Сибирский открытый турнир юных физиков. Сибирский турнир юных физиков Международный турнир юных физиков

Стартовал VI открытый Сибирский турнир юных физиков. В этом году в Сибирском турнире участвует 26 команд: из Барабинска, Верхней Пышмы, Евсино, Екатеринбурга, Краснообска, Лебедёвки, Маслянино, Междуреченска, Мирного, Новокузнецка, Новосибирска, Режа, Сухого Лога, Тальменки, Улан-Удэ.

Турнир юных физиков - это уникальное командное соревнование по решению физических задач исследовательского характера, имеющее свой неповторимый формат. Школьники решали эти задачи с начала сентября, а теперь им предстоит проявить себя в физических боях. Каждый раунд боя включает доклад по задаче, оппонирование, рецензирование и общую дискуссию. Чтобы победить в таком состязании, надо быть искусным экспериментатором, разбираться в теории, уметь ярко и понятно презентовать свои результаты, быть готовым к неожиданным поворотам дискуссии. Оценивает работу ребят жюри, состоящее из ученых - физиков.

На открытии участников ТЮФ поприветствовали:

Федорук Михаил Петрович, профессор, ректор НГУ ;

Солодовников Михаил Юрьевич, президент СибТЮФ;

Турнир продлится до 4 февраля, все мероприятия проходят в Главном корпусе НГУ . Организаторы турнира – Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, «Областной центр развития творчества детей и юношества», Новосибирский государственный университет , Фонд «Поддержка проектов в области образования».

Для справки. Сибирский турнир входит в систему турниров IYPT. Участники сначала участвуют в своём региональном турнире, затем - в российском. В свою очередь, победители РосТЮФ представляют Россию на Международном турнире юных физиков. В 2014 году в Великобритании и 2015 году в Таиланде российская команда, состоящая полностью из новосибирцев, два раза подряд сумела завоевать серебряные медали.

Источники

Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 01/02/2017
Официальный сайт губернатора и Правительства Новосибирской области (nso.ru), 07/02/2017
  • В СУНЦ НГУ начала работу школа юного физика «Архимед»

    В СУНЦ НГУ стартовала четвертая зимняя школа юного физика «Архимед». Школьников, приехавших из разных регионов России и Казахстана, ждут лекции сибирских ученых и знакомство с работой научных институтов Академгородка.

  • Ученые СО РАН представили результаты работы на Международной конференции в области высоких энергий

    ​Специалисты Новосибирского государственного университета и Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН приняли участие в 38-й Международной конференции в области физики высоких энергий в Чикаго (ICHEP-2016).

  • Школа юного физика «Архимед» для старшеклассников

    ​Школа юного физика «Архимед» приглашает старшеклассников провести зимние каникулы нестандартно, интересно и полезно. Ежегодная зимняя школа пройдёт с 8 по 12 января. Здесь ребята, увлечённые физикой, познакомятся с современными достижениями в этой научной области.

  • «Фотоника и квантовые оптические технологии» на МНСК-2017

    «Фотоника и квантовые оптические технологии» - такая секция впервые была организована в рамках 55-ой Международной научной студенческой конференции, которая прошла 16-20 апреля в НГУ. Исследования и разработки в направлениях науки и техники, связанных с генерацией и распространением квантов света (фотонов), управлением ими, изучением и использованием их взаимодействия с веществом, бурно развиваются во всем мире, а результаты этих работ быстро выходят на рынок в виде высоковостребованных устройств и технологий - систем сверхбыстрой оптической связи, промышленных лазеров, биомедицинского лазерного оборудования, метрологических и сенсорных устройств, и многих других.

  • Большой адронный коллайдер возобновил сбор данных

    На Большом адронном коллайдере (БАК) закончились технические работы и модернизация - он возобновил сбор данных, в трех экспериментах на коллайдере участвуют исследователи НГУ и ИЯФ СО РАН. Планируемая остановка на технические работы на БАК случается в начале каждого года.

  • ИЯФ СО РАН предоставит площадку для лечения

    ​Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН готов предоставить на своей территории площадку для лечения методом бор-нейтронозахватной терапии онкобольных, которым не помогают другие методы. Это должно быть временным решением до появления специализированной клиники, проект которой разрабатывается в Новосибирском государственном университете.

  • Эксперимент Belle II пройдет с участием ученых Академгородка

    ​Эксперимент Belle II - это один из экспериментов в физике высоких энергий, работающий на передовых рубежах современной науки. Данные, полученные в результате эксперимента, позволят проверить предсказания Стандартной модели для вероятностей редких распадах B- и D-мезонов и t-лептона, улучшить точность измерения параметров нарушения симметрии между веществом и антивеществом и, возможно, обнаружить проявления новой физики.

  • Физика - интересная и увлекательная наука. Сколько необычных явлений с её помощью можно объяснить. Обычно исследованиями сложных явлений занимаются учёные, профессора, короче говоря, люди с высшем образованием. Но турнир юных физиков (далее ТЮФ) - это возможность старшеклассников и не только почувствовать себя настоящими учёными и исследователями.


    Всё же, что такое турнир юных физиков?

    Турнир юных физиков - одно из ведущих международных командных состязаний старшеклассников в умении решать сложные исследовательские задачи, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.
    Увы, но данное определение далеко не раскрывает весь турнир. Поэтому я постараюсь в этой статье рассказать о ТЮФе в полной мере. Сразу хочу пояснить, что существует множество видов турнира, которые между собой особо ничем не различаются. Но в данной статье будет идти речь о Сибирском и Всероссийском турнирах (так как я только в них участвовал).

    Публикация задач

    Всё начинается с публикации на сайте международного турнира юных физиков семнадцати задач в середине лета. Следом выкладывается перевод задач на сайте всероссийского турнира, а также reference kit .

    Стоит отметить, что задачи являются исследовательскими, то есть требуют множество опытов и экспериментов, физическое обоснование как качественное, так и количественное.

    Пример задачи

    Верёвочная лестница состоит из деревянных перекладин, наклонённых поочерёдно в противоположные стороны. Подвесьте её вертикально и затем отпустите. Когда такая лестница падает на горизонтальную поверхность, её верхний конец движется вниз быстрее, чем это происходит при свободном падении. Объясните это явление и исследуйте, как оно зависит от подходящих параметров.



    Наблюдение явления

    В начале сентября публикуются десять из семнадцати задач для сибирского турнира , который проходит за два месяца до всероссийского, а именно в начале февраля. Далее команды начинают готовиться к турниру.

    Подготовка к турниру

    В этом пункте я расскажу как готовится моя команда. Сначала мы все вместе читаем и поверхностно разбираем условия задач, потом каждый выбирает себе задачу (у нас такая установка, что каждый сам решает свою задачу, конечно мы советуемся между собой, но при такой установке ответственность за свою задачу ни на кого переложить не получится). Следом мы ищем теорию и проводим первые наблюдения.

    Примеры наблюдений


    Визуализация плотности
    Шлирен-фотография часто используется для визуализации изменений плотности в газе. Постройте установку для шлирен-фотографии и исследуйте, насколько хорошо она может разрешить различия в плотности.


    Электрические соты

    Налейте немного масла на горизонтальную металлическую пластину и поместите над ним вертикальную металлическую иглу. При приложении между иглой и пластиной высокого напряжения на поверхности масла возникает ячеистая структура. Объясните и исследуйте это явление.


    Азимутально-радиальный маятник

    Прикрепите один конец горизонтального упругого стержня к жёсткому штативу. Зафиксируйте другой конец стержня на растянутой нити, чтобы избежать вертикального отклонения, и подвесьте грузик на ещё одной нити. В получившемся маятнике радиальные колебания (параллельные стержню) могут спонтанно превращаться в азимутальные (перпендикулярные к стержню) и наоборот. Исследуйте это явление.


    После наблюдений явлений выдвигаем гипотезы, подтверждаем или опровергаем их экспериментами и опытами. Затем находим количественные зависимости и выводим математическую модель, если физика задачи сложная, то делаем количественную оценку.


    Следует подчеркнуть, что математические выкладки не подкреплённые физикой являются, мягко сказать, плохим тоном на турнире.

    Вообще, хороший доклад должен содержать в себе следующие пункты:

    • явление, о котором говорится в условии задачи, воспроизведено на опыте;
    • предложено его правдоподобное качественное объяснение;
    • представлена теоретическая модель явления, позволяющая предсказывать некоторые количественные зависимости;
    • эти количественные зависимости измерены в эксперименте;
    • результаты эксперимента сопоставлены с предсказаниями теории.
    Также очень важно правильно структурировать доклад, ведь то, что вы сделали за пять месяцев нужно рассказать за 10 минут, так чтобы вас поняли. Поэтому написанию речи и репетиции нужно тоже уделить немало времени, хотя не всегда это удаётся. Обычно в последние дни все доделывают эксперименты и включают их в презентацию доклада.

    Структура физического боя

    Каждый физический бой можно разделить на три раунда, в каждом из которых команды меняются ролями. Кстати, о ролях. После жеребьёвки команды распределяют роли докладчика, оппонента и рецензента. Если роль докладчика ясна, то что делают оппонент и рецензент.
    Оппонент задаёт Докладчику уточняющие вопросы, после чего выступает со своим резюме по докладу. Он делает обзор представленного Докладчиком решения задачи, анализирует его достижения и недостатки, и формулирует вопросы для дискуссии. В дискуссии обсуждается решение, представленное Докладчиком, и базовая физика задачи. Выступление Оппонента не должно превращаться в представление его собственного решения.
    Рецензент даёт краткую оценку выступлений Докладчика и Оппонента,
    включая произошедшую между ними дискуссию. (На всероссийском турнире Рецензент участвует в общей дискуссии и может задавать вопросы как докладчику, так и оппоненту)


    Дискуссия

    Дискуссия является неотъемлемой частью турнира, так как в ней идёт прямой диалог между участниками турнира, в котором обсуждается физика явления. Задача дискуссии это привести разные точки зрения на явление в одну истинную, но не всегда так получается. Бывают такие участники турнира, которые ни в какую не хотят прислушаться к другой точке зрения, даже не хотят её обсудить, а настойчиво навязывают свою, при этом не объясняют почему их решение верно. Поэтому, если вы считаете чужое виденье физических процессов задачи неверным, то обоснуйте почему это так, ссылаясь на физические законы. И попробуйте вместе с вашим товарищем по дискуссии найти правильное решение. Следует отметить, что дискуссия в вопросно-ответной форме крайне нежелательна. В дискуссии должны быть рассуждения, а не краткие вопросы и ответы.

    Регламент раунда Сибирского турнира юных физиков

    Оппонент вызывает докладчика на задачу (1 минута)
    Докладчик принимает либо отклоняет вызов (1 минута)
    Подготовка докладчика (5 минут)
    Представление доклада (12 минут)
    Вопросы оппонента и ответы докладчика (2 минуты)
    Подготовка оппонента (3 минуты)
    Выступление оппонента (максимум 4 минуты)
    и дискуссия между докладчиком и оппонентом (14 минут)
    Оппонент подводит итоги дискуссии (1 минута)
    Вопросы рецензента к докладчику и оппоненту и ответы на вопросы (3 минуты)
    Подготовка рецензента (2 минуты)
    Выступление рецензента (4 минуты)
    Заключительное слово докладчика (2 минуты)
    Вопросы жюри (5 минут)

    Международный турнир юных физиков

    По окончанию всероссийского турнира создаётся сборная команда на международный ТЮФ. Стоит отметить сложность международного турнира. Она заключается, прежде всего, в том, что все доклады, обсуждения и дискуссии ведутся на английском языке, а это напрямую влияет на оценки команд.

    Турнир юных физиков - это командное соревнование школьников по решению физических задач исследовательского характера. Список из 10 задач СибТЮФ публикуется в начале сентября, так что на подготовку к турниру даётся пять месяцев. Во время подготовки школьники проводят эксперименты, знакомятся с литературой, разбираются с теорией, готовят презентации, учатся их рассказывать. Сам турнир проходит в форме физических боёв, когда команды поочерёдно выступают в роли докладчика, оппонента и рецензента. Такая форма проведения турнира приближена к реальной научной дискуссии.

    Вселенная Физики. Промо-ролик Международного ТЮФ

    Сибирский турнир юных физиков проводится в течение четырёх дней в начале февраля в Новосибирском Академгородке.

    К участию в Турнире приглашаются команды, состоящие из 3–6 учащихся 8–11 класса. Турнир является открытым: в нём участвуют команды как из Сибирского федерального округа, так и из других регионов России и других стран.

    Официальным языком турнира является русский. Текущая редакция правил Сибирского турнира юных физиков опубликована на сайте турнира.

    Правила Сибирского турнира юных физиков принимаются Общественным советом, в который входят тренеры постоянно участвующих в турнире команд. Организационную и финансовую поддержку турниру оказывают Фонд «Поддержка проектов в области образования», Центр развития творчества детей и юношества Новосибирской области, Новосибирский государственный университет.

    Сибирский турнир входит в систему турниров IYPT. Ребята сначала участвуют в своём региональном турнире, потом в российском. А победители РосТЮФ представляют нашу страну на Международном турнире юных физиков.

    Сибирский турнир юных физиков проводится Общественным движением СибТЮФ. Организационную и финансовую поддержку турниру оказывают Министерство образования Новосибирской области, «Областной центр развития творчества детей и юношества», Фонд «Поддержка проектов в области образования», Новосибирский государственный университет, СУНЦ НГУ.

    Турнир юных физиков (ТЮФ) - это командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские задачи, убедительно представлять полученные решения, отстаивать их в научной дискуссии. Летом, по окончании Международного турнира юных физиков (IYPT), выставляются задачи IYPT следующего года – 17 задач. Члены методической комиссии Общественного движения СибТЮФ переводят задачи на русский язык и из них, путем голосования членов Общественного движения, выбираются 10 задач для Сибирского открытого Турнира юных физиков. Задачи ТЮФ носят открытый исследовательский характер. Работа над задачей предполагает ознакомление с дополнительной литературой по теме задачи, выполнение ряда натурных и компьютерных экспериментов. Поэтому задачи сообщаются командам заранее, в начале учебного года, чтобы команды смогли разобраться с задачами и хорошо подготовиться к ТЮФу.

    В этом году в Турнире принимало участие 23 команды (128 участников): 15 команд из Новосибирска и Новосибирской области (р.п. Краснообск, г. Бердск, с. Тальменка, с. Лебедёвка, г. Куйбышев, г. Барабинск) и 8 команд из других регионов - Кемеровской области (г. Новокузнецк и г. Междуреченск), Республики Саха (г. Мирный), Свердловской области (г. Екатеринбург и г. Реж), Воронежской области (г. Воронеж)

    Каждая команда готовилась к турниру несколько месяцев. Для подготовки команд к турниру несколько лет назад в разных школах были созданы лабораторные полигоны, оснащенные всем необходимым для проведения научных экспериментов. Подобные полигоны были оборудованы в СУНЦ НГУ, МБОУ Лицей № 113 (г. Новосибирск), МБОУ ИЛ НГТУ (г. Новосибирск), ЧОУ Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск), МАОУ Лицей №6 (г. Бердск), МБОУ СОШ № 93 (г. Барабинск), МАОУ ОЦ «Горностай», в Искитимском районе.

    Турнир проходил в учебном корпусе НГУ и длился четыре дня. В первый день, по традиции, как и в предыдущие годы, в аудитории им. Г.И. Будкера (БФА) состоялось открытие Турнира и жеребьевка, которая определила, с кем командам придется встретиться на Турнире. После обеда 31 января прошел первый отборочный бой, 1 февраля – второй и третий, 2 января – последний, четвертый, отборочный бой. В этом году, как и в прошлом, на отборочный бой командам было предложено самим выбрать задачу для доклада – лучшую из оставшихся (еще не рассказанных на предыдущих боях) задач. Бои шли параллельно в 7 аудиториях – 5 3-хкомандных и два 4-хкомандных. В каждой аудитории работал очень представительный состав жюри – 5-6 человек, что делало судейство более объективным. Это сотрудники институтов, представители компаний, аспиранты, студенты ФФ НГУ, руководители команд, уже имеющие опыт судейства и прошедшие через семинары тренеров ТЮФ. В финал прошли следующие команды: «ИнжеНЭТИк-1» (МБОУ «Инженерный лицей НГТУ», г. Новосибирск, «Демоны физики», МАОУ Лицей №130, г. Екатеринбург, «Изолента», сборная команда г.Воронежа). Эти команды стали победителями Турнира, а в финале предстояло определить абсолютного победителями. Финал состоялся 3 февраля в аудитории им. Г.И. Будкера (БФА). В результате напряженной борьбы определился абсолютный победитель: им стала команда «ИнжеНЭТИк-1».

    После финала, пока команды отдыхали, состоялось совещание тренеров команд и других членов Общественного движения СибТЮФ, на котором был заслушан отчет Президента движения Солодовникова М.Ю. о деятельности Движения за прошедший год и о планах на будущий год. После совещания в аудитории им. Г.И. Будкера (БФА) во второй половине дня 3 февраля снова собрались все команды и зрители и состоялось торжественное закрытие Турнира. С приветственной речью выступили: ректор Новосибирского государственного университета, д.ф.-м.н., член-корреспондент РАН, профессор Михаил Петрович Федорук, директор СУНЦ НГУ, д.ф.-.м.н, профессор Николай Иванович Яворский. Всем победителям и призерам были вручены дипломы и медали, команда - абсолютный победитель Турнира получила кубок с изображением Исаака Ньютона. Портрет изготовлен способом «Оптическое анаморфирование» (преднамеренное изменение изображения оптическим способом), технология нанесения – лазерная гравировка.

    Дипломы I степени

    г. Екатеринбург, МАОУ Лицей №130, команда «Демоны физики» - Кубок Турнира (победители финала)

    г. Новосибирск, МБОУ «Инженерный лицей НГТУ», команда «ИнжеНЭТИк-1»

    г. Воронеж, сборная команда «Изолента»

    Дипломы II степени

    г. Барабинск, МБОУ СОШ № 93, команда "Кипящий лёд-1»

    г. Новосибирск, СУНЦ НГУ, команда «Случайные люди»

    г. Новосибирск, ЧОУ Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонеж ского, команда "Синергия"

    г. Воронеж, сборная команда «Авангард»

    Дипломы III степени

    г. Новосибирск, МБОУ «Инженерный лицей НГТУ», команда «ИнжеНЭТИк-2»

    г. Барабинск, МБОУ СОШ № 93, команда "Кипящий лёд-2"

    г. Новосибирск, МБОУ Гимназия №4, команда "Бобёр"

    г. Новокузнецк, МБНОУ «Лицей №84 им. В.А. Власова», команда «Лицей №84»

    г. Новосибирск, МАОУ ОЦ "Горностай", команда "Фобос"

    Поздравляем победителей и призеров Сибирского открытого Турнира юных физиков -2018 и ждем на Всероссийском Турнире юных физиков, который в этом году будет проходить с 25 по 31 марта 2018 года в Новосибирске, на базе СУНЦ НГУ.