Эффект интеграции основных сторон подготовки спортсменов обеспечивается. Интегральная подготовка спортсмена

Интегральная подготовка направлена на.координацию и реали­зацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства - технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготов­ленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в ло­кальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сто­рон "подготовленности, качеств и способностей, цель которого - обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявле­ния всех многообразных составляющих, в совокупности определя­ющих успешность соревновательной деятелвности.

В качестве основного средства интегральной подготовки высту­пают соревновательные упражнения избранного вида спорта, вы­полняемые в условиях соревнований различного уровня.

Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного ха­рактера, максимально приближенным по структуре и особенно­стям деятельности функциональных систем к соревновательным.

Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо фор­ме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.

В сложно координационных видах спорта, единоборствах и осо­бенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психи­ческих проявлений обусловливают необходимость выполнения ис­ключительно больших объемов тренировочной работы аналитиче­ского характера, связанной с совершенствованием отдельных при­емов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их " -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требу­ет специального и целенаправленного совершенствования. Напри­мер, в спортивных играх главным средством интегральной под­готовки является специально организованная и управляемая дву­хсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-так­тических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготов­ки наряду с общей направленностью, предусматривающей комп­лексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:

Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;

Совершенствование групповых технико-тактических действий;

Совершенствование командных технико-тактических дейст­вий;

Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

Совершенствование способности к переключению максималь­ной двигательной активности на периоды относительного расслаб­ления с целью обеспечения высокой работоспособности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:

Облегчение условий за счет применения различных модели­рующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;

Усложнение условий за счет ограничения размеров площад­ки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» про­тивником и др.;

Интенсификацию соревновательной деятельности посредст­вом увеличения ее продолжительности, размеров поля или площад­ки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Кривенцов, Ю.Смирнов

Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка, Россия

Современная концепция подготовки спортсменов высших категорий рассматривается с позиции теории деятельности и опирается на принципы системного подхода. Но неоднозначно, а порой и некорректно интерпретируются отдельные положения, что приводит к разногласиям среди специалистов по принципиальным вопросам методологического характера. Многие из которых касаются непосредственно технологии процесса спортивной подготовки. Ключевой является проблема интегральной подготовленности и управления ее развитием.

На сегодня интегральная подготовленность (И.П.) не имеет строгого и однозначного толкования, а содержательная сторона недостаточно изучена. Поэтому исследование ее необходимо проводить в аспекте системного образования, т.к. предмет выражает суть процесса адаптации и развития. Причем, приспособление к предметной деятельности идет путем опережающего развития всех структурных компонентов и создания оптимального функционального резерва, соответствующего требованиям достижения прогнозируемого конечного результата.

Задача - выявить компоненты, которые определяют структуру интегральной подготовленности и установить опосредующие звенья, обуславливающие устойчивость и прочность ее функционирования.

Методы. В основу системных исследований включены три класса иерархически организованных формальных свойств и способностей, которые относятся к разным уровням и представляют трехмерное пространство состояний спортсмена. Программа тестирования содержала комплекс показателей физического развития, специальных двигательных качеств, двигательно-координационных и специальных стрелковых способностей, характеризующих моторный потенциал (векторное поле 110 порядка); совокупность параметров ведущих систем, обеспечивающих моторную активность: морфологические, физиологические, эргометрические, биохимические (векторное поле 54 порядка); комплекс показателей, характеризующих свойства нервной системы, свойство личности, психодинамические способности, психические процессы, выраженность волевых качеств (векторное поле 59 порядка) позволяла диагностировать уровень и меру реализации моторного потенциала при нагрузках разной напряженности. Анализу подвергнуты результаты диагностирования биатлонистов в количестве 125 человек, 18-25лет, имеющих квалификацию МС. Обработка производилась как в целом группы, так и для каждого испытуемого индивидуально с привлечением корреляционного, факторного и регрессионного анализа. Для распознания признаков использовали метод таксономии. Значимость факторов оценивалась по критерию Фрахтеса, достоверность коэффициентов корреляции и значений различий осуществлялась по критерию Стьюдента (параметрические признаки), критериям Вилкоксона и Ван дер Вардена (непараметрические признаки).

Обсуждение. Полученные данные факты подтвердили гипотезу о том, что И.П. есть системное образование, которое выражает суть процесса развития и самоорганизации и предполагает иерархическое ее строение, являясь стержневым понятием в системном анализе спортивной деятельности. Принцип иерархии реализуется в последовательном переходе от низших структурно-функциональных уровней множества ее компонентов к высшим структурным образованиям. В результате последовательного взаимодействия опосредующих звеньев, принятия ими характера функционального взаимосодействия образуется новое интегральное качество, которое может характеризоваться по длительности состояний, степени активированности опосредующих звеньев, уровню развития двигательных способностей, прочности и устойчивости связей в условиях напряженной мышечной деятельности. Свойство интегрированности является определяющей чертой, охватывающей иерархические уровни моторной, биологической и психологической организации человеческой индивидуальности. Это придает состоянию системы стабильность функционирования и взаимосодействия структурных компонентов. В этом смысле логично говорить о функциональной системе, рассматривая ее в пространственно-временном диапазоне. Отсюда, интегральная подготовленность понимается как состояние целостности избирательно вовлеченной совокупности разноуровневых свойств и способностей человеческой индивидуальности, которые, актуализируясь в конкретной спортивной деятельности, принимают характер функционального взаимодействия и определяют ее новое качество. Основной функцией И.П. является опережающее отражение требований предметной деятельности, т.е. система внутренних условий деятельности, проявляясь в ней, обеспечивает опережающее развитие всех структурных компонентов и направлена на создание оптимального функционального резерва и преобразование конечного результата.

Интегративная характеристика свойств и способностей выражается существующими между ними как однонаправленной равновероятной значимостью связей (R і 0,90; P < 0,01), так и многозначной разновероятными отношениями (R =0,35-0,95; Р< 0,05-0,01). Прочность и устойчивость взаимосвязи в динамике обуславливается системой внутренних признаков. Логически вырисовывается схема анализа И.П. в характеристике спортивной деятельности, включающей четыре стороны сложного образования: 1) алгоритм формирования структуры И.П.; 2) внутренние условия деятельности; 3) процессуальная сторона (процесс обучения и развития); 4) результативная сторона деятельности (собственно соревновательная). Деятельность имеет целеполагающее начало в виде структуры мотивов, конечного результата - цели, направлена на преобразование своего предмета.

Выводы.

1. Интегральная подготовленность - это частный случай самоорганизованной, динамической системы, состоящей из гибко детерминированных разноуровневых индивидуальных свойств и способностей, включающих уровни моторной организации (педагогические характеристики двигательных действий); биологические уровни организации - морфологические, физиологические, биохимические, обеспечивающие оптимальный резерв функционирования системы; психологические уровни организации, детерминирующие нейродинамические, психодинамические состояния и психические процессы) выполняющие функции пускового механизма и регулятора деятельности спортсмена.

2. Во всех матрицах наблюдается полимерная взаимозависимость показателей, отражающих И.П. в различных режимах мышечной деятельности. В условиях средней нагрузки компонентный состав и количественная мера связей между разноуровневыми показателями изменяется незначительно (R=0,02-0,18; Р > 0,05). При значительных, особенно максимальных, нагрузках наблюдается тенденция к сосредоточению ведущих функций, усилению степени их воздействий, отмечаются изменения в компонентном составе, нарушается упорядоченность структуры, векторы взаимосвязей приобретают неопределенные контуры. Усиливается влияние тех подструктур, которые опосредуют прочность и устойчивость деятельности в напряженных условиях (R > 0,78; Р < 0,01).

3. В конкретных условиях спортивной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, обуславливающие прочность и устойчивость функционирования системы, выступают как консервативные признаки: частная конституция тела, структура мышц, тип нервной системы, психические процессы, так и приобретенные способности: свойства личности, состояния моторной, волевой и эмоциональной активности.

4. Моделирование И.П. предполагает следующий алгоритм действий: анализ информации, определение опосредующих звеньев и номенклатуры показателей, определение структуры и уровней, установление внутренних условий деятельности, разработку целевой программы, направленной на обеспечение опережающего развития и создания оптимального функционального резерва, процесс, контроль, коррекцию, результат, цель. Учет комплекса условий, определяющих формирование и реализацию И.П., имеет важное значение для повышения качества управления технологическим процессом, более яркого проявления индивидуальности и гармонизации совершенствования.

СПРИНТЕРА

Все достижения спринтера: физическая, психологическая подготовка, технические навыки, опыт, знания - должны быть осуществлены в целостном выполнении данного вида спорта. И существует лишь один путь, ведущий к этой цели – постоянное воспроизведение различными способами усвоенных данных.

Спринтер должен учитывать при выполнении упражнений все особенности своего вида легкой атлетики, условия должны быть максимально приближены к условиям состязаний. Например, бег со скорость, намного ниже соревновательной, уже нельзя считать интегральным упражнением.

Множественное выполнение спринтером своего вида спорта, в общем, с сохранением в неизменности всех его нюансов - это интегральная подготовка. На практике её называют беговой подготовкой. Наивысшая форма интегральной подготовки - это соревнования, как официальные, так и тренировочные. Упражнения интегрального характера должны выполняться в диапазоне от соревновательной до близкой к ней интенсивности.

Главными задачами интегральной подготовки являются:
1. Основание фундамента. Интенсивность по частоте сердечных сокращений (ЧСС) - от 140 до 170 ударов в минуту, от максимальных усилий - 75-90%. В течение подготовительного периода необходимы ежедневные тренировки;

2. Повышение уровня подготовленности. Интенсивность по ЧСС - 180-190 уд/мин, от максимальных усилий - 85-100%. Тренировки два-три раза в неделю или ежедневно в течение предсоревновательного и соревновательного срока;

3. Сохранение достигнутой формы на необходимом уровне. Интенсивность по ЧСС - 160-180 уд/мин, от максимальных усилий - 50-80%. Тренировки должны проходить от 2 до 3 раз в неделю в течение всего специально-подготовительного периода;

Выделяют две стадии подготовки спринтера: аналитическая и интегральная. Аналитическая стадия подразумевает выполнение специальных упражнений, тренировку спринтера в беге, улучшение некоторых показателей. Интегральная подготовка подразумевает подготовку спринтера к работе в его виде спорта в целом.

Важнейшей частью подготовки учеников является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного игрока уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма ученика, воспитание необходимых качеств личности.

В спортивной игре выделяют следующие разделы (стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.

Техническая подготовка - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей учеников. Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.

Тактическая подготовка - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.

Физическая подготовка - направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки учеников. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида игр.

Психическая (Психологическая) подготовка - направлена на воспитание личности ученика, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.

Теоретическая (Интеллектуальная) подготовка - направлена на повышение интеллектуального уровня ученика, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки учеников. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.

Интегральная подготовка - направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности ученика - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Еще одно определение, предложенное Д.И. Нестеровским, является более конкретным и точным по смысловому содержанию - "Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности" .

Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только, как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки учеников - спортсменов.

Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, интегральная, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Для этого сами соревнования используют в тренировке, как необходимую разновидность ее плановых "занятий".

Для этого существует только один путь - многократное повторение учеником различными методами соревновательных упражнений. Обязательным является выполнение своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий. Интегральная подготовка - это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной.

Здесь важно добиться реализации всего изученного - то есть слить воедино технико-тактическое мастерство, физические и психологические качества.

Поэтому ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке 2-х видов подготовки:

  • 1. Физической и технической (специально подготовленные упр.)
  • 2. Технической и тактической (специально подготовительные упр.)
  • 3. Физический - технический - тактический (соревновательные упражнения, игры полным, уменьшенным составом) контрольные игры, соревнования.

Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования (тренировочные и официальные).

Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвязи: физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия учеников между собой в командных играх, что необходимо учитывать в тренировочном процессе.

На заре спортивных игр стремление лучше играть привело к необходимости предварительной подготовки, особенно перед участием в соревнованиях. Это выражалось в обучении приемам игры, освоении правил соревнований, проведении двусторонних игр, контрольных игр с другими командами.

Накопление опыта, обобщение результатов научных исследований привело к становлению методики тренировки и выделению ее разделов - технической, тактической и физической подготовки, а в дальнейшем - психологической и теоретической (интеллектуальной) подготовки.

В настоящее время совершенствование тренировочного процесса по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической) подготовке, по технико-тактической подготовке, написание методических материалов, учебных пособий и т.п.

Опыт показывает, что совершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревновательной деятельности. Требуется длительное время, чтобы "дифференцированные эффекты" тренировки существенно проявились в эффективности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (участия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сократить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.

Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каждом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двухсторонних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Это конечно произойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.

Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции - процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Значение данного процесса настолько велико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особенно наряду с другими выделяется специальный раздел - "Интегральная подготовка".

Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов.

В достижении спортивного результата в спортивных играх условно можно выделить три ступени.

Первая ступень: уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры).

Вторая ступень: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.

Третья ступень: реализация технических приемов через тактические действия, что и отражается на результате. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у ученика возможности максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.

Положение усложняется тем, что в арсенале учеников-игровиков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор командности, требующий согласованности действий учеников - игровиков.

Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по спортивной игре.

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых действий учеников и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки - методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в игровых действиях.

интегральная подготовка спортивная игра

Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (сопряженно); упражнения в чередовании различных по характеру.

Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что "нарабатывается" в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты).

Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.

Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки учеников в игровых видах спорта.

В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть "блок взаимосвязей" внутри и с другими видами подготовки.

Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.

Таким образом, содержание и структура соревновательной деятельности являются исходным фактором для построения структуры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в игровой и, в конечном счете, в соревновательной деятельности.

На основе положений об интегральной подготовке и модельных упражнений можно выстроить систему тренировочных, интегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в освоении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения - на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения - утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).

Таким образом, в интегральной подготовке в спортивных играх осуществляется взаимосвязь, комплексное проявление всех сторон подготовки спортсмена (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и т.д.).

Все рассмотренные выше виды подготовки реализуются в тренировочном процессе и воплощаются в тренировочной и соревновательной деятельности в целостном избранном виде спорта. Н.Г. Озолин в работе «Молодому коллеге» (1988) называет это «многократной тренировкой в избранном виде спорта в целом с сохранением всех его особенностей» или интегральной подготовкой. Это то, что в практике называют игровой, беговой, лыжной и т.д. подготовкой.

Интегральная подготовка - это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель - обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности.

Рис. 9.

Специалисты указывают, что в качестве основных средств интегральной подготовки выступают: соревновательные упражнения избранного вида спорта , выполняемые в условиях соревнований различного уровня, и упражнения специально-подготовительного характера, которые но структуре и особенностям деятельности функциональных систем максимально приближены к соревновательным (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.).

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки широко используются следующие методические приемы:

  • облегчение условий выполнения упражнений за счет применения различных моделирующих устройств;
  • усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.);
  • организация соревнований с более слабым (сильным) или «удобным» («неудобным») соперником;
  • принудительное лидирование или гонки за лидером;
  • интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности, уменьшения числа игроков в команде, увеличения продолжительности соревновательной деятельности и др.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние называется спортивной формой и определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Одним из показателей состояния спортивной формы и является уровень интегральной подготовленности спортсмена.

А.А. Васильков в числе основных критериев интегральной подготовленности спортсмена выделяет:

  • результаты ответственных соревнований (стартов);
  • адаптационные возможности организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок и интенсивность восстановительных процессов;
  • общее состояние здоровья.

Важно, что контроль за интегральной подготовленностью позволяет не только оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям, но и соответствие тренировочных программ его адаптационным возможностям.

Специалисты едины во мнении о том, что значение интегральной подготовки в сложнокоординационных видах спорта , особенно в спортивных играх, достаточно велико. Многообразие и сложность технико-тактических приемов, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения очень больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Чтобы футбольная (волейбольная, баскетбольная) команда успешно выступала на соревнованиях, она должна много играть в течение всего годичного цикла тренировки. Никакие специальные и дополнительные упражнения на технико-тактические навыки или физические качества нс смогут заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в двусторонней игре устанавливается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между игроками, совершенствуются технические навыки и тактические действия («наигрываются» комбинации), воспитываются морально- волевые качества (чувство ответственности за команду, подчинение личных интересов ее интересам, чувство товарищества и т.д.).

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку в спортивных играх только к двусторонним играм и соревнованиям, так как в ней выделяют целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими результат игровых действий спортсменов и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. В этой связи может быть выстроен алгоритм интеграции в спортивных играх (рис. 10).


Рис. 10.

Ю.Д. Железняк рассматривает интегральную подготовку как пространство, где спортсмены «... научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты)».

По его авторитетному мнению, трансформация тренировочных эффектов в результативные игровые действия достигается посредством: во-первых, сопряжения компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в- третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.

На рис. 11 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, когда в каждом виде подготовки должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.

Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.


Рис. 11.

Выделяя значение игровой деятельности как формы интегральной подготовки в баскетболе, Ю.М. Портнов отмечает, что основная задача в этой игре состоит не столько в том, чтобы добиться победы над соперниками-партнерами, сколько совершенствовать тактическое мышление, по-новому видеть и понимать ситуации, пути и способы их решения, взаимодействия с партнерами. Важно, что игровая подготовка дает существенные результаты, когда ее материалом является сложный синтез структуры соревновательной деятельности, конфликтные ситуации и решения, различные технико-тактические нововведения, увеличенный объем информации.

Н.Г. Озолин обоснованно разделяет всю подготовку на аналитическую и интегральную части, подчеркивая особенности их соотношения в общем объеме годичной подготовки в различных видах спорта (табл. 17).

Таблица 17

Соотношение аналитической и интегральной части подготовки в циклических видах спорта и спортивных играх

Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только временем в годичном тренировочном цикле, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и психических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, гем меньшим должен быть объем интегральной подготовки, тем шире используются аналитические упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и специальные упражнения.

К проблеме интегральной подготовки в видах спорта циклического характера однозначного отношения специалистов не прослеживается. Так В.Н. Платонов считает, что она не стоит очень остро в беговых видах легкой атлетики: бег на средние, длинные и свсрхдлинныс дистанции, в спортивной ходьбе и лыжных гонках, где арсенал технических приемов и тактических действий ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближена (по форме, структуре и особенностям функционирования систем организма) к соревновательной.

Напротив, Н.Г. Озолин и В.А. Лалиашвили отмечают существенное значение интегральной подготовки в циклических видах спорта, где передвижения с разными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивают высокую тренированность и значительные спортивные результаты. Они убедительно опираются на постулат известного финского стайера, рекордсмена мира, П. Нурми: «... для того, чтобы бегать, надо бегать и бегать».

В отличие от спортивных шр, где основным средством инте- гральной подготовки является шровая и соревновательная деятельность, в легкой атлетике, наряду с собственно беговой работой в соревновательных условиях, повышается роль специально- подготовительных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Они способствуют направленному воздействию на тс или иные системы организма и, решая задачи развития физических способностей, совершенствуют техническое мастерство.

Специально-подготовительные упражнения по силе воздействия должны быть идентичными соревновательному упражнению или же несколько превосходить его. Только при этом условии возможен положительный перенос тренированности. Чем меньше специально-подготовительные упражнения отличаются от соревновательного, тем они более эффективны. Например, для спринтеров - это бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с ходу и со старта, бег с гандикапом и т.п.

Они могут избирательно воздействовать на отдельные звенья тела спортсмена - упражнения локального воздействия; могут также воздействовать на весь организм в целом, т.е. повторяют в тех или иных (облегченных, утяжеленных) условиях тренировочного процесса соревновательные упражнения в целом - это упражнения глобального воздействия.

Специалисты в области подготовки лыжников-гонщиков (О.М. Аксенов, И.М. Бутин, Г.П. Петренко и др.) так же отмечают важную роль интегральной подготовки, выделяя ее критерии:

  • быстрая врабатываемость организма и способность быстро переключаться с одного уровня деятельности на другой (менять ритм, темп, скорость передвижения);
  • ускоренное протекание восстановительных процессов как в ходе занятия между отдельными повторениями, так и от занятия к занятию;
  • высокая стабильность и вариативность техники способов передвижения при меняющихся условиях скольжения и рельефа;
  • улучшение специфических восприятий лыжника-гонщика - «чувство лыж», «чувство скорости», «чувство снега» и т.д.;
  • увеличение диапазона волевых усилий - способность переносить длительные и интенсивные нагрузки в тренировочный и соревновательный периоды и т.п.

При этом важно отметить, что в любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования спортивного мастерства.