Боевые искусства ушу. По Пути дракона

За последние полгода в Петербурге было проведено несколько чемпионатов по боевым искусствам Ушу и Кунг-фу (кстати, в европейским обиходе эти названия, будучи разными определениями одного и того же явления, часто разделяются).

Именитые ушуисты, среди которых присутствовали многократные чемпионы России, Европы и Мира, демонстрировали зрителям красочные Таолу (комплекс формальных упражнений), «железную рубашку» (практика «жесткого цигуна»), фул-контактые боевые спарринги, вызывая одобрительный гул зала, возможно заставляя вертеться в гробу не один десяток классиков некогда мощнейшего боевого искусства планеты.

Вероятно, ироничная поговорка «Не путайте Ушу с распространённым в нашей стране одноимённым видом спорта» как нельзя лучше отражает положение, в котором сегодня оказались боевые искусства Востока. Современные представления об Ушу, Каратэ, Тхэквандо подчас кажутся просто апофеозом заблуждений: на сайтах даже именитых традиционных школ, всерьёз ведут речь о «десяти смертных грехах в буддизме», о том, что Ушу – это китайская оздоровительная гимнастика, а Кунг-фу – борьба, что все боевые искусства придумали монахи Шаолиня, и другие не менее курьёзные анекдоты, приводящие в замешательство любого, кто интересовался этой темой чуть глубже уровня современного кинематографа.

За некоторым исключением, не лучше обстоят дела и на практике. Нередко демонстрирующего мастерство владения собственным телом ушуиста в спарринге легко «выносит» любой начинающий боец Муай-Тай и не обладающий какими-либо особыми навыками уличный «быдляк». На спортивном же ринге Ушу превратилось либо в бессмысленный «танец с саблями», либо в кик-боксинг, не имеющий ничего общего с уникальной системой психофизического тренинга, которая некогда наделяла тело бойца сверхъестественными для обычного человека способностями.

О том, почему мощное боевое искусство превратилось в выхолощенную спортивную дисциплину, корреспондент «Нашей Версии на Неве» поговорил с известным в Китае и Европе мастером традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао, который гостил в Петербурге в конце августа и встречался с представителями традиционных школ Северной столицы.

– Шифу (учитель – Ред.), вы много путешествуете по миру, доводилось ли видеть, как под эгидой Ушу не ведающей публике в лучшем случае показывают хороший рукопашный бой?

– Это явление повсеместно, оно происходит не только в России, но и в странах Европы, и в Китае. Всё вполне объяснимо: организаторы соревнований требуют зрелища, следовательно любое выступление должно соответствовать трём условиям: высоко, быстро, сложно. Но это не имеет никакого отношения к истинному боевому искусству. В традиционных стилях необходимо знать, для чего ты делаешь ту или иную Таолу. Ведь по сути дела, это тот же «бой с тенью». Ученик должен знать, что любое её движение имеет практическое применение, неважно удар это, захват или бросок. Спортсмен же просто театрально копирует движения. Спорт не ведает применения, он не уважает традиции, поэтому превращается в полную бессмыслицу.

Тот, кто знает соревнования, не знает применения тех движений, которые он так красиво делает. А кто знает применение, не будет участвовать в таком соревновании. Поэтому то, что вы видите – это не более чем акробатика. Человек, владеющий боевым искусством, просто не может так высоко и сложно прыгать, так выгибаться, так приземляться, ему это не нужно, это не имеет никакого практического смысла.

– Почему, на ваш взгляд, Ушу превратилось в спортивную дисциплину?

– Это связано с политическими событиями. Процесс начался после создания Китайской Народной Республики в 1949 году. Примерно с 1953 года наше правительство начало говорить, что традиционное Ушу нельзя распространять, оно не полезно для сплочения народа. В стране начал продвигаться спорт. Было принято решение показать всё лучшее, что есть в Китае. Начался всплеск Ушу: мир смотрел, удивлялся. Однако существовала чёткая градация того, что показывать можно, а что нельзя. Развивалось спортивое Ушу, а традиционные мастера остались в народе. Потом началась культурная революция, она продлилась 10 лет. Было большое затишье, все мастера ушли в подполье. Сегодня наше руководство говорит, что нужно восстанавливать традиции. Но не делает ничего для этого. Они уважают только красивые вещи, настоящее не пропагандируют.

Ваш президент – Владимир Путин, он молодец, нравится мне своим уважительным отношением к Ушу. Он приезжал в Китай, ему показали наш известный монастырь Шаолинь, бойцов, которые демонстрировали свою технику. Но что там увидел ваш Президент? Знают ли эти бойцы боевое применение тех красивых движений, которые они выполняют? Нет, скажу я вам, уже не знают, боевая техника почти выхолощена.

Мой родной город Янтай – там много мастеров Танлан-Цуаня (стиль Ушу – Ред.), это родина стиля. Соответственно там много мастеров. Иностранцы могут придти учиться к любому мастеру, но не все из них знают практику применения тем движениям, которые они делают. Практика ушла. Та же история в Гонконге: много школ, которые учат Ушу, но не все знают применения своего стиля. У нас осталось очень мало хороших мастеров, не все из них готовы передать своё умение. Ведь в основе Ушу лежит традиция, которая передаётся от ученика к учителю. Учитель ищет достойных среди своих учеников, и если не находит, может не передать своё мастерство.

Например, у моего шифу – мастера традиционного искусства Лин Дзиньшаня, было трое сыновей. Никому из них он не передал настоящего мастерства. Даже среди моих учеников не все знают применения техники. Вторая сторона медали кроется в том, что не каждый способен взять мастерство. Это долгий, кропотливый труд, за короткий период ничего не придёт. Из 10 тысяч учеников может успеть 1–2 человека, не больше, оно поэтому и называется – искусство. Боец учит и традиционное Ушу. Но это вовсе не значит, что он высокого уровня. Он может выйти на бой и не суметь его применить.

–Западную цивилизацию с Ушу познакомил Брюс Ли, однако непредвзятый анализ биографии показывает, что его образ сильно раздут. Вы считаете, Ли был хорошим бойцом или же Китай просто нуждался в национальном герое?

– Много, кто о нём говорит, но мало тех, кто его знает по-настоящему. Это был молодой человек, настоящего мастерства он не успел взять, но Ли совершил настоящий подвиг тем, что распространил Ушу во всём мире.

– Правда ли, что его убили сами китайцы за то, что он, якобы, выдал какие-то секреты боевого искусства европейцам?

– Он не знал каких-то особенных секретов Ушу. Но зато много сделал для его развития.

– В современной Европе вам доводилось видеть настоящих мастеров?

– Во время путешествий я встречался с некоторыми известными мастерами, но поскольку мы не соревновались, не знаю их профессионального уровня. Сильные мастера не хотят показывать своё мастерство. К тому же в этой структуре есть негласное правило – не критиковать друг друга, поэтому про тех, кто не столь силён, говорить ничего не могут.

– Сегодня в сети Интернет выложено очень много роликов, где показаны мастера «бесконтактного боя» которые энергетическими ударами могут уложить человека, находящегося за несколько метров. Понятно, что эта идея обросла множеством поклонников, говорят, что систему бесконтактного боя применяли не только мастера дзенских искусств, но и русское казачество, и даже спецназ ГРУ. Вам доводилось встречать таких мастеров?

– Нет, я таких не встречал. В Китае, кстати, много говорят об этом. Существуют мнения «за» и «против». Но на мой взгляд – человека, который занимается Ушу 50 лет, бесконтактный бой не реалистичен.

– Вы говорили, что сами начали заниматься Ушу с 1953 года. То есть по времени это совпало с началом «спортсменизации» боевого искусства. Приходилось ли вам «маскироваться» на занятиях? Например, в период запрета Каратэ в СССР, наши каратисты делали вид, что занимаются «оздоровительной гимнастикой Тай-Цзы».

– Нет, мне повезло, я не маскировался. Тогда ещё всё было легальным, и я со своими братьями попал к мастеру традиционного искусства, у которого взял стиль «Кулак богомола семи звезд». Мой шифу Лин Дзиньшань был добродушный человек, мы начали учёбу, когда ему было почти 70 лет. Ушёл он из жизни в возрасте 87 лет, после чего я возглавил школу и возглавляю её до сих пор.

– Какова система тренировок ваших учеников?

– Я заставляю их заниматься минимум по 45 минут ежедневно. Чтобы овладеть Ушу, необходимо заниматься каждый день, делать много повторений, постоянно помнить о применении. Такая система тренировок будет очень эффективна. Сам я тренируюсь по часу в день и ещё несколько часов преподаю.

– На прошедшей Олимпиаде в Лондоне китайская сборная удивила весь мир, взяв второе место по количеству золотых медалей. Многие СМИ, в том числе и «Наша Версия на Неве» задавалась вопросом: неужели китайцы изобрели генный допинг, и в прямом смысле слова научились выращивать идеальных спортсменов?

– Генной инженерии такого уровня у нас нет (смеётся). Просто представьте себе население Китая. Говорят, что там живёт 1,3 миллиарда человек, но на самом деле мы практически перешагнули отметку в полтора миллиарда. Среди такого огромного населения просто больше возможности найти потенциально сильных спортсменов. Если мы сравним 7 миллиардов населения земного шара, то шансы повышаются. К тому же, в нашей стране заложена новая база для развития спорта. Раньше у нас не был развит спорт, и никто не знал, насколько можно соревноваться с другими странами. К пекинской Олимпиаде мы начали развиваться, соответственно те успехи, которые тогда заложили, были усовершенствованы на минувшей Олимпиаде в Лондоне.

Расположение: Дэнфэн
Открытая в 1978 году школа Шаолинь Tagou боевых искусств Института занимается разработкой знания о фу Шаолинь Кунг. Ее целью является распространение стиля сердцевины ушу Шаолиня.

2. Колледж Шаолинь Epo ушу

Расположение: Дэнфэн
Хэнань Дэнфэн Шаолинь Epo ушу колледж был основан в 1977 году, и это также является одним из самых ранних профессиональных школ боевых искусств после основания Народной Республики Китая. Колледж имеет отличные условия и удобный подъезд транспорта. Это сад стилевых модернизации школ, которая обращает внимание на культуру как обучение и обучение ушу.

3. Кунгфу центр Longwu

Расположение: Шанхай
Longwu Kung Fu является одно из самых известных и популярных центров боевых искусств в Шанхан. Оборудовано с просторной подготовки, безопасности маты, деревянные манекены и широкий спектр оружия, это идеальное место для обучения студентов боевым искусствам — всех возрастов и стандартов.

4. Школа боевых искусств — Храм Шаолинь Сяолун

Расположение: Дэнфэн
Храм Шаолинь Сяолун боевых искусств. Школа была создана в 1980 году, который является не только первым всеобъемлющим школа боевых искусств сборки обучение персонала в области науки, боевых искусств и кино, но и одним из учреждений подготовки КунгФу, утвержденной Министерством образования на работу иностранных студентов.

5. Академия боевых искусств — Сыпин Шаолинь

Расположение: Хэнань
Сыпин города Шаолинь — Академии боевых искусства создана 1995 году Ши Xingkuo который был 32-й ученик монаха Шао Линь. Это единственная школа боевых искусств в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, который открыта для иностранцев. В общем количестве здесь обучаются около 2000 иностранцев из 50 стран.

6. Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу

Расположение: Лайчжоу
Чжунхуа боевых искусств Школы Шаньдун Лайчжоу была создана в 1992 году и выпустил более 2900 студентов. В настоящее время крупнейшей международной школой интеграции образования и обучения КунгФу.

7. Школа ушу при храме Шаолинь Харбин

Расположение: Харбин
Основанная в 1994 году, Школа ушу при храме Шаолинь Харбин расположена в живописном национальном месте, популярной туристической зоне с красивыми окружающей обстановки.

8. Школа боевых искусств Цзядин Шанхай

Расположение: Шанхай
Шанхай Цзядин школа боевых искусств вложены Шанхай Фэн Цзя дом недвижимости компании на проектирование и строительство в соответствии с династий Мин и Цин Dynasites стиль, предлагая как базовое образование но и программ боевых искусств.

9. Чэньцзягоу колледжа боевых искусств

Расположение: Хэнань
Чэньцзягоу боевых искусств колледжа является крупнейшей школы, что обеспечивает не только академическое образование, но и боевые образования на основе тайцзицюань. Чэньцзягоу боевых искусств Колледж был основан гроссмейстер Ван Сиань который является 19-м преемником поколения Чэнь Ши Тайцзи и международном уровне мастером ушу.

10 Школа ушу Шаолинь в Пекине
Месторасположение: Пекин
Пекинская школа Шаолиня и ушу имеет отличных тренеров в стиле ушу, который выпустил известных людей владеющих стилем ушу и имеют богатый опыт в теоретическом и практическом обучении.

Крупнейшая в Старом Свете и известная на весь мир школа ушу Глеба Музрукова находится в обычной с виду пятиэтажке на юго-западе Москвы. Руководитель школы, начинавший когда-то популяризацию ушу в России с подпольной секции, на заре 90-х вложил в ее создание и развитие едва ли не все имевшиеся у него тогда личные средства. Теперь сюда приезжают тренироваться спортсмены со всего света, а школа исправно выпускает чемпионов мира. В 2004 году сюда приезжал легендарный Джеки Чан, а уж российских высокопоставленных гостей, побывавших здесь в разные времена, вообще не счесть.

Главный человек российского ушу принимает нас в просторном кабинете, стены которого увешаны китайскими гравюрами и заставлены стеллажами книг, написанных виднейшими китайскими мастерами.

У нас уже много лет держится мода на все восточное, в том числе и на единоборства. Информации о них много, даже с избытком, может, поэтому мало кто в ней толком разбирается. Расскажите, что такое ушу и откуда оно взялось.

Ушу - явление многогранное. Оно включает в себя и техники рукопашного боя, и начатки медицинских знаний, и искусство каллиграфии, и основы философии Китая… И, как всякое ремесло, переросшее в искусство, оно является попыткой определения места индивидуума в мире. Но эта сторона ушу развивалась, по большому счету, только с начала XIX века, а зарождалось оно исключительно как боевое искусство: людям просто надо было отбиваться от врагов, разбойников и прочих обидчиков. О философии тогда говорили, мягко говоря, мало.

«Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде»

В общем, сначала били, а потом уже стали задумываться, что хорошо бы при этом еще обессмертить душу и постичь окружающий мир. Времена меняются, и с ними меняется ушу. Понятно, что сегодня уже никто не будет, как легендарный мастер Ма, ходить по восемь часов в день вокруг угольной кучи, пытаясь осознать свое место во Вселенной. Традиция эволюционировала, и теперь люди занимаются ушу в основном для здоровья, стремясь поддержать подвижность и гибкость суставов. Культивируется ушу и как вид спорта, где оно делится на два основных направления: саньшоу, то есть полноконтактные поединки, и таолу - бесконтактные комплексы упражнений.

То есть философская составляющая ушу появилась сравнительно недавно?

Носителем философии является конкретный человек, а не боевое искусство в целом. Мы не можем сказать, что вот был стиль маши-тунбэйуи, все последователи которого придерживались какой-то определенной философии. Кто-то тренировался, чтобы научиться себя защищать, а кто-то во время занятий медитировал. Это как с пистолетом: можно ли утверждать, что пистолет - это только орудие убийства или только средство защиты? Все зависит от того, у кого он в руках. Поэтому говорить о какой-то определенной философии ушу трудно. Философия с тем же успехом может быть и в бас­кетболе, если игрок применяет дзен-медитацию для успокоения перед матчем. Но это же не значит, что баскетбол - это искусство, связанное с дзен-буддизмом.

Я уже 4 года веду еженедельную передачу «Путь Дракона» на канале «Спорт». И каждую неделю получаю письма. Из 100 вопросов, которые мне задают, 80 знаете о чем? «А какое боевое искусство сильнее?» Да никакое! Плохой каратист проиграет хорошему боксеру. А хороший тхэквондист как следует надает плохому дзюдоисту. И все они, вероятно, проиграют Александру Карелину.

Многоликое единоборство

А когда зародилось ушу?

Это сложный вопрос. Слово «ушу» в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, - это еще не боевое искусство.

Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIII–V вв. до н. э.) и Сражающихся царств (V–III вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.

Прежде всего началось развитие холодного оружия - мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай - страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой - что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент - хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой - очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.

Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу - это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь - это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.

Откуда взялось убеждение, что ушу - это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жес­токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие - буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.

«Ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии»

Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.

Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы - от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример - восстание ихэтуаней или «боксеров». Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.

Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?

Да никак нельзя. Школа - это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.

До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: «Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя». Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: «Ты чего так палец оттопыриваешь?» - «Мой учитель так его держал!» Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и «стиль традиционного шаолиньского кулака»! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бед­ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!

Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: «Ну все, я - монах».

«За какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день»

Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада «монахов». Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это - монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось.

В бою важнее всего эффективность

Действительно ли ушу - это основа всех остальных восточных единоборств: карате, дзюдо, айкидо?

Исторически это так. Например, вот иероглиф? - «тан». Это название древней китайской династии. И вот иероглиф?, «шоу» - рука. «Таншоу», «танская рука» - традиционное китайское боевое искусство. «Таншоу» - так это читается по-китайски. А по-японски те же самые иероглифы читаются «карате». А по-корейски - «тансу». Короче говоря, это одно и то же. В 1926 году японцы взяли и сказали, что не могут использовать иероглиф, означающий название китайской династии. И поменяли его на другой иероглиф - ?, «ку», по-русски «пустой». В японском языке это омофоны - оба иероглифа читаются «кара». Так китайская «танская рука», ??, «таншоу», стала японской «пустой рукой», ??, карате. Но на японском острове Окинава, 400 лет бывшем протекторатом Китая, до сих пор пишут??. А вообще… мой Учитель - основатель советского карате Алексей Штурмин говорит, что карате - это упрощенное ушу.

А что происходило с ушу в период культурной революции Мао Цзэдуна, когда огромные пласты китайской традиции оказались под запретом?

На ушу обрушились сильные гонения. Искусство было объявлено «феодальным пережитком». Мой учитель У Бинь (тренер легендарного Джета Ли) был сослан на 12 лет в «Школу 7 мая» - так назывались деревни, куда отправляли интеллигенцию «на перевоспитание». Жили там в деревянных бараках. Кровать - два кирпича, на них доска, а под голову еще один кирпич вместо подушки. Утром подъем, пение революционных песен, чтение цитатника Мао, потом до вечера работы в поле. Так что учителям ушу жилось тогда непросто. Но эпоха культурной революции закончилась, и в начале 1980-х сняли фильм «Шаолиньский монастырь», принятый публикой на ура. Потом восстановили и сам монастырь, почти полвека пролежавший в руинах.

«Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота»

Но еще раз повторяю: разговоры о пятитысячелетней истории искусства ушу - не более чем мистификация. Это как у нас сейчас модно рассуждать о древнем русском искусстве рукопашного боя. Но о каком искусстве идет речь? Приемов-то вообще никаких не было! А традиция - кстати, довольно мужественная - была такая: становились двое мужиков, брались за плечи, а потом по очереди размахивались и били друг другу в ухо. Кто выдержит - тот и победитель. Вот и весь кулачный бой. Другая форма боевого искусства была у лесных разбойников: там были хоть какие-то приемы, но тоже не больно хитрые. А накрутят ведь неизвестно чего: былины, Илья Муромец… Ну да, былины. Например, про Василия-пьяницу. Выпил человек ведро водки, вышел в поле, натянул тетиву, саданул куда-то в небо и попал Тугарину Змеевичу в глаз. Или тот же Илья Муромец. Просидел 33 года сиднем на печи, на 34-й к нему калики перехожие зашли и говорят: «Илюш, ну ты чего, нормальный ты человек? Ну сколько сидеть-то можно?» Встал Илья Муромец и пошел совершать подвиги…

Но в Китае-то, наверное, поизящнее все было?

Тут надо помнить, что рафинированность всегда идет в ущерб функциональности и эффективности. В таолу, например, очень много того, что в бою не нужно. Вообще в реальном бою нужно не так-то много ударов. Один из самых эффективных - это low kick. А бить ногой в голову нет совершенно никакой необходимости ни в тхэквондо, ни в карате, ни в ушу. Но это красиво, зрелищно, необычно, хотя и совершенно не эффективно. Так что люди, которые тренируются для показательных выступлений с постановочными комплексами и схватками, не являются хорошими бойцами. Но чтобы сделать из них хороших бойцов, грамотному тренеру понадобится около месяца. А чтобы сделать хорошего бойца из человека, который всего этого не может, понадобится в лучшем случае два-три года. Таолу - это девять из десяти ступеней до уровня мастера боевого единоборства. Примерно так же, как со стрельбой в 9-м управлении КГБ: там людей учили стрелять на вспышки, прыгая на батуте в полной темноте. Можно не сомневаться, что когда подготовленному таким образом стрелку надо будет застрелить человека, он его застрелит.

Наперекор запретам

А как ушу оказалось в России?

Первым русским, посетившим Шаолинь в 1908 году, был академик Василий Михайлович Алексеев. Он потом написал книгу «В старом Китае», там есть такие строки: «Доехали до Монастыря молодого леса. Очень интересно изображение танцующих и боксирующих монахов». И фотография. Но Алексеев в тонкости упражнений «боксирующих монахов» углубляться не стал - поехал дальше.

В СССР, как известно, восточные единоборства были под запретом. К тому же страна была закрытая, и идеи извне в нее проникали с трудом. Но где-то в начале 1980-х годов наш известный тренер Гусейн Магомаев уже преподавал один из видов ушу - тайцзицюань, которому его научил один уйгур. В Союзе на территории Киргизии и Казахстана были китайские деревни, где жили дунгане - китайцы, говорящие по-китайски, но пишущие русскими буквами. Что-то пошло от них. Но в основном энтузиасты подпольно занимались по книгам, привезенным с Запада.

В 1985 году я как раз устроился работать в Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН СССР. Началась перестройка. И вот волею судеб мне в руки попала изданная в Пекине тамошним Институтом физкультуры книжка с базовыми упражнениями ушу. Мы с друзьями стали по этой книжке заниматься. Открыли подпольную секцию. И так получилось, что к нам пришел заниматься сын советника Горбачева - академика Абела Аганбегяна. Я подумал: а ведь это - шанс легализовать ушу в Союзе.

Сын Аганбегяна устроил нам аудиенцию у своего отца. Тот нас послушал и говорит: «Но карате же запрещено!» Я ему: «А я и не предлагаю карате. Я предлагаю культивировать китайскую гимнастику ушу как элемент советско-китайского культурного обмена». Это был хитрый ход с моей стороны - тогда советское руководство как раз начало искать точки сближения с КНР. И Аганбегян согласился: только, говорит, давайте без спаррингов, кулаков и всего такого. Я, конечно, не возражал - важно было принципиально сломать запрет. Аганбегян говорит: «Пишите письмо на имя Горбачева». Я написал, оно через Аганбегяна пошло наверх, и все завертелось.

Хотя, конечно, по тем временам это было очень опасно. Была же статья 219 УК РСФСР, прямо запрещающая занятия карате. Когда я открыл первую секцию при ИДВ, в газете «Труд» появилась статья на целый разворот под заголовком «Карате под маской ушу». Ко мне пришли из Прокуратуры СССР и из ОБХСС, и спас меня тогда только случай. Вскоре я создал Федерацию ушу СССР. Наша первая школа при ИДВ называлась Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока. Естественно, все, кто подпольно занимался карате, хлынули туда. Так все и началось.

В 1989 году мне удалось съездить на полтора месяца в Китай. Приняли нас радушно, отвезли в пекинскую школу ушу, представили тренеру. Я и семь бывших со мной учеников прошли там подготовку, получили дипломы инструкторов по ушу, вернулись в Союз и начали преподавать уже более-менее системно и профессионально.

Китайцы как раз в то время начали создавать Международную федерацию ушу. В 1991 году под ее эгидой прошел первый чемпионат мира. Мы к нему подошли уже с полноценной командой и заняли шестое место. Сейчас Международная федерация ушу объединяет более 100 стран, а мы входим в тройку сильнейших: Китай, Вьетнам и Россия. То есть даже Гонконг с Макао позади нас. Хотя выступают за эти команды те же самые китайцы.

Занимались мы на Херсонской улице в Москве, в здании школы легкой атлетики, 13 лет находившемся в состоянии ремонта. Я ушел из института, потому что совмещать его с тренировками стало невозможно. Тогда время было такое - появился шанс заработать много денег, купить квартиру, машину. Большинство так и делали. А я свои первые деньги - 7 тысяч рублей - вложил в школу. И машины у меня не было до 93-го года, пока я не купил себе «Оку». Потом пришла комиссия и удивилась: «Как это так - школа больше десяти лет ремонтируется, из пяти этажей сдан один, и там дети занимаются?» В результате меня сделали директором всей школы. У нас появился постоянный зал, мы положили там ковер, нарисовали шаолиньскую фреску, сделали душевые, и к нам стали приходить ученики. Занятия были бесплатными. Вот из этих детей и выросли наши первые чемпионы мира.

Так за какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день. Когда мы регулярно стали привозить медали с международных чемпионатов, на школу обратило внимание государство. И сейчас мы не бедствуем: тренер получает у нас официальную зарплату более 90 тысяч рублей.

Теперь с китайцами мы в состоянии соревноваться на равных. Наши ребята их побеждают. В пекинской школе ушу, куда мы ездили за своими первыми сертификатами в 1989 году, вырос абсолютный чемпион Китая Хэ Цзиньдэ. Для старого поколения наших спортсменов, выигрывавших в 92-м году чемпионат Европы, он был просто богом. А в прошлом году его победил на чемпионате мира в Пекине простой 16-летний паренек Стасик Галкин из совхоза «Московский». Вот так: пришел в школу лет в 10 и через шесть лет победил самого Хэ Цзиньдэ.

Кость в горле у европейцев

Но ведь в Россию ушу пришло позже, чем в большинство стран мира. Чем можно объяснить такие успехи?

У нас сложилась своя тренерская школа. Если почти во всем мире пошли по пути приглашения китайских специалистов, то я начал воспитывать своих, российских тренеров. И сейчас у нас есть тренеры такого уровня - например, заслуженный тренер России Татьяна Куприянова - что, скажем, национальная сборная Казахстана перестала ездить в Китай и в прошлом году подписала контракт с нами: они теперь будут тренироваться в Москве. Здесь же, у нас, тренируется спортсмен из сборной команды Англии, приезжают финны, итальянцы.

У нас и школы свои успели сложиться. Сильнейшая в стране школа мужского саньшоу - дагестанская. Она дала сборной удивительных ребят. Например, Муслим Салихов, завоевавший в профессиональных боях титул «короля китайского саньда» (свободных поединков в полный контакт), - первый в истории некитайский чемпион. В Китае его на улицах узнают. Еще бы, высадил всех китайских профессионалов!

Или Джанхуват Белетов, недавно награжденный в Кремле национальной премией «Золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Парень в 1/8 финала чемпионата мира сломал руку. Ему наложили гипс. А он ночью его разгрыз, снял, пришел на четвертьфинал и победил. А потом победил в полуфинале и в финале. Со сломанной рукой выиграл три схватки и стал чемпионом мира! Победил китайца, иранца и египтянина - самых сильных спортсменов - одной рукой, левой.

И девушки у нас очень сильные. К примеру, чемпионка мира Даша Тарасова. Девчонка получила тяжелейшие травмы - разрывы связок мениска, отслоение хряща. Врачи ей сказали: «Какое ушу, ты ходить-то будешь с трудом». И что же? Через полгода она выигрывает чемпионат Европы, а вскоре - чемпионат мира в Пекине.

У нас вообще нормальная национальная сборная. В том смысле, что, к примеру, национальные сборные США, Канады, Аргентины, Малайзии, Индонезии, Сингапура состоят сплошь из этнических китайцев. Они наряду со сборными Китая, Гонконга, Тайваня (тоже все, естественно, китайцы), а также Вьетнама и Японии и есть наши основные конкуренты. На олимпийский турнир в Пекине российские спортсмены полностью выбрали всю национальную квоту - восемь мест. В действительности прошли десять человек, но двоих нам самим пришлось убрать. А из остальных европейцев квалифицировались только двое: итальянская спортсменка Сю Хуйхуй из китайской провинции Сычуань и англичанин Ричард Дивайн, который тренируется в России.

Естественно, мы европейцам как кость в горле. Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота. Мы уже дошли до того, что иногда в ряде категорий не выставляем совсем уж сильных спортсменов.

Потрясающий коэффициент полезного действия! Годовой бюджет Федерации ушу Ирана, которую возглавляет один из министров, - что-то около $10 млн. А бюджет Федерации ушу России - $60 тыс. и еще 1 млн рублей в год. Выживаем и конкурируем на международном уровне только за счет нашей школы, которую финансирует правительство Москвы. С учетом этих московских денег мы уже не уступаем иранцам. У меня один фонд заработной платы в месяц равен десяти годовым бюджетам Федерации ушу России.

Не возникало желания попробовать себя на тренерской работе за границей? Чтобы хоть было с кем соревноваться…

А с какой стати? Мне страна платит хорошую зарплату - я и готовлю для нее чемпионов. Зачем мне заграничные пироги? За границей отдыхать хорошо… А работать надо дома! Так что пусть растят своих Музруковых…

Фото: из личного архива Г. Музрукова, Rapho/Eyedea/East News

Музруков Глеб Николаевич. Родился 16 ноября 1961 года. Окончил МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Владеет пятью иностранными языками, в том числе китайским. Президент Федерации ушу России, государственный тренер сборных команд России по восточным единоборствам, заслуженный тренер России.

Член президиума и ответственный секретарь Российского союза боевых искусств.

Заместитель председателя технического комитета Международной федерации ушу (IWUF). Кавалер ордена EWUF «За развитие ушу в Европе». Автор и ведущий телепередачи «Путь Дракона».


Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)


Боевое искуство УШУ (Китай)



Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.


Боевое искуство УШУ (Китай)


Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.
Стили и школы УШУ


Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).


Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.



Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.


Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.


Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.


Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».


Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.


Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.


Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.


Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.



Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…


Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.


Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».


Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».


Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».


Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.


Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.


В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.



Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.


Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».


Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.





Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали .

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.


И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — .

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ . Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу , куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Также спортивные комплексы с оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка . Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ , где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь: