Копилка знаний о фехтовании. Секреты физики меча

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Благородный, красивый, интеллектуальный, театральный, психологичный, романтичный - словом, самый лучший спорт. Дети это понимают лучше всех.

Фехтование - это один из видов единоборства, в котором используется спортивное оружие. Умение владеть оружием позволяет уравнять в силах людей разной физической подготовленности и комплекции.

В фехтовании решающим фактором в победе является способность к нестандартному мышлению и умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. В течение боя фехтовальщик мгновенно принимает множество самостоятельных решений.

Фехтование учит контролировать свои эмоции, заставляет импульсивных и вспыльчивых брать себя в руки, а застенчивых и сдержанных идти на определенный риск, на который трудно решиться в обыденной жизни.

Фехтование - творческий вид спорта, который позволяет личности свободно развиваться. В нём нет готовых рецептов. Есть только ноты, а музыку сочиняет сам спортсмен.

Высокий эмоциональный фон тренировки позволяет легко переносить физические нагрузки, тем самым развивая как специальную, так и общую работоспособность.

Вежливость, галантность, уважение к противнику - это манера поведения, которую воспитывает и поддерживает фехтование, благодаря присущим ему ритуалам проведения поединков. Перед началом боя фехтовальщики салютуют оружием, приветствуя зрителей, судью и противника. А после окончания поединка обязательно следует рукопожатие.

Фехтование - старинный вид спорта. Сквозь века до нас дошли романтизм, овеянный благородством героев произведений Александра Дюма, и лучшие рыцарские традиции.

Фехтование - это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться - и он остаётся с тобой навсегда.

Фехтование - это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия - рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности

Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.

Рапира - колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая - туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. "тактическая правота". Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

Шпага - тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят - туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является "тактическая правота".

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы - это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

В России интерес к "шпажному искусству" возник в начале XVIII века. В 1701 г. в Москве Пётр I организовал школу математических и навигационных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет, так называемая "рапирная наука". В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г. "рапирная наука" была также включена в учебную программу. Позднее при Московском и Казанском университетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавателей фехтования в России значительно возросло засчёт русских мастеров, воспитанников военных учебных заведений. С 1860 года в России начинают проводиться первые соревнования на звание Чемпиона России. В конце XIX и начале XX века в России издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых "руководств фехтования". В это же время русские фехтовальщики начинают участвовать в международных турнирах.

Мензурное фехтование

Своеобразная форма благородной дуэли-мензурное фехтование - было распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, особенно в студенческой среде. (Mensurfechten - фехтование в ограниченном пространстве). На лица дуэлянтов надевали очки с металлической сеткой. Грудь и шею защищали кожаный нагрудник и толстый шарф. В руках были прообразы сабли - "шлегеры" с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела - лицо соперника. В момент наступления усталости или ослабления внимания один из участников поединка пробивал защиту своего соперника, на лице которого появлялась резаная рана, а в последствии на этом месте оставался шрам. Как известно, шрамы украшают мужчину. В итоге оба дуэлянта уходили удовлетворёнными: победитель с ощущением триумфа, а побеждённый с признаком мужества на лице.

Как ни удивительно, и по сей день в студенческой среде Германии существует этот вид фехтования, который нельзя отнести ни к дуэльному, ни к спортивному. В современном виде мензурное фехтование (мензур) нельзя назвать спортом, так как в нём нет ни победителей, ни побеждённых; и в то же время это не дуэль, так как здесь не решаются спорные вопросы. Мензур не исключает возможности получения травмы, но не является самоцелью нанесения таковой. В Германии мензурное фехтование не запрещено ни государством, ни церковью. Благословение церкви было получено в 1988 году, а государство сняло свой запрет в 1953 году, который действовал с 1933 года.

В сегодняшнем уставе мензурного фехтования записано: "…целью мензура является воспитание мужества и уверенности в себе, и возврат средневековой традиции не является доказательством его реакционных тенденций, а только данью предкам". Что касается техники владения оружием и правил поединка, то отличительной особенностью искусства мензурного фехтования до середины XIX века являлось то, что оно было подвижным. Дистанция между противниками была такой, что бойцы могли наносить удары только с выпадом. Каждый имел право защищаться не только оружием, но и с целью избежать удара применять уклон (вольт). Бой (дуэль) проводился до первой крови одного из участников. В 1850 году были разработаны новые правила проведения поединков в мензурном фехтовании. Была сокращена дистанция и, вместо подвижного, фехтование превратилось в статичное. Уходы назад и уклоны корпусом были запрещены. Для защиты от удара оставалось только оружие. Но, по-прежнему, бой продолжался до "первой крови", то есть носил характерные особенности разрешения споров.

С тех пор правила немного изменились. Главное отличие заключается в том, что теперь установлена продолжительность поединка. Досрочно бой может закончится только в том случае, если одному из участников поранят лицо. Засчёт современных материалов, дополнительно усилена защита всего верхнего плечевого пояса, включая шею, и только лицо осталось, как и прежде, закрыто лишь очками с металлической сеткой. Сам характер поединка изменился, он потерял свою дуэльную направленность. Мензурное фехтование с этих пор перестало служить средством разрешения споров. Теперь это обряд посвящения в современные "рыцари", проба мужества и стойкости. По новым правилам соперникам во время поединка запрещается закрывать глаза. Боковые судьи пристально за этим следят. И если один из фехтующих в момент защиты от страха закрывает глаза, тест на мужество признаётся несданным, и бой останавливается.

Оружие, которым пользуются фехтовальщики, называется "шлегер" (schlager). В данном случае это "сабля", но если позволить себе вольный перевод, то его можно назвать "ударялкой", так как точно также на немецком языке будет называться и теннисная ракетка. В современном немецком языке слово «сабля» звучит почти так же, как и по-русски "sabel". Шлегер представляет из себя тяжёлое оружие. Он в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли.

fencim.com - This domain may be for sale!

Find the best information and most relevant links on all topics related to fencim.com. This domain may be for sale!

Fenciness | Just another WordPress.com weblog

Just another WordPress.com weblog. 11 Days and I’m ALL done! December 14, 2010. 8212; fencey @ 5:51 pm. Don’t be a hater. You, too, could be done with all of your holiday shopping with a little bit of organizing. Also, for those of you that just feel the need to walk through the stores and feel and touch everything. Get over it. We’re in the GREAT RECESSION and time is money. On-line shopping is the best invention since sliced bread, people! Here are some of my fave sites for gifts:. Happy Shopping for t...

Αθλητική Ακαδημία Ιωαννίνων - Τμήμα Ξιφασκίας

Only variables should be assigned by reference in /home/fencinga/public html/templates/carligian1.7/index.php. Έτοιμο και το καινούργιο μας πάτωμα να υποδεχτεί τους μικρούς ξιφομάχους 4-6 ετών που ξεκινάνε τις προπονήσεις τους τη Δευτέρα 28-09 και με νέα ώρα 19.00-19.45. Σας περιμένουμε! Στην αίθουσά μας οι προπονήσεις. Την Δευτέρα 07 Σεπτεμβρίου ξεκινάμε το πρώτο στάδιο της προετοιμασίας στις 6.00 μμ, στο γήπεδο "Ζωσιμάδες". Περισσότερες πληροφορίες Γεωργία Παναγιώτου 6972775488. Με απόλυτη επιτυχία πρα...

Bona valetudo melior est quam maximae divitiae". Mic istoric al scrimei. De ce sa alegi scrima? Sala de scrima UNEFS. Academia de scrima pentru copii 2010. Academia de scrima pentru copii "Academy Children"s Future Fencing" este destinata atat copiilor, cat si adolescentilor - tuturor tinerilor ce vor sa cunoasca secretele din arta scrimei. Federatia Romana de Scrima. Engarde - Curs scrima adulti. Kids Grand Prix-fencing epee.

Копилка знаний о фехтовании | Фехтование в Екатеринбурге

Копилка знаний о фехтовании Фехтование в Екатеринбурге. Группа Вконтакте - Копилка знаний о фехтовании Фехтование в Екатеринбурге. Группа постоена по типу общей площадки для обсуждения и обмена опытом, она не представляет какую-то одну организацию или клуб. Цель: обьединение усилий в накоплении знаний, опыта и навыков фехтования, помощь в обучении других. Историческое фехтование и реконструкция фехтования определённой эпохи. Сценическое фехтование (трюковое, артистическое, Саберфайтинг). Заметка - Коротк...

TimberPro - Huddersfield based Timber structure, decking and security fencing contractor

Committed to Quality, Service and continued Improvement". Huddersfield based Commercial Fencing, Decking, Timber Structure Build service. Private and Commercial contracts undertaken, covering Huddersfield, Halifax, Bradford, Leeds, West Yorkshire and wider areas. If you wish to contact us call on 07961 272 174 (No marketing or sales calls). Garden Office, Huddersfield. BBQ covered dining area. No need to wait for the next dry day before starting up the BBQ with this large timber framed shelter. Bespoke g...

Driveway Wrought Iron & Wooden Double Gates, Garden Gates, Railings

Welcome to Fencing and Gates the leading manufacturer. Ldquo; Fencing and Gates. We also manufacture custom made gates. We have been established for over 20 years and manufacture a wide range of products including all types of wrought iron-style metal gates, steel decking panels and garden rose arches. We also offer a wide variety of wooden gates and wooden driveway gates. For simple instructions on how to Measure for your new gate, go to our Gate Measuring page. CALL US ON: 01543 438217.

Если героические саги и ранние истории в стиле "фэнтези" при описании мечей уделяют главное внимание их украшениям, магическим качествам или «неломающейся суперстали», то более поздние авторы говорят, что настоящая тайна хорошего меча заключается в чем-то другом, а именно в балансе.
При описании меча постоянно наталкиваешься на определен ие «хорошо сбалансированный». Но информацию о том, в чем же действительно заключается хорошая балансировка меча, можно найти редко. Аспект, который мы сейчас рассмотрим, может быть назван «физикой меча», но в международной терминологии укоренился термин «гармония меча» (это относится к гармонической вибрации
меча, о которой вскоре пойдет речь).
В литературе по истории оружия до настоящего времени речи о гармонии меча почти не было.
Впрочем, это можно объяснить тем, что только в последние годы были действительно по этому поводу проведены исследования и эксперименты. До них меч рассматривался как предмет искусства и военно-исторических исследований, а высказывания о пригодности к бою и «эксплуатационных качествах» почти всегда были лишь умозрительными рассуждениями.
Благодаря усилиям многочисленных реконструкторов, кузнецов- оружейников и любителей мечей, до настоящего времени были опробованы и испытаны многочисленные образцы. Так о мечах были получены совершенно новые знания.
Хороший меч имеет твердый и стойкий клинок, который одновременно должен быть гибким и упругим.
В добавление к этому необходимо, чтобы он был правильно сбалансирован, иначе он будет неуклюжим, грубым, и им нельзя будет правильно фехтовать.
Плохо сбалансированный меч, например, совершенно не позволяет выполнять некоторые приемы, в то время как сбалансированное оружие поддерживает и ус иливает удары. «Если клинок меча имеет хорошие пропорции и соответствующую подвижность, то меч получает баланс, способствующий плавному движению вперед, не делающий его несподручным и неуклюжим. Таким образом, клинком легче управлять при фехтовании» - делает вывод шведский кузнецоружейник Петер Йонссон. Естественно, и в средние века не все мечи были идеально сбалансированы, и здесь имелись явные качественные различия.

Для баланса меча важными являются три фактора:
. общий вес меча,
. центр тя жести,
. распределение массы.

Общий вес меча, естественно, является очень важным фактором. К сожалению, о нем царят ложные представления. Они навеяны не только сценами в романах или фильмами, в которых простые смертные (в отличие от покрытых мускулами героев)
совершенно не могут поднять меча или поднимают его только двумя руками, но и высказываниями современных спортивных фехтовальщиков - по сравнению
с современной спортивной шпагой, управляемой кончиками пальцев и не причиняющей никаких ранений, средневековые мечи были, естественно,
гораздо тяжелее. К сожалению, часто и от историков можно слышать ложные высказывания относительно веса и баланса. Так, например, в остальном очень
хорошо сделанном документальном телевизионном фильме речь идет о весе 15-20 килограмм. Это полная нелепость! На самом деле мечи были намного легче. Логика подсказывает: в конечном счете, достаточно часто жизнь зависела от того, насколько легко и быстро можно было маневрировать мечом.
Исследования исторических мечей дают следующий средний вес:
. одноручные мечи (X-XV века) - около 1,3 килограмма,
. длинные мечи - от 1,5 до 2,0 килограммов,
. двуручные мечи - 3,0 килограмма.

Сценические мечи для шоу весят почти на 40 процентов больше, чем соответствующий острый меч («дешевые» мечи для шоу весят еще больше). Это связано с тем, что вместо острого лезвия у них имеются ударные кромки, толщиной от трех до четырех миллиметров.
Клинок, таким образом, имеет не оригинальное сечение, а гораздо более толстое. К сожалению многих реконструкторов, это оказывает влияние не только на общий вес, но и на баланс сценических мечей. Посетителям рынков предметов Средневековья чаще всего встречаются мечи для сценических боев. Они, само собой разумеется, путают их с «подлинными» мечами и, таким образом, получают ложное впечат ление о весе подлинного меча.
Хотя острые мечи гораздо легче, чем принято считать, я хотел бы подчеркнуть, что бой на мечах все же требует атлетической силы. Попробуйте как-нибудь в течение длительного времени в быстром темпе совершать точные движения рукой с весом в полтора килограмма (длинный меч). Нельзя забывать, что быть рыцарем - не только привилегия, но и в определенном смысле слова профессия. Большинство рьщарей ежед невно трениравались с оружием с самого раннего детства, ведь они были профессиональными бойцами! Поэтому становится ясно, что вес является только второстепенным фактором. Эксперт по фехтованию на мечах Ги Виндзор дает этому такое объяснение: «Важность баланса не может быть преувеличена: тяжелым, хорошо сбалансированным клинком управлять намного легче, чем легким, но плохо сбалансированным» (Windsor. S. 38)
Определение центра тяжести ясно: в этой точке оружие наход ится в равновесии. В зависимости от размеров и формы меча центр тяжести располагается в семи-пятнадцати сантиметрах ниже парирующих дужек. Если центр тяже сти смещен дальше в сторону клинка, то рубящий удар меча хотя и приобретает большую силу, но клинок по сравнению с другими становится неудобным, и таким мечом тяжело управлять. Если центр тяжести находится слишком близко от рукоятки, то, на первый взгляд, может показаться, что мечом легко управлять, но рубящий удар теряет силу, а клинок (прежде всего, острие) становится тяжело контролировать. К тому же тяжелая рукоять долго «тянет» руку, держащую меч. Итак, большое значение имеет то, чтобы центр тяжести располагался в правильном месте.

«Общий вес и масса на определенном расстоянии от центра движения -руки, управляю щей мечом, влияют как на скорость, так и силу удара меча», - заявляет Петер Йонссон. Поэтому и масса должна быть правильно распределена по всей длине меча. Впрочем, здесь можно установить большие различия в зависимости от метода применения. У меча, предназначенного только для ру бящих ударов, масса должна быть распределена по его длине относительно равномерно. У меча, предназначенного также и для ко лющих ударов, масса должна сосредоточиваться в области р у кояти, так как меч должен хор ошо у правляться движением одной ру ки. Даже если меч, масса которого сосредоточена у рукояти, имеет больший общий вес, чем другой того же сорта, то фехтовальщику он тем не менее покажется легче и удобнее.
Чтобы выровнять общий баланс, масса головки должна подбираться в соответствии с массой остального меча, как об этом говорил мастер меча Ханко Дёбрингер: «Если меч велик и тяжел, то и его головка должна быть тяжелой». Однако масса на
концах не должна быть слишком велика, в противном случае мечом будет трудно управлять.
Вот мы и разобрали три фактора: общий вес, центр тяжести и распределение массы. Кроме того, для гармонии меча важны и так называемые узловые точки. Клинок меча эластичен - он должен быть таким, чтобы упруго отражать удары меча противника.
При взмахах вибрации меча почти незаметны.
Грубо упростив, можно сказать, что при этом речь может идти о гигантском камертоне.


Если при ударе он встречает другой меч или щит, вибрации, естественно, становятся сильнее. Плохой меч начинает дрожать в руках, вибрации передаются
от клинка на рукоять. Хороший меч, напротив, прочно лежит в руке, так как свободные от вибраций зоны - узлы - расположены в правильных местах. «Обработка свободных от вибрации узловых точек является тай ной способного кузнеца-оружейника », - говорит об этом Петер Йонссон.

Первичные узлы называются также «ударными центрами» (УЦ) (любители мечей называют их в общении между собой «sweet spot» («мелодичными местами»). УЦ - это место клинка, где удар встречает сопротивление, обеспечивающее снижение удар ного действия на руку, держащую меч. Как видно по амплитуде на графике, свободные от колебаний узлы клинка находятся в гармонии с другими, вторичными узлами в рукояти, известными также как «точки резонанса». Это значит, когда меч в УЦ встречается с другим мечом, на точку резонанса колебания не передаются или почти не передаются.

В идеале на мече УЦ в зависимости от центра тяжести должен располагаться на трети длины клинка от острия. Точка резонанса должна находиться в рукояти за дужками крестовины в том месте, где ру ка держит меч. Тогда все равно, насколько сильным будет удар меча: его результат, передающийся на руку, держащую меч, будет относительно слабым.
Действие узловых точек эксперт по фехтованию на мечах Г и Виндзор объясняет таким образом: «Для того чтобы отрубить конечности, используют УЦ, но для быстрых рубящих ударов по голове - последнюю пару дюймов клинка. Лучший компромисс для общего применения длинного меча состоит в том, чтобы наносить удары областью, расположенной в трех четвертях длины вниз по клинку, как раз под УЦ. Это обеспечивает передачу достаточной силы, рассчитанный и контролируемый удар [приходящийся на руку, держащую меч, (Т.Л.)] и выбор, продолжать ли дальше движение или оттяжку клинка». (Windsor. S. 84).
Узловые точки на мече можно определить двумя простыми способами. Найти УЦ легко даже ребенку (и даже такому слабо чувствующему человеку, как я сам). Меч берут таким образом, чтобы клинок был направлен вертикально острием вверх. Потом свободной рукой бьют по головке, так, чтобы меч начал вибрировать.
Точку резонанса найти значительно сложнее, так как при этом вместо глаза придется положиться на осязание. Для его определения меч надо удерживать острием вниз, вес удерживается только большим и у казательным пальцами, а остальные просто лежат на рукояти. Слегка ударьте ладонью по головке, чтобы меч начал вибрировать, и попробуйте ощутить вибрацию пальцами. В месте на рукояти, где вибрация не ощущается или почти не ощущается, и находятся вторичные узлы. На рубящем м еч е такой узел располагается обычно в области у казательного, среднего или безымянного пальца. В отличие от этого, у колюще-рубящего меча он смещается возможно ближе к дужкам крестовины.
УЦ, как правило, находят уже при первой попытке, но для определения точки резонанса обычно требуется несколько опытов и развитое специфическое чувство.
Если сразу не получается, проведите рукой вниз и вверх по рукояти и попробуйте еще раз.
Как говорит кузнец-оружейник Джим Хризоулас, головка - еще одна критическая точка вибраций:
«Если клинок встречается с объектом, вибрации идут в доль клинка. В большинстве случаев они не влияют (или очень мало влияют) на меч в целом. Но иногда
они могут проявиться настолько серьезно, что клинок ломается в своем наиболее слабом месте. Это место находится, как правило, в соединении хвостовика и головки». Расклепанный хвостовик удерживает головку и, таким образом, скрепляет детали меча - клинок, дужки крестовины и трубку рукояти. Если ломается клепка, то в худшем случае меч может разобраться на составные части. Поэтому кузнец должен так рассчитать размеры и массу головки, чтобы она, с одной стороны, составляла необходимый противовес клинку, а с другой - была как можно легче, чтобы компенсировать эффект вибраций.

М, L или XL - «правильные» размеры меча

В этом месте я хотел бы затронуть еще один аспект, который хотя и находится на границе «физики меча», по моему мнению, именно здесь и должен быть поднят.
Чтобы было возможно наиболее эффективно управлять мечом, он должен соответствовать размерам тела фехтовальщика. Например, из Японии для определения размера катаны к нам перешло правило кулака: если свесить меч от подмышки, он должен слегка не доставать земли, а рукоятка должна быть почти в три раза длиннее ширины ладони.
Дошедшая до нас из книг по фехтованию информация по этой теме весьма скромна. Мастер меча Ханко Дёбрингер, например, высказывался только о длине рукояти. По его мнению, рукоять должна быть достаточно длинной для двух рук:
«Знай также, что хороший фехт овальщик должен прежде всего точно и уверенно управляться с мечом и д ержать его двумя руками между дужками и головкой.
Так держать меч намного вернее, так как у головки он будет удерживаться еще одной рукой. И он бьет намного сильнее и точнее, если рука накидывается на головку и участвует в ударе, так что колющий удар проникает сильнее, потому что фехтовальщик удерживает меч за головку. Когда же он наносит удар головкой, он никогда не сможет пройти настолько сильно и полно».
Мечей-бастрадов с более короткой рукояткой, при которой левая рука может охватить только головку, по мнению Дёбрингера, следует избегать.
Более длинная рукоятка прежде всего поддерживает эффект рычага при управлении мечом: если под правой р укой находится центр вращения, то перемещение левой руки влияет на изменение положения клинка без приложения силы (этот пример еще раз демонстрирует элементарные различия между одноручными и длинными мечами).
Один из немногих средневековых фехтовальщиков на мечах, немногим более писавших о длине меча, был мастер Вади. По его мнению, двуручный меч должен доставать от пола до высоты плеча. Головка должна быть круглой, чтобы удобно лежала в сжатой руке. Длина рукояти должна составлять пядь (пядь измерялась длиной от локтевого сгиба до запястного сустава). Дужки крестовины в сечении должны быть квадратными, прочными и настолько длинными, насколько рукоять и головка вместе взятые, чтобы обеспечить оптимальну ю защиту рук. Концы дужек крестовины должны быть острыми, чтобы ими можно было «ранить и резать». Такие заостренные дужки крестовины изображены на некоторых гравюрах фехтовальной книги Тальхоффера, но поскольку ни одного экземпляра не сохранил ось, из этого мы можем заключить, что они были относи тельно редкими.

Выводы вроде тех, что сделал мастер Вади, как уже упоминалось, очень редки. Другие мастера защиты, кажется, считали само собой разумеющимся, что их читатели владеют основами фехтования на мечах и достаточно хорошо в них разбираются, чтобы выбрать себе подходящий меч (мастер Рингэкк, например, намекнул, что только читатель с уже имеющимися основными знаниями сможет правильно интерпретировать стихи-памятки) . Современный эксперт в области фехтования на мечах Ги Виндзор рекомендует для длинного меча такие размеры:

Общая длина должна быть приблизительно от пола до грудины.
. Длина рукояти должна составлять от двух с половиной до трех размеров ширины ладони.
. Длина дужек кр естовины должна равняться от одной до двух длин ладони.
. Центр тяжести должен находиться в трех-пяти пальцах (по шири не) под дужками крестовины.