Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых. Гимнастика для мышц шеи - Краузе Е.Н
Упражнения для мышц шеи
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь».
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для щек и губ
«Пузатый самовар».
Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.
Упражнения для языка
«Поднос».
Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.
«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».
Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.
«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.
Какой сок ты будешь пить?
В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».
Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка
Вносится игрушка Незнайка.
Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.
Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )
Определение позиции звука [с].
Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?
Звуковой анализ слова миска.
Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.
Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.
Синтез слова стакан.
- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. )«Разбросайте» звуки слова сок. Составь слово сок из букв.
Согласование существительных с прилагательными
Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. )Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).
Падежное управление
«Подскажи слово в чистоговорке».
Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).
Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).
Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).
Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).
Словообразование
Я учу свою сестренку.
Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами.
Основные правила гимнастики для артикуляционного аппарата
Слаженная работа органов обеспечивает четкую и ясную речь. Выработка кинем продолжается на протяжении всей жизни. Однако развивать речевой аппарат необходимо с раннего детства. Специально для этой цели разработана артикуляционная гимнастика.
Даже новорожденные малыши, не умеющие пока разговаривать, выполняют непроизвольные движения губами, издают лепет и невнятное бормотание. Это начало развития кинем, позволяющее сформировать у ребенка точное произношение звуков.
Чем раньше будет использована гимнастика, тем более грамотной и правильной будет речь. Специальный комплекс помогает укрепить мышечную ткань органов и совершать глотательные, мимические, а также жевательные движения.
Не стоит думать, что для правильной речи достаточно разрабатывать только мышцы гортани и рта. Современная артикуляционная гимнастика для дошкольников включает в себя также упражнения с использованием мышц лицевой части, плечевого пояса и грудной клетки.
Существует несколько правил, выполнение которых способно значительно повысить эффективность занятий:
- Выполнять упражнения следует ежедневно, не менее 3-4 раз. Длительность занятий не должна превышать 3-4 минут. В этом случае ребенок будет относиться к гимнастике, как к увлекательной игре, которая никогда не надоедает;
- Каждое задание нужно повторить не меньше 5-7 раз, чтобы малыш извлек из урока максимальную пользу;
- Статические упражнения делают в определенном положении. Занятия должны длиться около 10-15 секунд;
- Составляя комплекс гимнастики, необходимо варьировать степень сложности, переходя от простых заданий к наиболее сложным. Весьма полезной станет артикуляционная гимнастика в стихах, которая придаст занятиям форму игры и одновременно с речевыми навыками поможет развить ребенку память;
- Выполняя гимнастический комплекс, рекомендуется добавлять ежедневно новое упражнение. Однако не стоит торопиться, если у малыша не выходит одно из заданий. В этом случае необходимо подождать, когда ребенок сможет все упражнения правильно выполнять;
- Занятия будут продвигаться успешно, если малыш сидит с расслабленными руками и ногами, а также выпрямленной спиной;
- Для успешности разработки артикуляционного аппарата ребенок должен видеть лицо родителя, проводящего занятия, или логопеда, чтобы копировать мимические движения. Также следует выполнять задания перед зеркалом, чтобы ребенок мог точнее воспроизводить движения;
- Упражнения будут получаться легче, если начать гимнастику с разминки для губ.
Направления гимнастики
Условно артикуляционная гимнастика для малышей делится на пассивную и активную. При пассивной форме выполнять упражнения малышу помогает родитель или логопед. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Помощь при пассивной форме заключается в использовании шпателя либо ложечки, которыми следует подправлять движения язычка и губ.
Кроме того, упражнения могут быть динамическими и статическими. Во время статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.
Домашние упражнения рекомендуется выполнять, пока ребенку не исполнится 3-4 года. Обычно к этому времени у детей в достаточной мере формируется речь. Если произношение остается невнятным, необходимо обратиться к профессиональному логопеду, который составит программу занятий с малышом, опираясь на индивидуальные особенности его развития.
Примеры упражнений
Нередко маленький ребенок картавит, не в состоянии правильно произнести «р ». Артикуляционная гимнастика для звука р обучает произношению твердого и мягкого звука.
«Лошадка » укрепляет мышечную ткань языка и помогает отработать подъем вверх. Малыш должен улыбнуться, при этом приоткрывая рот. Не делая движений нижней челюстью, необходимо щелкать кончиком языка, воспроизводя звук цокающих копыт. Во время упражнения необходимо постепенно ускорять темп.
«Маляр » дает возможность отработать подъем языка, повышая его подвижность. Нужно улыбнуться с открытым ртом, а затем гладить небо кончиком язычка в направлении вперед-назад, касаясь внутренней части верхних зубов. Высовывать язык во время упражнения и двигать нижней челюстью нельзя.
«Грибок » учит поднимать язычок вверх, растягивая одновременно подъязычную уздечку. Необходимо улыбнуться с приоткрытым ртом, показав зубки. Затем язычок всей плоскостью плотно прижимают к небу, открывая при этом рот. Каждый раз необходимо стараться открыть рот шире.
Артикуляционная гимнастика для звука ш помогает избавиться от «свистящего» и невнятного произношения. Используют специальные упражнения, помогающие отработать все шипящие звуки.
Выполняя «Трубочку », нужно открыто улыбнуться, сомкнув верхние зубки и нижние. Удерживать улыбку желательно в течение 3-5 секунд. Затем губы, сложенные трубкой, вытягивают вперед и удерживают позицию 3-5 секунды. Зубы размыкаться не должны.
«Футбол » позволяет развить умение выдувать в нужном направлении воздушную струю. Складывают губы трубочкой и выдувают воздух, стараясь шарик из ваты загнать в определенное место при помощи одного выдоха. Нельзя надувать щеки.
Использование артикуляционной гимнастики для звука с позволяет научить малыша произношению всех свистящих звуков.
«Лепешка », упражнение, при помощи которого можно удерживать язык в широком и одновременно расслабленном положении. Рот нужно слегка приоткрыть, на нижнюю губу положив язык. Далее, язык пошлепывают губами примерно 5-10 секунд. Нужно следить, чтобы края языка соприкасались с уголками рта.
Хотя наиболее распространенной ошибкой речи считается неправильное произношение звуков «р », «ш», и «с», некоторые дети испытывают трудности со звуком «л ». С помощью артикуляционной гимнастики для звука л можно быстро справиться с проблемой.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Елена Копайгора
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица»
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки» )
Мастер-класс
на тему :
«Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять . Самомассажшеи и лица »
(для воспитателей, педагогов)
Подготовила и провела
учитель-логопед
Копайгора Е. Е
г. Долгопрудный
Цель : Познакомить воспитателей, педагогов с правилами выполнения «артикуляционной гимнастики » , научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми .
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе , тема которого «Артикуляционная гимнастика- как правильно её выполнять ».
Я сегодня вам покажу какие есть упражнения для языка и губ, которые подготавливают органы артикуляции к появлению того или иного звука.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то , что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика .
Гимнастика для рук , ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима . Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения , именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата , отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения , как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики , которую необходимо начинать с упражнений для губ.
Упражнения для губ
1. «Заборчик» . Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка» . Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка» . Чередование положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок» . Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок» . Втянуть щеки.
4. «Шарик» . Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка .
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать :
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево - вправо мой язык скользит лукаво :
Словно маятник часов покачаться он готов.
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь : вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
На логопедических занятиях я еще с детьми занимаюсь самомассажем органов артикуляции ,шеи и лица под музыку . Хочу показать вам самомассаж- лица и шеи .
Слова детей Выполняемые действия
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо своим теплом мы умываем
Грабельки сгребают
Все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки.
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки разминаем,
Чтобы улыбались
Мы теперь утятки – клювики потянем
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы щечки поднимаем
А потом от носа вниз к губам стекаем
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Мы язык за губу заворачиваем,
Кулачком по губе покалачиваем
За другую губу заворачиваем
И другим кулачком покалачиваем
Тянем подборок и к ушам щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем Растирание ладоней
Проводят ладонями по лицу сверху вниз Граблеобразные движения от середины лба к вискам
Растирание ушных раковин
Загибание ушных раковин, оттягивание их
Пальцы «перебегают» на щечки
Круговыми движениями разминаем щеки Большой и указательный палец разминают
верхнюю, а затем нижнюю губу
Вытягивание обеих губ вперед
Средние пальцы по очереди однимают,
то правый , то левый угол рта
Спиралевидные движения от носа к углам рта
Покусывание верхней и нижней губы, надуть щеки
Указательные пальцы поглаживают губы
Язык за верхней губой, стучим по нему кулачком
Язык за нижней губой, стучим по нему кулачком
Щипаем подбородок от челюсти к ушам
Поглаживание шеи всей ладонью к ключице
Я благодарю вас за внимание и вашу активность!
И думаю,что выполнение артикуляционной гимнастики не вызовет у вас трудностей, а самомассаж шеи и лица будете использовать в своей работе. с детьми.
Наша шея – очень уязвимая и важная часть нашего тела. Она связывает головной мозг и тело, через неё проходят все жизненно важные сосуды и нервы. Поэтому важно поддерживать здоровье шейного отдела позвоночника. А поможет нам в этом гимнастика для шеи, в которую входит целый комплекс упражнений.
Расставим приоритеты
Навряд ли много людей делает такую гимнастику специально. Люди вертят головой, потягиваются. Часто они бессознательно делают наклоны головы в стороны, когда долго сидят на одном месте. Это рефлекторные действия, направленные на разминку шеи.
Если знать, какие упражнения лучше всего помогут размять и укрепить шейный отдел, нам будет проще в такие моменты понять, что именно делать. И мы не будем бессознательно вертеть головой.
Как мы уже не раз говорили, важно знать, для чего мы делаем какие-либо вещи. Комплекс шейной гимнастики очень важен, что очевидно:
- Когда ярко выражена слабость мышц шеи, позвоночник испытывает лишнюю нагрузку под тяжестью головы. Это приводит к шейному остеохондрозу, защемлению нервов, то есть – боли и скованности в движениях. Если мышцы слабые, их нужно укреплять в обязательном порядке с малых лет. Это профилактика болей.
- Когда вы долго работаете (сегодня большинство так делают, 21 век – век сидения или лежания), мышцы затекают и затрудняют кровоток в голову и обратно в тело. Свежая кровь, насыщенная кислородом, поступает в мозг в недостаточном количестве – у вас появляется головная боль, головокружение, потемнение в глазах, мощное чувство усталости и огромное желание зазеваться. Как раз в такие моменты нужно встать и размяться. А если нет возможности – хотя бы выполнить ряд упражнений для шеи. Это профилактика инсультов.
- С годами подвижность суставов тела становится меньше. Этого можно избежать, если регулярно делать лечебный комплекс, чтобы суставы не забывали о своей подвижности. Вот вам еще один важный повод, чтобы разминать шею.
- Если у вас защемление, или остеохондроз, гимнастика для шеи спасет от болей и поможет забыть о головокружении и звоне в ушах. Это уже лечение.
А теперь давайте разберем, из каких упражнений состоит гимнастика для шеи. Основная нагрузка, которую будет испытывать шейный отдел – статическая. Главные упражнения для шейного отдела позвоночника состоят из 10 элементов. На видео представлен сам комплекс, а далее вы найдете подробное текстовое описание всех упражнений.
Комплекс упражнений для шеи
- Маятник.
- Пружина.
- Гусь.
- Взгляд в небо.
- Рамка.
- Факир.
- Самолет.
- Цапля.
- Дерево.
- Комплекс растяжки.
Мы долго искали наиболее действенный комплекс упражнений для укрепления шеи, и решили остановиться на варианте, предложенном остеопатами и неврологами. Названия упражнений отражают их суть.
Если вовремя выполнения какого-либо из упражнений у вас появляются болевые ощущения, сокращайте амплитуду движений. Если это не помогло – значит, это упражнение вам пока делать не следует.
Для слабой и больной шеи следует использовать только статическую нагрузку. Про динамику говорить рано. Да и вообще, она вредна в данном случае (кроме растяжки).
Все упражнения выполняются сидя, спина прямая. Делается все медленно и плавно. Это лечебный комплекс для укрепления шейного отдела позвоночника. Другая их роль – зарядка для шеи.
Маятник
Из положения «голова прямо» делаем наклоны в стороны. В каждом крайнем положении удерживаем голову по 7–10 секунд. В этом положении нужно немного тянуться, чтобы держать голову не было так легко.
Делаем наклон вправо. Возвращаемся на исходную, и без остановки идем влево. Делаем так 3–5 раз для каждой стороны.
Пружина
Из положения прямо пытаемся развернуть подбородок внутри к кадыку. При этом голова не опускается, а как бы проворачивается на одном месте. Держимся так 10 секунд. Затем возвращаемся в исходное положение, останавливаемся там на 1 секунду и тянем подбородок вверх. Голова снова на месте.
Таким образом, голова просто прокручивается вокруг своего центра вверх и вниз. Делаем 3–5 раз для каждого направления.
Гусь
Тянем подбородок вперед. Голова уходит вслед за ним. Затем с этого положения тянем подбородок сначала к левой части груди, держимся так 10 секунд. Возвращаемся в исходную, там замираем на 1 секунду, потом делаем то же самое в сторону правой части груди. Так по 3–5 раз к каждому плечу. Все эти развороты делаются из положения, когда голова вытянута вперед. И каждый раз мы возвращаемся в исходную позицию, выправляя голову в обычное положение.
Взгляд в небо
Из положения «голова прямо» делаем поворот головы в сторону, будто мы оглядываемся. Чуть задираем голову, будто мы увидели сзади в небе летящей самолет. Смотрим на него. Фиксируем голову в этом положении до 10 секунд. Возвращаемся в исходную, где замираем на 1 секунду. Поворачиваем голову в другую сторону. Делаем по 3 поворота в каждую из сторон.
Рамка
Сидим прямо, взгляд вперед. Правую руку кладем на левое плечо, локоть на одном уровне с плечом. Поворачиваем голову в сторону правого плеча и кладем на него подбородок. Сидим так 10 секунд, затем возвращаемся в исходную, опускаем руку. Поднимаем другую руку к другому плечу. Кладем подбородок уже в другую сторону. Таким образом, это упражнение, когда голова лежит на плечах.
В исходной позиции замираем на 1 секунду. Делаем по 3 повтора в каждую сторону.
Факир
Поднимаем руки и сближаем их ладонями друг к другу ровно над головой. От головы до основания ладони остается около 10–15 см. В таком положении поворачиваем голову влево, носом упираемся в бицепс руки. Сидим так 10 секунд. По пути в другую сторону задерживаемся в положении «голова прямо» на 1 секунду. Делаем 3 повтора на каждую сторону по 10 секунд.
Самолет
Разводим руки в стороны подобно крыльям. Держим 10 секунд. Опускаем, выжидаем пару секунд и снова расправляем руки. Делаем так 3 раза.
Затем, «ложимся на крыло», сначала на правое – делаем 2 раза по 10 секунд. Затем на левое. Тоже 2 раза. То есть, сначала вы наклоняете руки так, чтобы правая рука была выше левой (в таком положении самолет совершает повороты), затем наоборот.
Цапля
Руки разводим чуть назад, ладони развернуты к бедрам, будто вы собираетесь на них опираться сидя.
Голову задираем вверх, подбородком тянемся туда же. Сидим так 10 секунд. Возвращаемся в положение, когда руки на коленях, а голова прямо – отдыхаем так 3 секунды и снова изображаем цаплю. В этом упражнении ваша задача 5 раз быть похожим на цаплю.
Дерево
Руки поднимаем над головой пальцами друг к другу. Пальцы держим друг от друга на расстоянии 10 см. Голова при этом не шевелится, смотрит прямо. Держимся так по 10 секунд 3 раза. Не забываем в исходной точке останавливаться – это отдых и восстановление кровотока.
Выполняются все вышеперечисленные упражнения при болях в шее и в профилактических целях для ее тренировки. Статическая нагрузка – волшебно полезная штука.
Растяжка
В исходном положении правой рукой беремся за левую сторону головы и тянем ее вправо к плечу настолько, насколько это возможно. Фиксируем положение на 10 секунд в растянутой фазе. Возвращаемся в исходную и делаем то же самое в другую сторону второй рукой. Повторяем по 2–3 раза для каждой из сторон.
Затем помогаем руками тянуться вперед, захватывая голову в области затылка. Задача – подбородком коснуться груди. После этого, аккуратно и подконтрольно наклоняем голову назад.
Помогаем руками наклонить голову по диагонали вправо и влево. И, наконец, разворачиваем голову максимально вправо и влево.
Силовая нагрузка на шею – нужна ли она?
Есть и другие упражнения для шейного отдела позвоночника, связанные с использованием отягощений. Если вы не профессиональный спортсмен, в них нет смысла. Зачем нагружать сгибатели шеи блинами, когда можно обойтись и без этого.
Шею образуют те мышцы, которые дополнительно прокачиваются во время гиперэкстензии, становой тяги и прочих упражнений.
Причем статическая нагрузка намного полезнее, чем динамическая. Она позволяет укрепить мышцы шеи без риска повредить их. А вот травма шеи недопустима. Особенно если ваш шейный отдел и так чувствует себя не лучшим образом.
На этом основная лечебная гимнастика для шеи заканчивается. Делайте ее один раз в день, и с вашей шеей все будет в порядке!