Чем отличается темп бега от скорости. Как рассчитать темп бега для тренировок и соревнований: полезные калькуляторы Темп и скорость бега

Прохождения одной единицы расстояния (обычно километр или миля). Чаще всего употребляется в беге на длинные дистанции, спортивной ходьбе и лыжных гонках.

Использование

По физическому смыслу темп бега является величиной, обратной скорости. Для меньших численных значений темпа обычно употребляются выражения «более высокий темп» или «более быстрый темп». На практике темп измеряется в минутах на километр (мин/км) или минутах-секундах на километр, в англоязычной и переводной литературе распространена единица «минуты на милю ». Для пересчёта используются формулы:

  • T (мин/мл) = 1,6093 Т (мин/км) ≈ 8/5 Т (мин/км)
  • T (мин/км) = 0,621 Т (мин/мл) ≈ 5/8 Т (мин/мл)

Темп бега как правило более удобен, чем скорость, для практического использования: он более просто вычисляется по текущим показателям прохождения дистанции и позволяет легко аппроксимировать результат при сохранении текущего темпа (скорости). Например, если спортсмен пробежал первые 3 километра 10-километровой дистанции за 9 мин, то темп бега составляет 3 мин/км, и при сохранении текущего среднего темпа результат на дистанции будет составлять 30 мин.

В зависимости от дистанции и подготовки спортсмена спортивный бег характеризуется темпом 3-5 мин/км, спортивная ходьба 4-7 мин/км, бег трусцой - 6-9 мин/км, бег на лыжах 3-8 мин/км, ходьба - 9-15 мин/км. Под темпом ходьбы также может подразумеваться количество шагов в минуту:

  • T (шг/мин) = 100 000 / LT (мин/км), где L - средняя длина шага в сантиметрах

Темп бега и скорость

Темп связан со скоростью соотношениями:

  • T (мин/км) = 60 / V (км/ч) = 50 / 3V (м/с)
Темп (мин/км) Темп (мин/мл) Скорость (км/ч) Скорость (м/c)
3 4,8 20 5,6
4 6,4 15 4,2
5 8,0 12 3,3
6 9,7 10 2,8
8 12,9 7,5 2,1
10 16,1 6 1,7
12 19,3 5 1,4
15 24,1 4 1,1

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Темп бега" в других словарях:

    темп бега - bėgimo tempas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Bėgimo žingsnių skaičius per laiko vienetą. Bėgimo tempas lemia bėgimo greitį. atitikmenys: angl. pace of running vok. Lauftempo, n; Renntempo, n rus. темп бега … Sporto terminų žodynas

    темп бега - bėgimo tempas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Nuotolio arba jo dalies bėgimo greitis, atitinkantis sportininko individualius gebėjimus ir parengtumą. Praktikoje bėgimo tempas suprantamas kaip pastangų intensyvumas. Šiuo… … Sporto terminų žodynas

    Темп скорость периодического процесса. Как правило, понятие применяется при описании вынужденных колебаний или нестрого периодических процессов. Для свободных колебаний обычно используется термин частота. Темп стрельбы Темп (темпы, темпы… … Википедия

    темп - (тэ) а; м. (итал. tempo от лат. tempus время) см. тж. в темпе, темповый 1) Степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движении, в исполнении чего л., в чтении. Замедленный, бешеный темп. Нужный, хороший темп. Вальсовый,… … Словарь многих выражений

Как понять, с каким темпом тренироваться? Не слишком ли медленно я бегу на длительной? Как рассчитать темп бега для полумарафона или марафона (особенно если это ), и на какое время можно замахнуться при текущей форме? Ответы на подобные вопросы очевидны для опытных бегунов, но часто вызывают затруднения у слегка продвинутых новичков, которые уже успели набегать базу, и заинтересованы в улучшении результатов. Поделюсь несколькими полезными инструментами, которые оценят циферко-маньяки могут пригодиться при планировании тренировок и соревнований.

Принцип расчета

Джек Дэниелс «От 800 метров до марафона» — рекомендую книгу

Самый точный, но при этом самый заморочливый и дорогой, способ оценить уровень физической формы и выбрать интенсивность тренировок - лабораторное . Понятное дело, что для любителя это не имеет особого смысла (АПД: на самом деле имеет и вполне доступно — см. по ссылке). Тем более, что есть чуть менее точный, зато более доступный способ оценки - на основании результатов, показанных на соревнованиях.

Для этого используется такой показатель как VDOT - максимальное потребление кислорода (МПК), рассчитанное на основании соревновательных результатов.

В 70-х годах прошлого века Дэниелс и Гилберт разработали таблицы VDOT (они есть в книге "От 800 метров до марафона"), позволяющие рассчитывать результаты на различных дистанциях, если известен результат хотя бы на одной, а также определять темп, необходимый для достижения требуемой интенсивности тренировок разных типов.

На практике это выглядит проще, чем в теории. Берем свой последний соревновательный результат на одной из дистанций (не личник времен бурной спортивной молодости, а именно самый свежий результат). Если не участвовали в забегах, можно пробежать тест на 3 или 5 км. Для примера я взяла близкое мне время полумарафона - 1:50.

Видим, что мой VDOT равен 40, что соответствует времени 24:08 на 5 км, 50:03 - на 10 км и 3:49 на марафоне. Довольно точно.

На всякий случай: то, что вы можете пробежать 5 км за 24 минуты, не значит, что завтра получится пробежать марафон за 3:49. В таблицах показан прогноз времени, на которое вы сможете пробежать после хорошей подготовки к соответствующей дистанции и в идеальных условиях.

Для прикидки времени марафона лучше использовать текущий результат полумарафона, а не более короткие дистанции.

  • легкий бег - 6:19
  • бег в марафонском темпе - 5:27
  • бег в пороговом темпе (он же лактатный порог или порог анаэробного обмена ПАНО) - 5:06
  • интервалы - 4:42
  • повторы - 200 м за 0:42, 400 м за 1:46

В идеале в процессе тренировок уровень физической формы улучшается, а значит, показатель VDOT растет, и темпы тренировок нужно корректировать. Переходить на следующий уровень VDOT можно по результатам тестов, прикидочных забегов, соревнований, просто по ощущениям (тренировки на текущем уровне стали слишком легкими). Автор рекомендует оставаться на каждом уровне VDOT не менее 3 недель, увеличивая его на единицу каждые 4-6 недель, если тренировки дают нужный эффект и начинают ощущаться более легкими.

Расчет, аналогичный тому, что приведен в книге , делает вот этот калькулятор:
http://www.runbayou.com/jackd.htm

Калькулятор темпа бега Vdot Calculator and Training Paces

Еще один калькулятор: вводим время на недавнем соревновании, получаем показатель VDOT, темп для разных типов тренировок (таблица слева) и прикидочное время для разных дистанций (справа). Как по мне, то к марафону этот калькулятор подходит излишне смело: 3:46 при половинке 1:49 - хм…

Калькулятор темпа бега McMillan Running

Получаем прикидочные результаты для разных дистанций, которые соответствуют уровню имеющегося результата. Мили на километры можно поменять в верхнем правом углу, выбрать нужные дистанции для отображения - внизу страницы.

В моем случае достаточно близко к правде, но нужно учитывать индивидуальные особенности и опыт. 1к - точно; 5к - не моя дистанция, очень тяжело дается, и лучший результат секунд на 15 хуже; 10к - если бежать по ровному, то реальная цифра; марафон - совсем мало опыта, лучший результат на 3 минуты не дотягивает.

В столбце слева выбираем Training Paces и смотрим, в каком темпе калькулятор предлагает тренироваться.

Плюс: темп указан не в виде одной цифры, а в виде диапазона

Калькулятор Run Pace Conversion

Возможность расчета темпов тренировок на основе результатов последнего соревнования здесь тоже есть, но цифры не совсем совпадают с рассчитанными по VDOT и кажутся мне немного завышенными.

Этот калькулятор хорош скорее дополнительными плюшками. Например, он удобен для тех, кто пользуется американскими планами тренировок (например, от Runner’s World), или болеет за друзей, бегущих марафоны в США, отслеживая их перемещения в онлайн трекерах. Конечно, перевести мили в километры не сложно, даже я натренировалась делать это в уме но вот с темпом в минутах и секундах на милю мозг начинает пробуксовывать 🙂

Вводим темп на милю, получаем темп на километр (или наоборот), а также скорость в человеческом измерении, чтобы цифры можно было озвучить нормальным знакомым-небегунам.

Еще одна возможность - расчет темпа, основываясь на времени и дистанции. Тоже можно делать и в милях, и в километрах. Небольшой совет: при расчете темпа для соревнований стоит делать небольшой запас, т.к. реальная дистанция, которую вы пробежите, будет немного больше заявленной (чем больше километраж, тем больше отклонение). Связано это с тем, что трасса измеряется по наименьшей траектории, пробежать строго по ней будет сложновато.

И дополнительная фишка, для тех, кто озабочен, что бы съесть после пробежки и - калькулятор калорий. Оптимизм не внушает 🙂

Итого

Как можно убедиться, расчеты разных калькуляторов немного отличаются, но общее понимание того, на какие результаты можно рассчитывать на своем текущем уровне, и с каким темпом тренироваться, вполне дают.

Стоит ли ориентироваться только на темп?

Темп - лишь один из показателей, только к нему привязываться неправильно. Каждому типу тренировок соответствует определенная пульсовая зона - режим работы сердца. Конечно, можно определить примерные границы темпа для каждой пульсовой зоны при прочих равных условиях. Например, я знаю, что темп моих восстановительных тренировок в 1-2 пульсовых зонах находится в диапазоне 6:30 - 7:00. Но при любом ощутимом для организма изменении условий (жара, высокая влажность, недосып, общая усталость, недовосстановление) пульс повышается. Следовательно, и темп нужно подстраивать, чтобы пульс вписывался в рамки необходимых для тренировки зон.

Резюме: кроме темпа для разных типов тренировок, полезно , которые им соответствуют, а также хотя бы иногда контролировать пульс (особенно если заметно меняются внешние условия или самочувствие). Плюс прислушиваться к ощущениям.

На редкость нудный пост получился, поэтому разбавляю его картинкой почти в тему.

Хотите получать обновления блога на почту? .

Грамотно разложить силы в беге на длинную дистанцию – половина успеха. Поэтому необходимо знать, какой темп бега выбрать, чтобы дать правильную нагрузку организму.

Как понять, что выбран правильный темп бега

В зависимости от дистанции и вашей физической подготовки темп бега будет отличаться. Но существует ряд критериев, по которым можно определить, правильную ли скорость бега вы выбрали для данной дистанции.

1. Пульс. Лучший индикатор правильно выбранного темпа бега – ваш пульс. Для легкой пробежки не желательно, чтобы он переваливал за 140 ударов в минуту. Если вы бежите темповой кросс, то пульс может зашкаливать за 180. Но будьте осторожны. На таком пульсе стоит бегать только тогда, когда вы уверены в силе своего сердца. Если же нет, то не поднимайте пульс во время бега выше 140-150 ударов.

2. Дыхание. равномерным и спокойным. Если вы начинаете чувствовать, что кислорода не хватает, и дыхание начинает сбиваться, значит, вы уже бежите на грани своих возможностей. Такой темп подойдет, если вы уже либо заканчиваете бежать и делаете финишный рывок. Либо дистанция вашего бега не более и вы бежите ее на максимуме своих сил. В ином случае такое дыхание – признак того, что скоро ваши мышцы забьются, усталость возьмет свое, и темп бега придется снизить до минимума.

3. Зажатость. Частый признак усталости бегуна – зажатость. Многие начинающие любители бега, когда устают, начинают поднимать и зажимать и . Если вы понимаете, что уже не можете без этого, значит вы уже бежите только за счет морально-волевых качеств. Поэтому надо контролировать себя и бежать в таком темпе, чтобы не пришлось вынужденно зажимать себя.

4. Приседание. Не в прямом смысле конечно. Просто при определенном темпе, когда скорость слишком большая, а бежать еще далеко, многие бегуны начинают приседать к земле, пытаясь таким образом сэкономить силы. Чаще всего такая техника бега приводит к лишней затрате энергии на работу ног. В этом случае впереди, на нее приходится натыкаться. Кроме того, происходит вынужденное увеличение частоты шагов, что тоже требует дополнительной энергии. Это хорошо тогда, когда у вас очень сильные ноги, но не хватает выносливости. В ином случае такая техника бега только быстрее «забьет» ваши ноги молочной кислотой.

5. Раскачивание телом и головой. Если вы понимаете, что начинаете, как маятник, качаться из стороны в сторону, то чаще всего это верный признак усталости, и надолго бежать в таком темпе вас не хватит. Однако, у многих спортсменов техника бега именно такова, что они всегда раскачивают тело. Зачем они это делают неизвестно, известно только то, что немало из этих спортсменов являются чемпионами мира во многих беговых дистанциях. Поэтому прежде чем судить по этому критерию, правильный ли темп вы выбрали для бега, подумайте, может это у вас техника такая.

Чтобы улучшить свои результаты в беге на средние и длинные дистанции, необходимо знать основы бега, такие как правильное дыхание, техника, разминка, умение сделать правильную подводку к дню соревнований, выполнять правильную силовую работу для бега и другие.. Для читателей сайта видеоуроки совершенно бесплатные. Чтобы их получить, достаточно подписаться на рассылку, и уже через несколько секунд вы получите первый урок из серии про основы правильного дыхания во время бега. Подписаться здесь: . Эти уроки уже помогли тысячам людей, помогут и вам.

Таким образом понять, что вы бежите в нужном темпе можно следующим образом:

Ваше дыхание равномерное, но глубокое и сильное. Корпус ровный, слегка наклонен вперед. Руки работают спокойно вдоль туловища. Плечи опущены. Ладони собраны в кулак, но не зажаты. Пульс от 140 до 200 в зависимости от темпа бега, возраста и подготовленности. Ноги работают четко, не приседая и не укорачивая шаг. Упругое отталкивание от поверхности будет главным критерием отсутствия «приседания». Тело и голова не раскачиваются.

В таком режиме вам необходимо найти максимальную скорость, при которой вы не потеряете ни один из признаков. Это и будет идеальный темп для бега на любую дистанцию. Просто чем короче дистанция, тем более упругое будет отталкивание от поверхности, более частое дыхание и более учащенный пульс. Но признаки усталости при этом не изменятся.

Эта статья будет интересна тем, кто хочет больше узнать о музыкальном темпе. Прочитав её, вы сможете ознакомиться со свойствами различных темпов, а также узнаете о том, как темп музыки может воздействовать на людей.

1. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие

Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время.

Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

2. Темпы и темповые обозначения в классической музыке

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).
Итальянский Немецкий Французский Английский Русский Метрономпо Мальтеру
grave schwer, ernst und langsam gravement heavy, seriously грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело 40-48
largo breit large broadly лАрго — широко, очень медленно 44-52
largamente weit, in weiten Abständen largement broadly ларгамЭнтэ — протяжно 46-54
adagio gemächlich à l"aise («at ease») easily, unhurried адАжио — медленно, спокойно 48-56
lento langsam lent slowly лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo 50-58
lentamente langsam lent slowly лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento 52-60
larghetto mäßig langsam un peu lent somewhat fasterthan largo ларгЭтто — довольно широко 54-63
andante assai sehr gehend un peu lent somewhat slowerthan andante андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом 56-66
adagietto mäßig gemächlich un peu à l"aise somewhat fasterthan adagio адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio 58-72
andante gehend, fließend allant ("walking") flowing андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») 58-72
andante maestoso gehend, fließend erhaben allant in a majesticand stately manner андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом 60-69
andante mosso gehend, fließend bewegt allant with motionor animation андАнтэ мОссо — оживлённым шагом 63-76
comodo, comodamente bequem, gemählich, gemütlich commode convenient (pace) комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша 63-80
andante non troppo bequem, gemählich, gemütlich pa trop d"allant andante, but not too much андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом 66-80
andante con moto bequem, gemählich, gemütlich allant mouvementé andante, but with motion андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша 69-84
andantino etwas gehend, etwas fließend un peu allant somewhat close to andante (somewhat faster or slower) андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto 72-88
moderato assai sehr mäßig un peu modéré somewhat slowerthan moderato модерАто ассАи —очень умеренно 76-92
moderato mäßig modéré moderately, neither slow nor fast модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro 80-96
con moto bewegnung mouvementé with motion кон мОто — с движением 84-100
allegretto moderato mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegretto аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо 88-104
allegretto mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat slowerthan allegro аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante 92-108
allegretto mosso mäßig bewegt, mäßig lustig un peu animé somewhat fasterthan allegretto аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto 96-112
animato bewegt, lustig animé animated, lively анимАто — оживлённо 100-116
animato assai bewegt, lustig animé very much animated, quite lively анимАто ассАи — очень оживлённо 104-120
allegro moderato bewegt, lustig animé quite lively, cheerful and quickly аллЕгро модерАто — умеренно быстро 108-126
tempo di marcia marschieren marcher au pas marching тэмпо ди мАрча — в темпе марша 112-126
allegro non troppo bewegt, lustig pa trop d"animé lively, cheerful and quickly, but not too much аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком 116-132
allegro tranquillo bewegt, lustig animé tranquille lively, cheerful and quickly, but calm аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно 116-132
allegro bewegt, lustig animé lively, cheerful and quickly аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») 120-144
allegro molto sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро мОльто — весьма быстро 138-160
allegro assai sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро ассАи — весьма быстро 144-168
allegro agitato, allegro animato sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно 152-176
allegro vivace sehr bewegt, sehr lustig très animé lively, cheerful and quickly аллЕгро вивАче — значительно быстро 160-184
vivo, vivace lebhaft vif lively and fast вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto 168-192
presto schnell vite fast прЭсто — быстро 184-200
prestissimo ganz schnell très vite very fast прэстИссимо — в высшей степени быстро 192-200

Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.

3. Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа

Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.

Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.

По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.

4. Темпы электронной музыки

В наше время классическая музыка немного отошла на второй план. Поэтому вашему вниманию предоставляются темпы электронной музыки по направлениям.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on - 140-150 ударов в минуту (bpm)
Psy - 146-155 (bpm)
Dark - 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Изначально как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. В целом, существенного различия между терминами «drum and bass» и «jungle» нет. Некоторые называют джанглом старые записи первой половины 90-х годов, а драм-энд-бэйсом считают существенно эволюционировавший джангл с новыми пост-техстепными элементами. Для многих людей изначально трудно разобраться с темпом этого напрвления. Поскольку из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Разброс темпов в этом направлении наверное один из самых больших. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту (обычно это олдскул) и может достигать аж 200. Темп в этом стиле легко можно определить по малому барабану.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. House сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-х годов и стилем танцевальной музыки Disco. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра Disco и новым видом «тяжёлой» (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.). До сих пор не утихают споры о происхождении названия данного стиля. Но на данный момент центральной версией считается то, что название пошло от чикагского клуба Warehouse, там диджей Фрэнки Наклз смешивал классическое диско с европейским синти-попом, добавляя к этому свои собственные ритмы при помощи драм-машины Roland 909. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту. «Техно — это музыка, звучащая, как технология», — говорит Хуан Аткинс, один из основателей жанра. На самом деле в США техно-музыка была только андеграундным явлением, а вот в Великобритании она вырвалась на основную музыкальную арену страны конца 1980-х. Также этот стиль музыки был очень популярен и в других странах.

Около 20 лет назад в музыкальной электронной культуре появился такой стиль, который стал ответвлением техно-музыки. Название этому стилю Хардкор (Hardcore).

Хардкор (Hardcore) . Все, кто в 90-х увлекался электронной музыкой, должны помнить всем известный рейв Thunderdome, который собирал огрномное количество народу на территории Голландии, которые приходили на хардкор-рейвы. Но этот стиль музыки пользовался огромной популярностью и не только в этой стране, но и на территории Германии и других стран Европы.

Брейккор (Breakcore) - Это довольно недавно появившийся жанр. Наверное самый молодой среди всех жанров, использующих ломаный ритм. Темпы в этом стиле поражают как своим разбросом по bpm, так и своим темпом в принципе. Самый небольшой темп в брейккоре составляет аж 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.

Электро (Electro) - сокращение от Electro funk (так же известно как robot hip hop), это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа. Очень большое влияние на стиль оказали Kraftwerk и funk. Музыка в этом стиле звучит очень электронно («по компьютерному»), создатели такой музыки пытаются не использовать звуки живой природы, даже вокал обычно искажается для придания более «тёмного» и «механического» оттенка. Поэтому работы исполнителей пропитаны идеями роботов, ядерной физикой, компьютерами, технологиями будущего и во многом развитию этого стиля способствует фантастика. Электро присущ темп приблизительно такой-же как и хаус-музыке. От 125 ударов и немногим более - это электро.

Последний стиль электронной музыки, которому бы хотелось уделить внимание является Брейкс.

Брейкс (Breaks) - Очень интересный, на мой взгляд, стиль, но буду краток. Вся брейкс культура и в том числе это направление возникло в результате исторического события. Если я не ошибаюсь, в 1969 году группой Winstons была придумана песня «Amen brother», в которой впервые появилась ломанная барабанная петля, всем известная теперь как часть брейк-бит музыки. Теперь её называют amen break. Она очень часто испольуется в drum’n’bass. В брейкс она уже не похожа сама на себя, да это уже и не она, но основой этого стиля являются именно ломанные ритмы, котоые берут начало так давно. Их темпы стали более медленными и более «качающими». Темп стал ниже, чем у направлений-предшественников. Брейкс-музыка играется с темпом приблизительно 120-130 bpm. Если бы он был больше, то она растеряла бы весь свой драйв.

На этом думаю закончить, поскольку остальные стили электронной музыки являются, на мой взгляд, более экспериментальными или менее актуальными.