Детям о движении на велосипедах. Правила безопасной езды на велосипеде для детей

БЕСЕДА

Тема: Вождение велосипеда

руководителя кружка «ЮИД»

Иванова Геннадия Владимировича

МОУ лицей «№2»

Г.Джанкой, Республика Крым, Россия

Цель: изучить правила движения для велосипедистов.

Инвентарь: велосипед, полоса фигурного вождения, видеопроектор.

1
. ХОД БЕСЕДЫ: Велосипед – это очень удобный и распространённый вид транспортного средства. Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товарищам и т.д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие не знают, что велосипед – это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустойчив. Водить велосипед по улицам и дорогам могут учащиеся не моложе 14 лет. Прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен не только хорошо изучить велосипед и научиться его водить, но и отлично изучить и знать правила дорожного движения. При езде велосипедисты, как и водители других машин должны двигаться по правой стороне дороги. Велосипедисты должны двигаться только в один ряд и на расстоянии не более одного метра от правого края проезжей части. Выезд на расстояние более одного метра от правого края проезжей части разрешается лишь для обгона, объезда. Все маневры необходимо производить с предосторожностями, подавая сигнал поворота. Совершив, обгон или объезд велосипедист должен опять занять свое место у правого края проезжей части.

Поворот налево и разворот для движения в обратном направлении велосипедисту разрешены только на улицах с одной полосой для движения в данном направлении. Во всех остальных случаях надо сойти с велосипеда и как пешеходу, ведя велосипед руками совершить нужный переход.

Часто учащиеся выезжают на велосипедах за город. Если у загородной дороги есть велосипедная дорожка, обозначенная дорожным знаком «Велосипедная дорожка», то необходимо двигаться по ней. В пути следования велосипедная дорожка может пересекаться с дорогой, если перекрёсток не регулируемый – то велосипедисты должны уступать дорогу транспортным средствам.

При движении по дорогам велосипедистам запрещается ездить не держась за руль так как это часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Перевозить груз на велосипеде разрешается, но перевозимые предметы не должны мешать управлению велосипедом, и не должны выступать более чем на пол метра по длине и ширине велосипеда. При маневрировании необходимо соблюдать особую осторожность и выполнять все требования правил движения транспорта и заблаговременно подавать предупредительные сигналы рукой.

Просмотр фильма: «Правила движения для велосипедистов».

3.Практическое занятие: «Полоса фигурного вождения».

    Коридор из длинных досок.

    Слалом между расставленными конусами.

    Перевоз ёмкости с водой с одной точки в другую.

    Скачек через брус.

    «Восьмёрка».


МБОУ Хохловская ООШ Климовского района Брянской области

Районный конкурс методических разработок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Знатоки дорожных наук» среди педагогических работников образовательных организаций.

Номинация: Обучение детей Правилам дорожного движения.

Беседа на тему: "Правила движения для велосипедистов".

Работу выполнила:

Никифорова Вероника Валерьевна,

учитель информатики и математики,

МБОУ Хохловская ООШ

2017

Цель: закрепить представления о правилах движения для велосипедистов.

Оборудование: дорожные знаки из картона.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном - о правилах дорожного движения.

Аукцион загадок об участниках дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю.

(Пешеход)

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить – всем указали.

(Пешеходный переход)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.

(Автобус, маршрутное такси)

Две пары ног на мостовой,

Две пары рук над головой.

(Троллейбус)

Пьёт бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей

Будь внимателен при ней.

(Машина)

Посмотри силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(Регулировщик)

Общие требования к водителям велосипедов.

Согласно правилам дорожного движения (пункт 2.3) велосипед – немеханическое транспортное средство.

Велосипедист – один из самых активных участников движения, поэтому он должен твёрдо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, линиями разметки проезжей части, подчиняться всем требованиям работников милиции, общественных автоинспекторов, дружинников.

Перед выездом необходимо проверить техническое состояние велосипеда. Особое внимание надо обратить на исправность тормозов, руля, седла, на состояние колёс и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы.

Велосипед должен иметь специальное снаряжение:

    Звонок для подачи звукового сигнала ; крепится на левой стороне рулевой трубы;

    Переднюю фару с белым светом; устанавливается таким образом, чтобы свет от неё падал на проезжую часть на расстояние до 20 м от велосипеда, и включается в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад, в туннелях);

    Задний фонарь и отражатель красного света , дающие возможность водителям, едущим сзади, своевременно увидеть велосипедиста и объехать его;

    Зеркало заднего вида для наблюдения за дорогой позади; крепится на левой стороне руля шарниром;

    Номерной знак на заднем щитке;

    Путевой инструмент для устранения неисправности велосипеда в пути;

    Велосипедный насос ; крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.

Безопасность движения велосипедиста во многом зависит от того, как он одет. Одежда должна быть лёгкой, прочной, удобной, не стеснять движений. Такие же требования предъявляются и к обуви.

Правила езды на велосипеде.

    По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста.

    Двигаться по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее.

    Велосипедист обязан хорошо знать устройство и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надёжность руля и тормозов.

    В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак.

    При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр.

    Запрещается ездить по двое или более в ряд.

    Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!

    Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или "без рук".

    Ехать под знаки

- "Въезд воспрещён",

- "Движение запрещено",

- "Движение на велосипедах запрещено",

- "Движение легковых автомобилей",

- "Автомагистраль",

- "Дорога для автомобилей".

    Цепляться за проезжающий мимо транспорт.

    Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.

    Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину.

Велосипедистам разрешается:

    Поворачивать налево или разворачиваться на улицах и шоссейных дорогах лишь на перекрёстках и только с той улицы, по которой проезд автомобиля разрешён не более чем в один ряд для одного или каждого направления (трамвайный путь считается как ряд движения).

    При необходимости поворота на более широкой (многорядовой) улице, а также для разворота в обратном направлении на перегонах улиц надо сойти с велосипеда, повернуть или развернуться, ведя велосипед рядом с собой, соблюдая правила движения для пешеходов.

    Проезжая перекрёсток в городе или на шоссе, велосипедист сначала пропускает поворачивающий налево или направо транспорт, а затем продолжает следование дальше или делает поворот, причём только направо.

    На шоссе и загородных дорогах поворот налево и разворот на перегонах велосипедисту запрещены.

    При необходимости повернуть налево или развернуться следует сойти с велосипеда в наиболее безопасном месте и вести велосипед рядом с собой.

    Если на дороге есть специальная "велосипедная дорожка", за её пределы заезжать нельзя.

    Велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора, постового-регулировщика.

    На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров или сигналам обычных транспортных светофоров. Сигнализировать о повороте нужно следующим образом: вытянуть прямую руку в сторону поворота или вытянуть согнутую в локте руку в сторону, противоположную направлению поворота. Намерение остановиться сигнализируется поднятием любой руки прямо вверх.

Один из дорожных знаков – круг с красной каймой, в центре которого на белом или жёлтом фоне изображён велосипед, - запрещает движение на велосипеде по улице или шоссе. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.

Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображён белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки.

Знак "Движение на велосипедах запрещено" применяется для запрещения движения в тех случаях, когда они создают помехи для других транспортных средств, а кроме того, и сами подвергаются опасности. Такое ограничение вводится прежде всего на дорогах с очень интенсивным движением, а также на городских улицах, где проходят маршрутные автобусы и троллейбусы. В этом случае, кроме того, что все обгоняют велосипедистов, им самим приходится объезжать стоящие на остановках автобусы и троллейбусы.

Игра "Это я, это я – это все мои друзья!"

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны, дружно отвечайте: "Это я, это я – это все мои друзья!" , а если не согласны – молчите.

Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас идёт на свет,

Говорящий "хода нет"?

Кто из вас идёт вперёд,

Только там, где переход? ("Это я, это я – это все мои друзья!")

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Кто же правила не зная,

Едет "зайцем" на трамвае?

Кто на скользкую дорогу

Выбегает в непогоду?

Знает кто, что свет зелёный

Означает: путь открыт,

А что жёлтый свет всегда нам

О вниманье говорит? ("Это я, это я – это все мои друзья!")

Игра "На старт!"

Две команды по 5 человек. Они встают по команде в затылок друг другу. Первым вручают самокат. На трассе "гонок" можно поставить по 2 – 3 дорожных знака. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдёт трассу и не нарушит ПДД.

Игра "Подумай – отгадай!"

    Сколько колёс у автомобиля: 2, 4, 6, 8?

    Сколько человек могут ехать на одном велосипеде: 1, 2, 3?

Игра "Доскажи словечко"

Надя с Таней ходят парой.

Где идут? … (по тротуару).

Старшим место уступай,

Если ты зашёл в… (трамвай).

Хоккей – на льду игра зимой,

Но не играй на … (мостовой).

Должен помнить пешеход

Про подземный … (переход).

С площадей и перекрёстков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный

Долговязый … (светофор).

Вот здесь стоит на мостовой

Регулировщик - … (постовой),

Висит трехглазый … (светофор),

И знает правила … (шофёр).

По дороге едут ноги

И бегут два колеса

У загадки есть ответ:

Это мой … (велосипед).

Ученик:

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правило,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Теплое время года и солнечная погода способствуют появлению на улицах маленьких велосипедистов. Веселое и полезное занятие переплетается с риском травм, ушибов и других неприятностей. Поэтому очень важно подобрать ребенку правильную экипировку и научить правилам езды.

Катание на велосипеде является хорошим тренажером для всего тела. Данный вид развлечения укрепляет сердце, сосуды, способствует профилактике заболеваний спины, улучшает осанку, укрепляет физическую форму организма. Но самое главное, что крутя педали, ребенок получает массу позитивных эмоций.

Стоит учитывать, что даже на маленьких участников транспортного движения распространяются соответствующие правила и ограничения при катании на велосипеде. Родителям стоит в доступной форме рассказать о них ребенку, объяснить непонятные нюансы и проследить за исполнением этих требований.

1. Родителям стоит проследить за наличием звукового сигнала и световозвращателей на велосипеде. В правилах дорожного движения указано, что спереди двухколесный транспорт необходимо оснастить белым катафотом, по бокам - оранжевым, сзади - красным.

2. Для безопасного передвижения в темноте или при других условиях плохой видимости обязательным является наличие фонаря или специальной велосипедной фары.

3. Важно учитывать возрастные ограничения при езде на велосипеде. Под родительским контролем малыши до 7 лет могут кататься по тротуарам. Старшим детям до 13 лет дозволяется движение по отведенным велосипедным дорожкам и паркам. С 14-летнего возраста ребенок может сам передвигаться на велосипеде по автодорогам.

4. Если юный велосипедист будет ездить по проезжей части, разумно установить на детские велосипеды оптом одесса зеркала заднего вида и задний красный мигающий сигнал.

5. Движение по проезжей части разрешаться в крайней правой полосе и обочине, не создавая препятствий и помех для пешеходов. Ездить можно только в один ряд. Но если есть специальные дорожки, отведенные для велосипедистов, то стоит воспользоваться ими.

6. Двигаясь по автодороге, велосипедист должен предупреждать о своих дальнейших маневрах водителей и других участников дорожного движения. Поворачивая нужно вытянуть руку в сторону желаемого направления (налево - левая вытянутая рука, направо - правая вытянутая рука). Левую руку поднимают вертикально перед остановкой велосипедиста на месте.

7. Для обеспечения безопасности пешеходов и вашего ребенка, научите его основным правилам ПДД для велосипедистов:

  • Любые повороты велосипедистов, которые требую пересечения двух и более полос автодороги, строго запрещаются правилами дорожного движения.
  • Нельзя пересекать дорогу на велосипеде, стоит спешиться и только потом перейти по зебре или другим переходам.
  • Выезжая из придомовой территории нужно уступить транспортным средствам, движущимся по проезжей части.
  • Люди, переходящие выезд из придомовой территории, имеют преимущество перед велосипедистами, им нужно уступать дорогу.
  • Нельзя осуществлять движение на красный свет светофора.
  • Необходимо уступать дорогу людям, пересекающим проезжую часть по переходу.

8. Среди правил дорожного движения для велосипедистов выделяют следующие нюансы: во время езды нельзя держаться за другой транспорт, отпускать руль или снимать ноги с педалей, запрещается разговор по мобильному без гарнитуры, нельзя перевозить других пассажиров на велосипеде.



9. Обязательно перед ездой осмотрите велосипед на исправность тормозов, звукового сигнала, световозвращателей и др. Не стоит отправлять ребенка кататься на неисправном транспорте. В дальнейшем пускай дети сами следят за техническим состоянием велосипеда.

10. В ПДД не указано обязательное наличие защитных средств, например, шлема. Но на практике они могут уберечь ребенка от множества опасных для жизни моментов при езде, ударов при падении и других неприятностях.

С самого детства, покупая малышу велосипед, учите его быть внимательным и ответственным участником дорожного движения. Объясняйте правила и рассказывайте, зачем они нужны. Обезопасив ребенка правильной экипировкой, исправным транспортом и знаниями, вы не будете переживать, а ребенок сможет в полной мере насладиться прогулкой.

Подготовила Наталия Билык

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с дорожными знаками: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипеде запрещено», «Велосипедная дорожка»;

формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места;

продолжить изучение правил поведения детей на улице.

Развивающие:

развивать нравственные качества;

довести до сознания детей то, что от того, как они ведут себя на улице, зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;

продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения.

Воспитательные:

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение выслушивать ответы товарищей.

Формы работы с детьми:

художественное слово;

рассматривание иллюстраций;

сюрпризный момент;

физкультминутка в виде игры «Можно – нельзя»;

решение проблемной ситуации.

Оборудование:

Игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.

Активный словарь:

«Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», части велосипеда – «седло», «рама».

Пассивный словарь:

Велосипед, колесо, руль, педали, проезжая часть, дорога, КАМАЗ.

Предварительная работа:

Экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Эмоциональный настрой

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протяните,

Лучики его возьмите

И к груди своей прижмите.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди. (дети садятся на стулья).

2. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Из муки его слепили,

После в печку посадили.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу,

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Кто же это?

Дети: колобок (слайд 2) Вношу игрушку – колобок.

Колобок: Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы мне много рассказывали о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где можно на нём кататься? Я так люблю кататься.

Воспитатель: А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?

Дети: Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)

Воспитатель: Посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?

3. Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды 4-7)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда?

Дети: Не хватает колеса, седла, руля, педалей.

4. Колобок: Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.

Воспитатель: Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?

Дети: Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.

Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?

Дети: Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке, по тротуару. Нельзя – на дороге, где много машин.

Воспитатель: Правильно. На велосипеде маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону. (Слайды 8-9)

Воспитатель: Где катается котёнок?

Дети: По дорожке.

Воспитатель: Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?

Дети: Потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.

Воспитатель: Что вы видите на этом слайде?

Дети: Как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.

Воспитатель: При езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)

Воспитатель: Посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде? (Слайд 11)

Воспитатель: Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете красный или зеленый кружок. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.

5. Игра «Можно – нельзя»

Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.

На остановке автобуса … (лежат спокойно)

Во дворе … (крутят педалями)

На проезжей части … (лежат спокойно)

На полянке … (крутят педалями)

По лестнице … (лежат спокойно)

По тротуару … (лежат спокойно)

На площадке … (крутят педалями)

6. Воспитатель: А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.

У кого велосипед –

Говорят: Проблемы нет!

Сел, педалями крути

Где захочешь – там кати!

Все не просто, все не так

Езди там, где этот знак:

Круг окрашен в синий цвет,

А в кругу велосипед. (Слайд 12)

Воспитатель: Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

Знак запомните друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Воспитатель: Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.

Воспитатель: А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)

Когда педали я кручу,

Мне все на свете по плечу!

Но вот знакомый знак узнал:

Водителю и мне сигнал.

Тут я приторможу немножко,

Хоть хочется лететь вперед:

Велосипедная дорожка

Машинный путь пересечет.

Воспитатель: А чтобы хорошо запомнить эти знаки я предлагаю вам поиграть.

7. Игра: «Выбери правильный знак»

Ситуация:

В центре комнаты ставятся два знака по разным направлениям: «Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено». Дети должны выбрать верное направление, объяснив свое решение. Выбрав правильный знак, дети под музыку начинают двигаться в нужном направлении, имитируя езду на велосипеде.

Колобок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде. (Слайд 14)

8. Анализ

– А вы, ребята, запомнили знаки? Что они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой предупреждающий? Почему нужно соблюдать правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый, зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как сегодня отвечали. Если вы были на занятие активными, знали ответы на все вопросы, то возьмите зелёный круг, а если не очень активны, то жёлтый круг. Если вам задания показались сложными, и вы затруднялись ответить на многие вопросы – то красный круг. А теперь поднимите свои кружки. Молодцы, все правильно оценили свою работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на велосипед и поехали кататься.

Ребятки, всегда соблюдайте правила езды на велосипеде!


Все дети любят ездить на велосипеде, и лишь немногие родители объясняют своим малышам, как ездить по городу на велосипеде, не мешая другим людям и не создавая опасных ситуаций для пешеходов и автомобилистов. От соблюдения правил дорожного движения зависит безопасность всех его участников.

Самым маленьким велосипедистам нужно передвигаться только по тротуарам и велосипедным дорожкам, и только в сопровождении взрослых. Выезд на дорогу и самостоятельные поездки разрешены детям возрастом старше 14 лет. Малышей, которые только осваивают двухколесный транспорт, следует приучить ехать только рядом с родителями, не отъезжая дальше, чем на несколько метров, не выезжая за пределы тротуара, а так же научить их пользоваться тормозами и останавливать движение.

Кроме того, ребенок, самостоятельно ездящий на велосипеде, должен уметь хоть немного маневрировать, чтобы объезжать людей и препятствия на дороге. Ребенок на транспорте должен уметь снижать скорость и входить в поворот, и знать, что пересекать проезжую часть можно только по пешеходному переходу, ведя велосипед рядом.

Основные правила езды

Дети, которые учатся ездить на велосипеде и которые катаются уже достаточно хорошо, должны понимать, как можно и как нельзя использовать двухколесный транспорт. Чтобы ребенок не пострадал сам и не спровоцировал дорожно-транспортный происшествий, он должен соблюдать определенные правила. Что обязан делать ребенок на велосипеде для собственной безопасности:

  • Ездить только по велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не выезжая на территорию проезжей части и не мешая передвижению других участников дорожного движения;
  • Надевать шлем, а если ребенок катается в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – одежду со светоотражателями. Кроме того, светоотражатели должны быть и на средстве передвижения;
  • Держать дистанцию и уметь маневрировать в процессе езды;
  • Ребенок постарше, ездящий по проезжей части, должен знать правила дорожного движения и уметь подавать сигналы автомобилям. Как и всем участникам дорожного движения, юным велосипедистам необходимо иногда освежать в памяти материалы Правил дорожного движения, и покупать свежие издание правил.

При езде на велосипеде детям категорически запрещается:

  • Ездить без шлема;
  • Ездить на неисправном транспортном средстве;
  • Возить пассажиров на багажнике или на раме;
  • Ездить против потока;
  • Ездить на велосипеде без рук, или держать транспортное средство одной рукой, или убрав ноги с педалей;
  • Связывать и буксировать несколько велосипедов в одну систему.

Несоблюдение простых правил безопасности подвергает жизнь ребенка опасности. Даже тогда, когда кажется, что дорога абсолютно безопасна, и ребенок не может упасть и пораниться, лучше перестраховаться и уговорить малыша надеть шлем.

Экипировка для маленького велосипедиста

Как одеть маленького гонщика, чтобы сохранить ему жизнь и здоровье? Если ребенок еще мал и сидит в крохотном трехколесном транспортном средстве, которое катят родители за ручку, то ни шлем, ни другие приспособления ему не понадобятся, так как весь процесс контролируют взрослые. Но если ребенок подрос и сам катается по двору и окрестностям, экипировка ему нужна даже более серьезная, чем взрослому.

Первое, что понадобится маленькому гонщику – шлем. Многим родителям кажется, что для передвижения по тротуару и катания во дворе шлем не нужен, так как на проезжую часть ребенок не выезжает, а катается достаточно хорошо, чтобы не падать. На самом деле нет разницы, где катается малыш. Некоторые автомобили могут заехать и во двор, и на детскую площадку, и даже огороженные велодорожки не всегда защищают от автохамов. Кроме того, дорога под колесами железного коня не всегда ровная, и если колесо транспорта попадает в выбоину – ребенок может упасть и ощутимо ударится. Езда на велосипеде, даже на детском, подразумевает высокую скорость, а шлем сократит риск получения серьезной травмы. Шлем лучше выбирать яркий, заметный, чтобы другие участники дорожного движения замечали юного гонщика даже в условиях недостаточной видимости и на большом расстоянии.

Покупать шлем «на вырост» запрещено. Если шлем болтается на голове у ребенка или сползает на глаза, толку от такой защиты не будет.

Вторая часть защитного снаряжения, которая может сохранить жизнь ребенку – светоотражающий жилет или одежда со светоотражающими элементами. Особенно важно правильно одеть ребенка в темное время суток, так как в темноте маленького велосипедиста на дороге заметить сложнее. Но это не значит, что днем езда на велосипеде возможна без специальной одежды. Нет, по правилам безопасности, ребенок должен быть правильно одет даже во время передвижения по дороге днем.

Помогает яркая одежда со светоотражателями и в условиях недостаточной видимости. Но если на улице сильный туман или задымление, и проезжей части не видно, лучше отложить велопрогулку, чтобы не рисковать понапрасну жизнью и здоровьем ребенка.

Наколенники и налокотники многие родители считают лишней тратой денег, так как без них малыш, особенно только учащийся кататься, чувствует себя менее уверенно. Лучше перестраховаться и купить ребенку наколенники и налокотники, и снять их, когда малыш хорошо освоит двухколесный транспорт.

Стоит уделить внимание и одежде юного гонщика. Чтобы ребенок не перегрелся, не стоит одевать его слишком тепло, даже если на улице прохладно. Лучше теплой кофты будет согревать малыша непродуваемая ветровка или жилет. Не рекомендуются широкие штаны, которые могут запутаться в цепи или зацепиться за педали.

Подготовка велосипеда

Поскольку на дороге велосипед является не просто детским развлечением, но и транспортным средством, полноценным участником движения на дороге, то подросшего ребенок следует научить проверять и готовить транспорт перед выходом из дома. Езда по обочине дороги разрешена с 14 лет, и к этому возрасту подросток способен самостоятельно обслуживать транспортное средство.

Перед тем, как выезжать на дорогу, необходимо убедиться, что байк полностью исправен, на его корпусе и раме нет трещин или вмятин, что рама прямая, а руль позволяет полностью управлять средством передвижения. Следует проверить, что цепь натянута достаточно сильно, колеса ровные и правильно центрованы, а сидение отрегулировано по высоте. Не всегда дорожные условия позволяют остановиться во время движения и быстро исправить мелкую поломку.

В домашних условиях необходимо проверить, горят ли фары, работают ли тормоза на средстве передвижения, слышно ли звонок и достаточное ли давление в шинах. От состояния и своевременной проверки этих вещей зависит жизнь велосипедиста.

Ребенок старшего возраста должен знать основные знаки, правила дорожного движения и сигналы, которые подает велосипедист рукой во время передвижения по дороге. Обучить его помогут учебные материалы для детей разного возраста, которые можно найти в интернете.

Езда на велосипеде – развлечение для всей семьи, от самых маленьких до самых взрослых ее членов. И поэтому многие родители стараются как можно раньше посадить своих детей на средство передвижения, часто забывая объяснить им базовые правила дорожного движения и безопасности. Только когда ребенок уверенно чувствует себя в седле, хорошо умеет тормозить и разворачиваться, знает сигналы и дорожные знаки и не создает помех для передвижения пешеходов и автомобилей, можно считать, что он подготовлен к выезду в город.

Правила езды на велосипеде могут казаться устаревшими или слишком строгими, но, как и все правила безопасности, они спасли не одну жизнь. Поэтому даже когда кажется, что дорога абсолютно безопасна и надевать шлем не нужно, что ребенка достаточно хорошо видно и без светоотражающих полосок на одежде, а транспорт на вид в исправном состоянии, пренебрегать техникой безопасности не стоит. Иногда лишняя минута, потраченная на проверку железного коня, и надетый шлем и еще раз повторенные правила сохранят здоровье и жизнь.