковалось умывание, мытье ног и обливание холодной водой, что усиливает сопротивляемость организма, улучшает физическое состояние, закаляет волю. Весной и осенью холодные ванны обычно принимаются один раз в неделю, летом - ежедневно, а зимой - один раз в 10 дней, не считая ежедневного умывания холодной водой. Полезно также протирание ног холодной водой перед сном.

Сложные погодные условия

Кроме солнечного света, свежего воздуха и воды монахи Шаолиня для закаливания тела и воли всегда использовали сложные погодные условия: жару, холод и сильный ветер.

Их опыт показывает, что чем погода хуже, тем лучше условия для закаливания. Монах Чжэнь Сюй устраивал снежные бои между своими учениками. Для этого каждый из них должен был слепить по 100 снежков и приготовиться к сражению. Все ученики разбивались на группы по 3 человека (один сильный и два послабее) и по команде учителя, стоявшего на возвышении, начинали бой. Воинственные крики оглашали окрестности, в белой пыли градом сыпались снежки. Сражение заканчивалось дружным смехом и создавало прекрасное настроение и самочувствие.

ШАОЛИНЬСКИЙ "ВНУТРЕННИЙ ЦИГУН"

1. Общая характеристика

Шаолиньский "внутренний цигун" возник на основе статических упражнений учения чань, ушу и медицинской практики. Он обладает способностью совершенствовать как "внутреннее", так и "внешнее". Многие годы монахи Шаолиня вели упорные исследования, широко использовали достижения других школ и направлений, в результате чего и появился уникальный шаолиньский цигун.

Вековая практика свидетельствует о том, что цигун, помимо широкого применения в боевых искусствах, обладает способностью "регулировать" функционирование организма человека, "уравновешивать" инь и ян, "регулировать дух (сердце)", ци (дыхание) и тело, за счет "прочищения" энергетических каналов и регулирования тока ци и крови, а также наполнения тела "главной ци", "защитной ци", "изначальной ци" способствует достижению естественного свободного физического состояния, душевного подъема и долголетия. Кроме того, цигун является хорошим средством профилактики ряда хронических заболеваний, как например, гипертонии, диабета, цирроза печени, а также заболеваний сердца, желудка, глаз, нервной системы, нарушений психики.

2. Основные принципы "внутреннего цигун"

Шаолиньские монахи за более чем тысячелетний период накопили богатейшие знания по теории и практике цигун. Отличительными чертами шаолиньского "внутреннего цигун" являются следующие принципы: "покой содержит движение", "в боевых приемах использовать ци", "в цигун применять боевые приемы", "комплексно применять цигун и ушу". Всего же существует пять основополагающих принципов шаолиньского цигун: покой, расслабление, тонкость и равномерность, постоянство и трехразовые занятия.

Во время занятий цигун необходимо полное сосредоточение. Древние говорили:"На возникшую перед вами небожительницу - не обращать внимание, игры дракона во дворе - не замечать, лезвия клинка, коснувшегося вашего горла, - не пугаться. Необходимо уподобиться одинокому путнику, бредущему в глухих горах". Иными словами, во время занятий цигун нужно избавиться от всех посторонних мыслей, добиться максимального сосредоточения, ввести мозг в состояние истинного "покоя". Это достигается путем сосредоточения мысли на даньтяне". Даньтянь у мужчин представляет собой "хранилище семени", у женщин - полость матки. Даньтянь - полый орган человека, в котором концентрирует ци. В древности считалось, что даньтянь может поглотить сотни болезней". Поэтому "сосредоточение на даньтяне" - важнейший прием и принцип занятий цигун. Правило искусства кулачного боя требует: "Кончик языка поднимите к нёбу и впитывайте истинную ци, ци опускайте в даньтянь и накапливайте там". Во время занятий цигун необходимо, во-первых, чтобы кончик языка касался верхнего нёба, во-вторых, чтобы ци направлялась в даньтянь. Впитывание ци осуществляется за счет "мысли". Только полный "покой" мозга способен предотвратить утечку и распыление "главной", "защитной", "изначальной" ци. В трактате "О внутреннем" говорится: "Ци управляет кровью, кровь является матерью ци". Если ци циркулирует беспрепятственно, то и кровь не встречает помех; если кровь здоровая, то и ци сильная; если ци движется быстро, то кровь заболевает. Иными словами, кровь - это сила, укрепляющая ци, а ци - это субстанция, направляющая кровь. Понимание этого очень важно для занятий цигун. Впитывание ци означает накапливание силы, потеря ци означает потерю энергии. Достаточное количество ци равноценно достаточному количеству силы. Ци - это "семя", ци - это сила.

"Сосредоточение на даньтяне" представляет немалую трудность для начинающих. Особенно сложно на первых порах научиться погружению в состояние покоя, концентрации мысли. Однако наши предшественники оставили нам свой бесценный опыт, позволяющий овладеть этим приемом. Например, можно научиться "сосредоточиваться на даньтяне", считая про себя от одного и дальше, обычно до десяти тысяч. Многократные тренировки, как правило, приводят к нужному результату. Достаточно эффективен и способ подсчета дыхательных циклов (вдох и выдох - один цикл). Древние говорили: "Покой приходит через чистое сознание". Когда достигаешь сосредоточения, сердце и мысли погружаются в абсолютный покой.

"Расслабление" означает расслабление всех мышц тела во время занятий цигун. Во время занятий ушу монахи для отражения атак соперника используют удары руками и ногами. Для этого необходимо уметь "регулировать" ци, то есть перемещать ее снизу вверх и сверху вниз, слева направо и справа налево. Этот навык называется "сменой ци". Для успешного осуществления "смены ци" надо расслабиться. В напряженном состоянии переместить ("сменить") ци чрезвычайно сложно. В этом и заключается роль расслабления в цигун.

3) "Тонкость" и равномерность

Во время занятий цигун дыхание должно быть глубоким и продолжительным, а также "тонким" и равномерным. Правило кулачного боя гласит: "При движении вверх дыхание достигает максимально высокой точки, при движении вниз - подошвы ног". Выдох должен быть максимальным, вдох - полным, а дыхание в целом - "тонким" и равномерным. Исключается резкое и "грубое" дыхание, резкое и "тонкое" дыхание, резкое и продолжительное дыхание, резкое и короткое дыхание. Ни в коем случае не допускается сочетание продолжительного вдоха и короткого выдоха, продолжительного выдоха и короткого вдоха. Оба элемента дыхательного цикла должны быть одинаково "тонкими" и одинаковой продолжительности.

Цигун требует постоянства. Ничто не должно мешать занятиям: ни пронизывающий холод, ни страшная жара, ни тяжелая болезнь, ни другие препятствия. Цигун должен быть неотъемлемой частью жизни, которая продолжается изо дня в день, из года в год. История знает немало имен известных мастеров цигун, которые могут служить примером постоянства. Один из них - монах Лин Цю, живший в эпоху Сун. Он занимался ежедневно в течение 15 лет. Чтобы побороть сон во время ночных занятий, Лин Цю подносил к глазам настойку из острого перца. В результате он добился серьезных результатов в "жестком" цигун: мог рукой разбивать камни, пальцем пробивать дырки в стене.

5) Трехразовые занятия

Заниматься цигун следует трижды в день: утром, в полдень и ночью.

а) Утренние занятия

В течение ночи в организме человека "оседает" "отработанная" в процессе дневной активности и накопленная в результате обмена веществ "грязная" ци. Утренние занятия цигун позволяют, во-первых, размять мышцы и кости, вывести "грязную" ци, во-вторых, - набрать свежую ци, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать "дух". Для занятий лучше всего выбрать ровную площадку посреди зелени или на берегу реки. Сначала рекомендуется выполнить легкую разминку, например "12 форм для мышц и каналов", немного пройтись (несколько сот метров) и подготовиться к основной части занятия, то есть разработать конечности, мышцы и суставы с целью обеспечить полноценную циркуляцию крови и нормальный обмен веществ. Затем в позе "всадника" расправьте грудь, выполните вращение корпусом, шеей и головой. После этого можно переходить к отработке резких движений кулаками, вытянутыми руками и поднятыми локтями. Ежедневно выполняйте по пять вышеописанных циклов, постепенно переходя к "легкому" цигун, "пробежкам по стене", акробатическим упражнениям и упражнению "цветы абрикоса".

б) Дневные занятия

В течение первой половины дня человек, как правило, теряет состояние покоя, утрачивает часть ци и утомляется. Дневные занятия призваны помочь ему в "регулировании" ци, в возвращении в состояние покоя. Однако они не должны быть слишком долгими. Оптимальная продолжительность дневных занятий составляет 10 - 15 минут. Они должны проводиться не раньше, чем через 30 минут после еды и включать "стояние столбом" и "жесткий" цигун.

в) Ночные занятия

Ночные занятия также называют "занятиями под звездами", поскольку их следует начинать после появления на небе звезд. Древние говорили, что во время утренних занятий выводится "старая" ци и набирается новая, во время дневных занятий - "регулируется" ци, снимается напряжение, во время ночных - все погружается в тишину, сознание очищается, "сердце" сосредоточивается, ци концентрируется, а напряжение рассеивается. По опыту предыдущих поколений мастеров цигун в ночное время наиболее целесообразно заниматься "стоянием столбом" и "жестким" цигун.

Диета монастыря Шаолинь сохранилась и дошла до нас из самой глубины веков. Если веровать слухам, перед ответственными соревнованиями монахи придерживались конкретно ее. Диетическое питание, кроме того, что помогало им в совершенствовании собственного тела, также позволяло достигнуть более полного сосредоточения. Шаолиньские советы, которые дошли до наших времен, способны посодействовать также и обычным мещанинам.

Базы системы питания монахов Шаолиня

Монахи из монастыря Шаолинь, если веровать разным показаниям, выглядели всегда сухими и поджарыми. Они всегда побеждали в схватках и соревнованиях с командами из других монастырей. И все это благодаря не только лишь тому, что они обладали в совершенстве различными видами восточных единоборств, но также и из-за того, что они вели всегда здоровый стиль жизни. И почти во всем это заключалось в их умении верно приготовить еду. Принцип их питания отличался особенной сбалансированностью и рациональностью. И это беря во внимание тот момент, что монахи строго придерживались вегетарианского меню в питании. Все белки и жиры животного происхождения у их были изменены на растительные аналоги.

Рацион питания у монахов изменялся зависимо от того, какой наступал сезон, другими словами время года. Совместно с тем, база их меню всегда оставалась постоянной. Она состояла из бобовых, злаковых, также масличных культур. В качестве дополнений служили сезонные овощи. Также необходимо подчеркнуть таковой принципиальный факт: повара Шаолиньского монастыря уделяли большущее внимание полезности собственных блюд, также вкусовой политре и даже эстетической стороне. Благодаря этому ставшие известными за стенками родного монастыря рецепты постоянно воспользовались большой популярностью и имели довольно огромное число поклонников. В неотклонимом порядке в этих блюдах использовались такие продукты, как разные травки и коренья.

Рацион диеты монастыря Шаолинь

Шаолиньская диета по сути достаточна ординарна. Состоит она всего-навсего из 3-х главных правил:
1. Днем, сходу после пробуждения и отойдя ото сна, по совету шаолиньских монахов, натощак нужно съесть такое количество рисовых зерен в сыром состоянии, сколько полных лет вам уже исполнилось. Монахи кропотливо прожевывали рис, не запивая его, а только мало смачивая собственной своей слюной. Маленькую часть этих рисинок позволяется просто проглотить полностью.
2. Обед и ужин стопроцентно состоит только из вегетарианского меню. В принципе, на этом шаге можно есть полностью любые вегетарианские блюда, обычные вам. Принципиально только смотреть за тем, чтоб размеры ваших порций были умеренными.
3. После 6 часов вечера монахи Шаолиньского монастыря употребляли в еду только разные фрукты и овощи.

Подсчет калорий

Спецы говорят, что всего только за 10 дней, при условии придерживания данной методики похудения, может быть утратить приблизительно от 3-х до 5 кг избыточного веса.
Использовать такую диету позволяется каждые два либо полтора месяца, чтоб всегда оставаться в форме и повсевременно поддерживать стройность собственного тела.

Скрытый ингредиент системы похудения монастыря Шаолинь

Рис обладает способностью прекрасного насыщения, также обеспечения организма человека различными полезными микроэлементами. В собственном составе этот уникальный продукт содержит углеводы, белки, также малость жиров. Кроме этого, из микроэлементов, содержащихся в нем, в особенности выделяют кальций, магний и фосфор, а из витаминов – группу В и РР. Не тайна, что рис прекрасно помогает в обеспечении правильной работы кишечного тракта, а, не считая того, связывает и выводит из организма человека шлаки и лишнюю ненадобную жидкость.
Таким макаром, насыщенные полезностью для организма человека рисовые зерна, употребляемые в сыром виде, способны провоцировать процесс очищения и похудения.

Противопоказания к применению диеты монастыря Шаолинь

Диета монастыря Шаолинь – это довольно обычная в использовании методика похудения. Для того чтоб применить ее на для себя, вам не будет нужно идти на какие-либо суровые жертвы. У этой уникальной системы питания и похудения фактически нет никаких противопоказаний к применению. А, как следует, полностью хоть какой человек, который желает привести себя в форму, приготовить свое тело к новенькому летнему и пляжному сезону, также избавиться от нескольких излишних кг, которые уже издавна ему мешают услаждаться жизнью полностью, может начинать использовать приведенное выше меню прямо с будущего дня. И совсем не непременно откладывать дело, как это нередко случается, «на понедельник» либо «первое число последующего месяца» и т.д., и тому схожее. Ведь не стоит опровергать, что хороший результат совершенно точно стоит неких усилий.

  • Призер Международных соревнований «Телезвезда кунфу 2006г.»
  • На протяжении нескольких лет Руководитель и старший тренер сборных команд выезжающих на Международные соревнования в различные страны Мира.
  • Является разработчиком целого ряда уникальных программ по всестороннему развитию личности подростков.
  • Автор и постоянный ведущий семинаров «Искусство Востока в жизни европейца». Семинары проводятся как в России так и за рубежом.
  • Автор и реализатор «Концепции объединения различных направлений боевых искусств на основе гармоничного взаимодействия их руководителей».
  • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2010г.
  • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2011г.
  • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2012г.
  • Призер Международного Фестиваля Ушу в Гонконге 2014г.
  • Призёр 1-го Европейского Фестиваля Шаолиньской культуры в Берлине 2012 г.
  • Призёр 3-го Европейского Фестиваля Шаолиньской культуры в Англии 2014 г.
  • С 2001 года по настоящее время представитель Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Мастера Ши Юнсина, как его личный ученик.
  • На протяжении нескольких лет Руководитель летних детско-юношеских спортивно-оздоровительных выездных лагерей.
  • Разработчик и реализатор программ «Бесплатные оздоровительные занятия выходного дня на ВВЦ»
  • Ведет активную социальную политику, участвует в благотворительных акциях, проводит бесплатные обучающие семинары.
  • образование: Высшее
    1997 - 2001 гг.
    Московский государственный университет культуры и искусств
    Специальность - Культурология
    Специализация - Межкультурные коммуникации
    В 2005 г. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма (ИПК и ППК РГУФК)
    курс "Технология оздоровительно-коррегирующего синтез-тренинга детей с ограниченными возможностями здоровья".
    В 2006 г. ИПК и ППК РГУФК
    курс "Организация занятий оздоровительной гимнастикой с использованием средств Ушу".
    С 2006 по 2009г. соискатель учёной степени кандидата наук по специальности общая психология, история психологии и психология личности РГУФК (ГЦОЛИФК)
    С 2006 г. постоянный участник Международных научных конференций "Рудиковские чтения"
    C 2007 - 2008гг.
    Московский городской психолого-педагогический университет
    Диплом о профессиональной переподготовке ПП 916207, по программе "Педагогические здоровьесберегающие технологии. Аттестационная работа "Оздоровительно-воспитательная роль практики восточных боевых искусств в социальных условиях современного мегаполиса"

Интервью с Председателем Правления о Центре "Дамо", мероприятиях Центра и боевых искусствах в России.

Диета Шаолинь это некий отголосок глубины веков, ведь существует некоторое предположение, согласно которому именно этой методикой пользовались монахи, перед тем как выступать на соревнованиях. Это особое питание позволяло им доводить свое тело до совершенства и вместе с тем обретать полное сосредоточение. Сегодня эта методика используется в широких массах людей.

Основные правила питания монахов Шаолинь

Известно, что Шаолиньские монахи не пировали за столом даже в повседневной жизни. Питание монахов было сбалансированным и рациональным при том, что они придерживались строгого вегетарианства. Белки и жиры в их питании заменяли аналогичные составляющие растительного происхождения. В зависимости от сезона, меню Шаолиньских монахов постоянно изменялось, но в целом, в их рационе всегда было место для бобов, масличных культур и злаков. В дополнение к этому монахи использовали сезонные овощи. Повара Шаолиня всегда заботились не только о полезности блюд, но и о вкусовой гамме и эстетике. Когда кулинарные рецепты выходили за стены монастыря, то они находили огромную популярность у народа. Ни одно блюдо в их питании не могло обойтись без трав и кореньев.

Рацион диеты Шаолинь

Диета монахов из монастыря Шаолинь позволяет сбросить 3-5 лишних килограмм за 10 дней, а вновь возвращаться к этой методике можно уже через 1,5-2 месяца. Меню для этой диеты выглядит так:


Секретное оружие диеты – рис

Рис это отличный продукт для того, чтобы обогатить организм полезными элементами и устранить чувство голода. Рис содержит углеводы, белки и даже жиры в небольшом количестве. В нем содержатся витамины группы B и витамин PP. Из микроэлементов, входящих в состав риса, выделяют фосфор, магний и кальций. Рис позволяет связать и вывести лишние жидкости и шлаки из организма. Зерна риса в сыром виде сохраняют в себе все полезные элементы, поэтому с большей тщательностью очищают организм и помогают избавляться от лишнего веса.

Диета Шаолинь проста в использовании и очень эффективна, поэтому вы без всяких сомнений можете воспользоваться этой методикой.

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Уши или Кунфу - это далеко не все, чем славил Шаолинь. «Буддизм, ушу и медицина» -- это три основные части шаолиньской культуры. Как говорят, «медицина и буддизм спасают от бедности, приносят пользу». Именно в этом заключается шаолиньский дух.

Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

На протяжении более 1500 лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно
залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.


Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.


В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.







При строгом питании монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Стоит отметить, что при монастыре Шаолинь работает специальное бюро, которое отвечает за развитие буддийской медицины. Оно было создано еще в 1217 году в качестве лебечницы для монахов Шаолиня и местных жителей.

Бюро медицины Шаолиня прилагает многосторонние усилия для распространения буддийской медицины. Шаолинь бережно хранит древние манускрипты по традиционной буддийской медицине, создает медикаменты с помощью новых технологий, совершенствует лечебно-санитарную практику.

Сегодня Бюро медицины Шаолиня разработало и производит более десятка серий медикаментов, включая лекарства наружного применения, «буддийский чай» и др. Все эти медикаменты пользуются популярностью.