План индивидуальной коррекционно развивающей работы. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога – психолога с учащейся 2 класса

Краткие сведения: поступил во второй класс на основании решения ПМПК округа, отягощен, на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: стойкие трудности формирования навыков счёта.

Результаты обследования: внимание рассеянное, память кратковременная.

Планируемые сроки реализации программы: сентябрь—январь с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий).

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество:

МКОУ «Задоринская ООШ» - 2 кл

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (кон­тактность, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие реакций): в контакт вступает легко, адек­ватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: развита довольно хорошо.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъясне­ния, не понимает): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык счёта к моменту обследования не сформирован, самостоятельно решает только в пределах 20.

Обучаемость:

Восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляю­щая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;

Способность переноса на аналогичные задания: перенос осу­ществляет частично, требуется дополнительное время на закрепле­ние навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, нали­чие ориентировочного этапа, использование рациональных спо­собов действий, импульсивность/инертность действий, самокон­троль: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной дея­тельности, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, может организовать самостоятельную деятельность, но только в пределах учебного кабинета.

Темп работы (на учебном и не учебном материале): средний, в результате отвлекаемости.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных заняти­ях): высокая, при этом интеллектуальную нагруз­ку выдерживает.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: со­ответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представле­ний: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости, зрительного восприятия, средний уровень развития слухомоторной координации.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

  • уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
  • словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: не испытывает труд­ности при анализе и синтезе элементов узора, не ошибается в определе­нии правильного пространственного расположения частей, доста­точно хорошо руководствуется образцом.

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низ­кая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формирова­нии и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.

Математика:

  • сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован (в пределах 20)
  • вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;
  • навык решения задач: испытывает трудности;

Характерные ошибки: понимает только прямой вопрос.
Русский язык:

Навык каллиграфического письма: сформирован (отвечает требованиям программы), путается в записи прописных букв;

  • навык письма под диктовку: не сформирован;
  • списывание текста: трудностей не испытывает.
  • выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;
  • характерные ошибки: трудности в употреблении парных согласных.
  • темп чтения: 56 слов в минуту;
  • способ чтения — по слогам, простые слова прочитывает целым словом.
  • понимание прочитанного - может кратко пересказать смысл текста.
  • навыки работы с текстом – хорошо находит ответы на вопросы в тексте.
  • характерные ошибки: постановка ударения в словах.
  • Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, спосо­бы учебной работы): мало сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи прини­мает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: трудности формирования учебных на­выков, обусловленные снижением темпов развития познавательной деятель­ности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалиста: индивидуальные занятия с учителем в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Дата обследования 05.09.2013 год

Подпись специалиста:


Направления коррекционной работы

1. Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
  • развитие кинестетических основ движения;
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание кон­турных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображе­ний; вычленение зрительно воспринимаемого элемен­та цыфры в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; графические диктанты; перерисовывание фигур по точ­кам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимо­действия, моторного развития: «Колечко», «Кулак — ладонь — реб­ро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»;

2. Формирование пространственных представлений:

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов цыфр; пространственный праксис (наглядный и речевой вари­анты проб Хеда); определение правильно и неправильно написан­ных цыфр; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктан­ты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (цыфра)»; зри­тельные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвенье­вых инструкций; заучивание цыфр).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

  • развитие слухомоторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное вос­произведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графичес­ки представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образ­цов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений цыфр, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструк­ции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка рабо­ты: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я вы­полнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

6. Развитие мыслительной деятельности.

Развитие операции классификации;

Развитие общей осведомлённости, быстроты реакции, внимания;

Развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, открывать в обычном предмете неожиданные возможности;

Формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Средства: дидактические игры: «Помоги художнику», «Собери цветок», «На что похоже?», «Противоположности», «Исключи лишнее», «Способы применения предмета», «Поиск соединительных звеньев», «Поиск предметов по заданным признакам».


7. Формирование навыка письма.

Развитие навыка копирования;

Развитие навыка работы по за­данному образцу.

Средства: дидактические упражнения: «Срисуй по клеточкам», «Напиши так же», «Нарисуй столько же».


Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направле­ний). Обязательными условиями при проведении занятий являют­ся: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепен­ный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоя­тельной работе учащегося.


Светлана Чупина
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Перспективный план индивидуальной коррекционно – развивающей работы

20---20___учебный год

Фамилия, имя ребёнка___

Мероприятия Периоды

I. Нормализация тонуса мышц органов артикуляции :

Мимические упражнения

Самомассаж органов артикуляции

Логопедический массаж :

При ригидном синдроме (повышенном тонусе) ;

При паретическом синдроме (пониженном тонусе) ;

II. Нормализация моторики органов артикуляции, формирование определенных артикуляционных укладов :

Освоение комплекса основных артикуляционных упражнений;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения свистящих звуков;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения шипящих звуков;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения звука Л;

Комплекс упражнений, необходимых для произнесения звука Р;

III. Нормализация речевого дыхания :

Дыхательная гимнастика;

Игровые упражнения;

IV. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия :

Узнавание неречевых звуков;

Различение слов, близких по звуковому составу;

Дифференциация слогов;

Дифференциация фонем;

Развитие навыков элементарного звукового анализа

V. Коррекция звукопроизношения :

Определение последовательности над постановкой звуков;

- отработка основных артикуляционных укладов, нуждающихся в уточнении и коррекции (подготовка к постановке звука) ;

Постановка свистящих звуков;

Постановка шипящих звуков;

Постановка аффрикатов;

Постановка звука Л;

Постановка звука Р;

Автоматизация звуков___в слогах и словах;

Автоматизация звуков___ во фразовой речи;

Дифференциация звуков ___в слогах, словах;

Дифференциация звуков___во фразовой речи;

Введение звуков___ в речь

VI. Коррекция слоговой структуры слова

VII. Развитие мелкой моторики :

Пальчиковые игры и упражнения;

Действия с различными материалами (конструктором, счётными палочками, массажными шариками и др.) ;

Пальцевые пробы (на одной или обеих руках)

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2017–2018 учебный год Ф. И. ребенка: Голубенко Андрей Психологическое заключение: Гиперактивность синдром дефицита внимания, ЗРР. Вид коррекционной работы: Укрепление.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы с низким уровнем подготовки к школе План индивидуальной коррекционно – развивающей работы. Ф. И. ребенка Проблема: низкий уровень познавательных психических процессов. Форма.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями, своеобразием.

План индивидуальной работы План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ,.

План индивидуальной развивающей работы для детей младшего возраста План индивидуальной развивающей работы ФИ: К. Д Возраст: 1г 9мес Основания для работы: По результатам комплексного обследования выявлено,.

План-конспект практикума коррекционно-развивающей работы «Украшаем нашу ёлку» План – конспект практикума коррекционно – развивающей работы «Украшаем нашу ёлку» Участники мероприятия: Зверева М. А. – учитель-дефектолог.

Индивидуальный план коррекционно­
развивающей работы с воспитанником
средней группы.
на 2017­2018 уч.г.
Составил педагог­ психолог: Мурушкина Н.Б..

Индивидуальный план коррекционно­ развивающей работы с
воспитанниками подготовительной к школе группе.
Задачи:
развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального
отношения участников друг к другу;
знакомство со школьными правилами;
развитие произвольного поведения;
диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно­моторной
координации
Название занятия

п/п
1.
Занятие №1
С кем
проводилась
работа
(5­7мин.)Упражнение «Вежливые слова»
(2­3мин)Упражнение «Школьные правила»
(4­5мин.)Игра «Трутень и пчелы»
(2мин.)Физкультминутка
(7мин)Задание для диагностики тонкой
моторики, произвольности и зрительно­моторной
координации
2.
Занятие №2
(4­5мин)Упражнение «Вежливые слова ­
вежливые ответы»
(1­2мин)Игра «Пол ­ нос ­ потолок»

«Физкультминутка» (см. Занятие 1)
(4­5митн.)Упражнение «Фигурки из счетных
палочек - 1»
(7­10мин.) Диагностическое задание «Рисунок
человека»
3.
Занятие №3
(3­4мин.)Упражнение «Вежливость»
(2­3мин.)Упражнение «Школьные правила» (см.
Занятие 1)
(2­3мин.)Пальчиковая гимнастика
(4­5мин.)Тест «Корректурная проба
(3­4мин.)Задание для диагностики
пространственных представлений
(1­2мин.)«Физкультминутка
(4мин)Упражнение «Звуковые прятки»
Занятие №4
4
(3мин.)Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
(5мин.)Тренинг навыков школьного поведения
Шутов Саша
(2мин)Упражнение «Потопаем, похлопаем»
(9­10мин.)Упражнение «Складываем и считаем»
(2мин.)Физкультминутка (см. Занятие 3)
(3мин)Задание для выявления уровня зрительно­
моторной координации

5
Занятие №5
(4 ­ 5 мин.) Игра «Паутинка»
Шутов Саша.
(2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см.
Занятие 1)

(3 мин.) Упражнение «А в школе... »
(8 – 10 мин.) Упражнение «Цветные дорожки»
(2­мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Диагностическое задание «Автопортрет»
6
Задание №6
(3 – 4 мин.) Упражнение «Вежливые слова» (см.
Занятие 1)
(8 – 9 мин.) Упражнение на развитие
произвольности
(2 ­3 мин.) Физкультмитнутка
(3 – 4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие
1)
(7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
7
Занятие №7

(3 ­5 мин.) Упражнение «Передаем по кругу»
(7­ 8 мин.) Упражнение «Говорит один -
говорим хором»
(3 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»

(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Разрезные картинки»
8
Занятие№ 8

(3­ 4 мин.) Игра «Изобразим животных»
(5 мин.) Упражнение «Фигуры»
(3 ­4 мин.) Упражнение «Говорит один ­ говорим
хором» (см. Занятие 7)
(2 мин.) "Пальчиковая гимнастика
(4 мин.) Упражнение «Соединим точки по
порядку»
(2­Змин.) Упражнение «Фигурный диктант»
(1мин.) Физкультминутка
(6 ­7 мин.) Упражнение «Третий ­ лишний»
9
Занятие №9
(4 – 5 мин.) Игра «Летает - не летает»
(3­4 мин.) Упражнение «Фигуры» (см. Занятие 8)
(10 мин.) Упражнение «Разноцветные фигурки»

(5 мин.) Упражнение «Сортировка»
10
Занятие №10
(3 мин.) Игра «Дотроньтесь до...»
(2 мин.) Телесно­ориентированное

упражнение «Марионетки»
(8 – 10 мин.) Упражнение «Сложим
по образцу»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 8)
(3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая
восьмерка»
Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.
(5­7 мин.) Упражнение «Хорошо или плохо»
8)
Заключительный этап (см. Занятие 1)
11
Занятие №11
(3 – 4 мин.) Игра «Робот»
Шутов Саша
(4 – 5 мин.) Упражнение «Правильно -
неправильно»
(7 – 8 мин) Упражнение «Клеточный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Упражнение «Что в мешочках?»
(4 ­5 мин.) «Подарок Деда Мороза»
12
Занятие №12


кулак ­ ребро»


13
Занятие №13
(4 ­5 мин.) Игра «Пол ­ нос ­ потолок»
(5­6 мин.) Упражнение «Симметрия»
(3 мин.). Сеисомоторное упражнение «Ладонь ­
кулак ­ ребро»
(4 ­ 5 мин.) Упражнение «Что исчезло?»
(2 ­ мин.) Физкультминутка (см. Занятие 11)
14
Занятие №14

(4 – 5 мин.) Игра «Море волнуется»
(3 – 5 мин.) Игра «Отгадай»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Внимание – рисуем»
(2 мин.) Физкультминутка
(8 – 10 мин.) Рисование «Зимняя картинка»
15
Занятие №15
Шутов Саша
(4 ­5 мин.) Игра «Карусели»
(4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки» (см.
Занятие 3)
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
13)

(6 мин.) Упражнение «внимание ­­ рисуем!» (см.
Занятие 13)
(4 – 5 мин.) Упражнение «Узоры»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 13)
(4 ­ 5 мин.) Упражнение «Говорит один ­ говорим
хором»
16
Занятие №16
(3 ­4 мин.) Игра «Скажем наоборот»
(5 мин.) Упражнение «Складываем буквы»
(2 – 3 мин.) Упражнение «Угадаем цифры»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Отличительные
признаки»
(1 мин.) Физкультминутка
(2 – 3 мин.) Упражнение «Чужое слово»
(4 мин.) Упражнение «Точечный диктант»
17
Занятие №17
(4 – 5 мин.) Игра «Где мы были, вам не скажем, а
что делали - покажем»
(4 мин.) Игра « Пол – нос ­ потолок» (см. Занятие
12)
(2 – 3 мин.) Игра «Угадаем словечко»
(2 мин.) «Пальчиковая гимнастика» (см. Занятие
15)

(10 мин.) Упражнение
Четвертый ­ лишний»
(2 мин.) Физкультминутка(см.Занятие 15)
(3 – 4 мин.) Упражнение «Самолеты»
18
Занятие№18

(5 – 6 мин.) Игра «Броуновское движение»

(5 мин.) Упражнение «Кто кем был? Кто кем
будет?»
(5 мин.) Упражнение «Клеточный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка
(5 мин.) Игра «Запретное слово»
19
(3 ­ 4 мин.) Расслабляющий массаж головы,
ушных раковин, мышц лица
Занятие №19

(4 – 5 мин.) Игра «Земля – вода – воздух»
(3 мин.) Упражнения с карандашом
(6 мин.) Упражнение «Внимание ­ рисуем!» (см.
Занятие 13)
(3 мин.) Упражнение «Чем отличаются?»
(4 – 5 мин.) Упражнение «Домики»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 17)

(4 ­5 мин.) Упражнение «Посчитай­ка!»
20
Занятие №20
(4 – 5 мин.) Игра « Пар – вода – лёд»
(2 – 3 мин.) Сенсомоторное упражнение
«Лежачая восьмерка» (см.Занятие 10)
(3 мин.) Расслабляющий массаж головы, ушных
раковин, мышц лица, артикуляционные
упражнения (^ См.: Куликовская ТА.
Артикуляционная гимнастика для малышей. ­ М.:
Книголюб.) (см. Занятие 18)
(5 мин.) Упражнение «Ассоциативные цепочки»
(5 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 18)
(5­7 мин.) Упражнение «Сложим квадраты»
На столе каждого ребенка ­ набор деталей для
складывания одного из квадратов:
21
Занятие №21
(4 ­ 5 мин.) Игра «Запретное движение»
(8­10 мин.) Упражнение «Загадки»
На магнитной доске ­ плакат «Загадки».
Психолог описывает одну из картинок,
например:
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
(5 мин.) Упражнение «Необычные картинки»
(5 – 7 мин.) Физкультминутка
(5­7 мин.) Упражнение «Незавершенные

фигуры»
22
Занятие №22
3 – 4 мин.) Игра «Дотроньтесь до...»
(5 мин.) Упражнение «Божья коровка»
(8 – 10 мин.) Упражнение «Что следующее?»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 20)
(5 мин.) Упражнение «Закончим предложения»
(1 мин.) Упражнение на расслабление
23
Занятие №23
(4 – 5 мин.) Игра «Аист ­ лягушка - солдат»
(5 мин.) Упражнение «Сравнение
геометрических фигур»
(5­7 мин.) Упражнение «Что изменилось?»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 21)
(4 – 5мин.) Игра «Пол ­ нос - потолок» (см.
Занятие 2)
(5 – 7 мин.) Упражнение «Отличающаяся
картинка»
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
24
Занятие №24
(5 мин.) Игра «Заяц и волки»
(2 ­ 3 мин.) Сенсомоторное упражнение

«Лежачая восьмерка» (см. Занятие 10)
(2­мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
22)
(5 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним,
нарисуем»
(3 ­4 мин.) Упражнение «Один ­ много»
(2 мин.) Физкультминутка
(10 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных
палочек»
25
Занятие №25
(5­7мин.) Игра «Кто быстрее?»
(4 – 5 мин.) Упражнение «Кто так говорит?»
(5 – 7 мин.) Упражнение «Слушаем и
выполняем»
(2 мин.) Физкультминутка
(10 мин.) Упражнение «Мое ­ не мое»
26
Занятие №26
(5 мин.) Психогимнастическое упражнение
«Незнайка»
(2 мин.) «Пальчиковая гимнастика»
(5 мин.) У п р а ж н е н и е «Какое слово
лишнее?»
(3 мин.) Физкультминутка
(5­7 мин.) Упражнение «Угадай букву»

29
Занятие №29
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие
26)
(4 мин.) Игра «Да и нет не говорим»
(2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 26)
(3 мин.) Упражнение «Посмотрим, запомним,
изрисуем»
(7 – 10 мин.) Логические задачи «Домики»
Литература
Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в
экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. ­М., 2006.
Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском
дошкольном учреждении. ­М., 1994.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском
саду. ­ М., 2007.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. ­ М., 2005.
Ганичева И.В. Телесно­ориентированные подходы в коррекционной и
развивающей работе с детьми. ­ М., 2007.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. ­ М., 2006.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Н. Развиваем руки ­ чтоб и учиться, и писать,
и красиво рисовать. ­ Ярославль, 1998.
Детские загадки в кроссвордах. ­ М., 1993.

Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. ­
СПб., 2006.
Картинный словарь. ­ М., 2007.
Катаева Л.И. Коррекционно­развивающие занятия в подготовительной
группе. ­М., 2004.
Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. ­ М., 2008.
Куликовская ТА. Массаж лицевых мышц для малышей. - М., 2008.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ­ СПб., 1996.
Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс­программы подготовки и
развития. ­ СПб., 2006.
Никитин Б.П. Развивающие игры. ­ М., 2004.
Павлова Т.И. Диагностика готовности ребенка к школе. ­ М.,2006.
Петровский В А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. ­
М., 1993.
Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика. ­ СПб., 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. ­ М., 1993.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. ­ М., 2005.


План индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
с детьми, склонных к проявлению
агрессии в поведении
Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций.

Задачи:
1. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
2. Развитие эмоциональной сферы.
3. Развитие произвольного поведения и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Дата/№ План работы Наблюдение за ребенком в процессе работы
1. - снижение психоэмоционального напряжения
- развитие произвольного внимания;

1. Упражнение
«Вдох - выдох»

2. Упражнение
Беседа на тему «Мое настроение». Проговорить с ребенком о его настроении в данный момент, о его переживаниях, чувствах.
3. Упражнение
«Тише - громче»
Ребенку показывается красный и синий шарики и говорится, что если красный шарик можно топать ногами, если синий, то нужно стоять спокойно.
Повторить несколько раз.
3. Упражнение
Снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате, наблюдая за световыми эффектами. 2. - снижение психоэмоционального и мышечного напряжения,
- развитие внимания и произвольного поведения.
1. Упражнение
В сенсорной комнате под музыку «Шум дождя» ребенку предлагается поиграть с маракасом, имитирующий шум дождя.
2. Упражнение
Предложить ребенку нарисовать свое настроение.
Предложить ребенку рассказать почему у него такое настроение? И.д.
3. Упражнение
«Считаем до 10». Беседа о том, что не всегда можно решить конфликт кулаками, нужно все обдумать, а для начала можно про себя сосчитать до 10
4. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 3. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие внимательности, усидчивости;
- развитие эмоциональной сферы
1. Упражнение
Раскрашивание «Мандал»
2. Упражнение
Беседа о хорошем настроении.
- когда у меня хорошее настроение, то я…;
- когда у меня плохое настроение, то я …;
Подвести беседу к тому, что с хорошим настроением вся работа выполняется быстрее, очень много друзей появляется и т.д.
3 Упражнение
В сенсорной комнате наблюдение за звездным небом под спокойную музыку.
4. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 4. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
1. Упражнение
Закрепление знаний о положительном поведении и настроении
Предложить ребенку нарисовать его настроение. Проговорить, какое настроение у него сейчас.
2. Упражнение
Расслабление под спокойную музыку и световые эффекты.
3. Упражнение
«Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 5. - снятие эмоционального напряжения,
- развитие наблюдательности, внимания, воображения
1. Упражнение
«Снежки». Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.
2. Упражнение
Беседа «Какой Я…» Проговорить с ребенком о его настроении, поведении, о друзьях, родителях
3. Расслабление в процессе наблюдения за световым эффектом «Водопад»
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 6. - развитие внимания
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
- развитие мелкой моторики
- снижение психоэмоционального напряжения
1. Упражнение
«Рисуем 2 руками»
Предложить ребенку нарисовать дорожку на листе сначала правой, затем левой рукой.
2. Упражнение
«Зайчики». На звон бубенчика ребенок прыгает по ковру, на шум погремушки замирает. Повторить несколько раз
3. Упражнение
«На лесной полянке». В сенсорной комнате включены световые эффекты, предложить ребенку представит, что он лежит на лесной полянке, вокруг летают бабочки, недалеко шумит водопад и т.д.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 7. - снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие воображения,
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
1 Упражнение
«Выжимаем апельсин»
Предложить ребенку представить, что у него в руках сочный апельсин, нужно как можно сильнее сжать руку и выжить весь сок.
2. Упражнение
«Волшебные линии». Ребенок рисует в произвольном порядке линии, а затем ищет в них знакомые предметы, животных.
3 Упражнение
Беседа «Что хорошо, а что плохо»
- Помогать маме хорошо или плохо?
Ухаживать за домашними животными хорошо или плохо?
Валяться на улице в грязи хорошо или плохо? И т.д.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 8. - развитие внимания
- развитие коммуникативных навыков

1. Упражнение
«Кричалки- шепталки-молчалки»
Когда педагог поднимает красный шарик - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтый - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синий шарик -нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
2. Упражнение
Беседа на тему «Какой я, когда…». Беседа о настроении, поведении, дружбе. Подвести итог беседы словами, что нужно быть добрым, нужно дружить с детьми и не обижать их и т.д.
3 Упражнение
Расслабление под музыку «Шум моря» и пузырьковую колонну в сенсорной комнате.
4. Упражнение
Настольно печатная игра «Рыбки»
5. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 9. - развитие воображения
- развитие внимания, наблюдательности, памяти
- снятие психоэмоционального напряжения
1 Упражнение
«Попади в цель»
Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.
2 Упражнение
Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате.
3 Упражнение
Беседа на тему «Как вести себя, когда ты обиделся»
Проговорить, что в случаях, когда ты обиделся можно сосчитать до 10, мысленно выжать апельсин, глубоко вздохнуть и выдохнуть.
4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза. 10. - снижение психоэмоционального напряжения
- развитие внимания и памяти
- развитие произвольного поведения и самоконтроля
1 Упражнение
Рисунок «Моя семья», рассмотреть рисунок, спросить, кто нарисован на рисунке и т.д.
2 Упражнение
Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате и световые эффекты.
3 Упражнение
«Говори»
- Я буду задавать вопросы, а ты должен будешь отвечать только после того как я скажи волшебное слово «говори»
- Какое сейчас время года?
- Назови летние месяцы….. и т.д4. «Вдох - выдох»
Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

1 этап. Проведите логопедическое обследование и наблюдение за ребенком, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные, запишите их в виде заключения.

2 этап . Определите приоритетные задачи индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

3 этап . Определите зону актуального и ближайшего развития ребенка.

4 этап . Определите, какие задачи будут реализованы логопедом, воспитателем, родителями.

5 этап . Разделите каждое умение на составляющие его действия «Ступеньки», которыми ребенок будет овладевать постепенно.

6 этап . После того как ребенок овладел одним из умений, внесите в программу коррективы.

Индивидуальный план составляется сроком на 1 месяц. Далее его содержание дополняется или корректируется. Индивидуальный план должен быть записан в истории развития ребенка.

Оформление конспекта занятия

Титульный лист

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия, проведённого студенткой 3 курса ФКП ПГУ им. М.В. Ломоносова Ивановой Ириной Ивановной с группой детей с ФФНР 10.11.2010 г.

1 страница

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

4. Речевой материал.

5. План занятия.

6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя-логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приёмов).

Оформление дневника педагогической практики

Титульный лист

педагогической практики студента 3 курса ФКП

отделения логопедии ПГУ им. М.В. Ломоносова

Ивановой Ирины Ивановны

Педагогическая практика проводится на логопункте в СОШ № 10 г.Архангельска с 01.11.2007г. по 06.12.2010г.

Факультетский руководитель практики

Методист практики

Директор СОШ

Учитель-логопед

Адрес СОШ

№ телефона

1 страница

Примерная схема отчета-самоанализа по практике

    Общие сведения об учреждении, где проходила практика (№ СОШ, адрес, в каких классах работал (а)).

    Какие диагностические умения освоил (а), исходя из задач практики. Подробно проанализировать возникновение трудностей по овладению отдельными умениями, как с ними справился (справилась)?

    Какие приемы для установления контакта с детьми использовал (а). Приведите примеры.

    Какие специфические приемы использовались в работе с детьми.

    Проведение каких заданий оказалось наиболее трудоемким. Сколько времени уходило на обследование одного ребенка.

    Удалось ли уложиться в график работы, предложенной в плане практики. Когда и какие проблемы возникали?

    Общие впечатления студента о практике.

    Предложения к совершенствованию организации, содержания практики и руководства практикой.

1.3 Содержание деятельности студентов в период педагогической практики, проходящих ее в сош

1 Неделя

В первый день практики методист или учитель-логопед знакомит студентов с администрацией и педагогами школы, с режимом работы класса и расписанием логопедических занятий. Далее учитель-логопед демонстрирует оборудование логопедического кабинета, его оформление.

В последующие дни студенты изучают и анализируют основную документацию учителя-логопеда:

    список учащихся с недостатками речи;

    журнал обследования устной и письменной речи;

    журнал учёта посещаемости (групповых и индивидуальных) занятий;

    речевые карты;

    годовой методический план работы;

    перспективный план работы;

    поурочные планы работы на каждую группу;

    конспекты или развёрнутые планы логопедических занятий;

    рабочие тетради и тетради для проверочных работ;

    расписание занятий групп;

    паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий;

    годовой отчёт о работе.

В первую неделю практики также предполагается посещение и анализ студентами уроков учителя, работающего в классе для детей ТНР и логопедических занятий, проводимых учителем-логопедом. Обсуждение тем, целей, методов, приемов коррекционной работы, используемых учителем и логопедом при индивидуальной и фронтальной работе, оборудования логопедических занятий. Наблюдение за психологическими особенностями детей в процессе уроков, логопедических занятий и определение этапа коррекционной работы.

В конце первой недели практики студенты составляют график проведения уроков и индивидуальных логопедических занятий, готовят материалы для самостоятельного проведения обследования одного ребенка с патологией речи (приложение 2, 3, 4), готовят конспекты уроков.