7.09 11 что произошло. Катастрофа самолета Як‑42 с ХК "Локомотив" в Ярославской области

Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года авиакатастрофа международного чартерного рейса номер AKY-9633, перевозившего команду хоккейного клуба«Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск.

Чартерный рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис» на самолёте Як-42Д, регистрационный номер RA-42434. В 15:58:36, в простых метеоусловиях, самолёт начал разбег на взлётно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, взлёт произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. Полёт длился несколько секунд; самолёт набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с препятствиями и ударился о землю на берегу рекиТуношонки, недалеко от её впадения в Волгу, и разрушился.

Выжил один человек: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека. В связи с гибелью основного состава команда «Локомотив» (Ярославль) прекратила выступления в высшей профессиональной лиге — Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) — в сезоне 2011—2012.

Официальное расследование катастрофы провёл Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило и ряд способствовавших катастрофе факторов.

Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233° в простых метеоусловиях (ветер северный 360° 3 м/с, видимость 10 км, облачность значительная слоисто-кучевая с высотой нижней границы 1 000 м, температура воздуха +18 °C). Фактический отрыв самолёта произошёл с поверхности грунта на удалении 400 метров от торца взлётно-посадочной полосы (ВПП), за её пределами; максимальная высота, которую набрал самолёт — 5—6 метров. Самолёт столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 м от торца ВПП и имеющей высоту около 3 м, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 м от торца ВПП, а основная часть фрагментов самолёта разбросана на расстоянии 800—900 м от торца ВПП.

Всего в самолёте находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. 43 человека погибли сразу (39 человек от мгновенных механических повреждений тела, 3 человека из-за утопления, 1 из-за термических повреждений тела). Хоккеист Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов были госпитализированы. Оба после крушения самолёта оказались в реке. Хоккеиста подобрал наряд отряда особого назначения при УТ по СЗФО МВД; Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолёта и назвал свою фамилию сотрудникам полиции. Позже Галимов скончался в НИИ им. Вишневского. Сизова, который также в первые минуты после катастрофы был в сознании, забрал автомобиль «скорой помощи».

Матч на Кубок открытия КХЛ, проходивший 7 сентября в Уфе между командой-чемпионом «Салават Юлаев» и «Атлантом», занявшим в прошлом году второе место, после получения информации о трагедии в Ярославле был остановлен, а затем и отменён. 12 сентября эти же команды разыграли трофей под новым названием — Кубок «Локомотива».

В ликвидации последствий катастрофы участвовали 44 единицы спецтехники и 103 человека, в том числе специалисты Главного управления МЧС РФ. Все тела жертв катастрофы были найдены к утру 8 сентября.

У компании «Як-Сервис» имеется в наличии семь самолётов (типов Як-40 и Як-42Д). Самолёт с бортовым номером RA-42434 совершил первый полёт в1993 году, имел общий налёт около 6500 ч (что в 2 раза меньше назначенного ресурса в 12000 ч), принадлежал авиакомпании «Протон» Космического центра имени Хруничева, у которого и был взят в лизинг авиакомпанией «Як-Сервис». До «Як-Сервис» самолёт использовался также в авиакомпаниях Орел Авиа (Универсал), Быково Авиа, Аэро Рент. Срок действия сертификата лётной годности самолёта истекал 1 октября 2013 года. Самолёт прошёл плановое техническое обслуживание 16 августа 2011 года в Казани.

Командир экипажа самолёта RA-42434 имел общий налёт 6954 ч, из них на Як-42 1312 ч (в качестве командира 686 ч), второй пилот — общий налёт 13492 ч, из них на Як-42 613 ч.

Александр Галимов, после катастрофы госпитализированный в крайне тяжёлом состоянии с ожогами, по разным данным, восьмидесяти или девяноста процентов тела, умер 12 сентября.

При опознании тел погибших мать Сергея Остапчука была близка к сердечному приступу.. Некоторые СМИ распространили сообщение о её смерти, но эта информация была опровергнута.

Юрий Урычев не мог сыграть в Минске из-за травмы и дисквалификации, но тем не менее решил присоединиться к летевшей в Минск команде, желая поддержать партнёров. Вместо Александра Калянина на матч должен был лететь другой нападающий — Максим Зюзякин, но незадолго до рейса выяснилось, что Калянин оправился от травмы, и Зюзякина решили не брать на матч.

Александр Сизов госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной клетки. Первоначально его поместили в ярославскую больницу имени Соловьёва, главный врач которой утром 8 сентября оценил состояние Сизова как стабильно тяжёлое. В тот же день Сизова и второго выжившего — Александра Галимова перевезли в Москву на самолёте МЧС России. Сизова поместили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. 12 сентября департамент здравоохранения Москвы сообщил, что жизнь Сизова вне опасности и он был переведён из реанимации в обычную палату института. Планируется, что Сизов получит единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей.

Вечером 7 сентября в Ярославле прошла поминальная акция в честь погибших: люди собрались возле культурно-спортивного комплекса «Арена 2000», многие принесли цветы и свечи. По оценке одного из очевидцев, количество собравшихся составило от 10 до 12 тысяч человек. В число возложивших цветы к импровизированному мемориалу вошёл президент Татарстана Рустам Минниханов, участник Мирового политического форума. Похожие массовые акции состоялись вМинске, куда направлялся «Локомотив» (Белоруссию в клубе представляли игроки Руслан Салей и Сергей Остапчук, а также тренер по физической подготовке Николай Кривоносов), Праге (оплакивали Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека), Риге (почтили память Карлиса Скрастиньша), словацком Тренчине (в местном клубе «Дукла» два сезона провёл Павол Демитра).

Президент РФ Дмитрий Медведев предложил радикально уменьшить количество авиакомпаний, при этом особенно подчеркнул, что решение не касается случившейся трагедии и, что слияния и ликвидации компаний, парк которых не превышает 20 самолётов, должны пройти в самое ближайшее время.. Эксперты полагают, что такое решение приведет к исчезновению бюджетных авиакомпаний и, соответственно, к увеличению стоимости перелетов в будущем. Также Президент высказался в пользу закупки зарубежных самолётов, даже в ущерб отечественному производителю.

Старт чемпионата Континентальной хоккейной лиги 2011/2012 годов был перенесён на 12 сентября. До этого телеканал КХЛ-ТВ повторно транслировал матчи «Локомотива» двух предыдущих сезонов. Также канал провёл прямую трансляцию «Вечера-реквиема» по погибшим в катастрофе, который состоялся в Минске вечером 8 сентября.

9 сентября началась выплата страховых компенсаций семьям погибших пассажиров самолёта. Размер страхового возмещения составит 2 025 000 рублей за каждого погибшего. Кроме того, семьи погибших должны получить по 300 тысяч рублей из бюджета Ярославской области и по 150 тысяч рублей — из бюджета Ярославля.

10 сентября в комплексе «Арена 2000» прошла церемония прощания с погибшими, на которой присутствовало около 100 тысяч человек. В этот же день на «Арене Омск» состоялась церемония прощания с погибшим вратарём Александром Вьюхиным, проведшим десять лет в омском клубе «Авангард». Его похоронили рядом с другим хоккеистом —Алексеем Черепановым, который, также будучи игроком «Авангарда», скончался в 2008 году от остановки сердца во время матча. Губернатор Омской области Леонид Полежаевпообещал оказать материальную помощь семье Вьюхина и за счёт бюджета установить памятник на его могиле.

11 сентября на Староместской площади Праги прошла церемония прощания с Карелом Рахунеком, Яном Мареком и Йозефом Вашичеком. Председатель Чешского хоккейного союза Томаш Крал сообщил, что игровые номера 4, 15 и 63, под которыми они выступали в сборной Чехии, будут закреплены за ними навечно.

На месте авиакатастрофы планируется установить мемориал в честь погибших.

Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк заявил, что сборная России больше не будет пользоваться самолётами Як-42.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и болельщикам хоккеистов, погибших при крушении самолёта, и изменил программу участия в Мировом политическом форуме. Утром 8 сентября Медведев в сопровождении губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова посетил место катастрофы и возложил цветы на берегу реки Туношонки, рядом с фрагментами разбившегося самолёта. Позже на совещании с участием Медведева Вахруков заявил, что семьи погибших игроков получат «очень значительные выплаты по контрактным обязательствам», а также, что большое количество клубов изъявило желание помочь ярославскому «Локомотиву» и более 30 хоккеистов готовы перейти в «Локомотив», чтобы заменить погибших в его составе. 12 сентября Дмитрий Медведев провёл совещание с участием президента «Локомотива» Юрия Яковлева, министра спорта Виталия Мутко, губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина и руководителей КХЛ иФХР, посвящённое дальнейшей судьбе ярославского «Локомотива».

В связи с авиакатастрофой соболезнования высказали президент Белоруссии Александр Лукашенко, председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин, президентУкраины Виктор Янукович президент Республики Польша Бронислав Коморовский, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Александр Лукашенко принял участие в вечере-реквиеме, состоявшемся 8 сентября в «Минск-Арене».

Фото:

Восемь лет прошло с момента страшной авиакатастрофы в поселке Туношна под Ярославлем. 7 сентября 2011 года ЯК-42, на борту которого помимо экипажа были тренеры и игроки хоккейной команды «Локомотив», потерпел крушение при взлете. Но, как бы ни было тяжело, в тот день мы внимательно следили за появляющейся информацией с места трагедии. Через год после катастрофы главный специалист-эксперт Культурного центра управления МВД России по Ярославской области Александр Шиханов (на тот момент он руководил пресс-службой областной полиции) опубликовал хронику, как этот день прошел у него - он был одним из тех, кого пустили на место крушения. Публикуем сегодня эту хронику:

7 сентября 2011 года начиналось хорошо. В Ярославле в этот день официально открывался Международный политический форум под патронажем президента России. Большинство участников форума приехали и прилетели в Ярославль накануне, и уже с утра в «Арене-2000» стартовали выступления политиков и дискуссии. Мы провели пресс-конференцию начальника УМВД, посвященную охране правопорядка во время проведения форума, подготовили статьи в СМИ, сюжеты на телевидении. Единственное, что оставалось сделать, - подготовить публикации о работе полиции непосредственно на форуме. Вместе с коллегой Антоном Смирновым отправились в «Арену». Сделали несколько фотографий полицейских около «Арены-2000», сняли видео. Время пролетело быстро.

Где-то после 14:00 я решил поехать в УМВД. Была прекрасная погода, ярко светило солнце. Идя по Институтской улице вверх к Московскому проспекту, я встретил коммерческого директора «Локомотива» Евгения Чуева. Мы обменялись с ним несколькими словами о форуме и о перспективах «Локомотива» в начинающемся сезоне. Помню ощущение радости и покоя, которое было у меня тогда.

В служебном кабинете, как всегда, закрутились дела. Время на работе летит быстро. В начале пятого часа раздался телефонный звонок, который резко разделил весь этот день, да и жизнь, на до и после.

16:02
Падение самолета Як-42 около аэропорта Туношна.

Звонил корреспондент телеканала НТМ Сережа Афоничев. Он спросил у меня, правда ли, что в Туношне упал самолет, на котором вроде бы летел «Локомотив». Первая реакция - неверие. У нас в Ярославле? Упал самолет? Не может быть. Да еще чтобы с «Локомотивом»?! Звоню в дежурку.

16:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступило сообщение о том, что при взлете из аэропорта Туношна упал самолет Як-42.

Дежурный говорит, что в Туношне действительно упал самолет. Был ли там «Локомотив», пока неизвестно. Нет информации и о пострадавших в катастрофе.

16:15
О чрезвычайном происшествии доложено первому заместителю министра внутренних дел Горовому, руководству правоохранительных органов по Ярославской области.

16:17
О чрезвычайном происшествии доложено в дежурную часть МВД России.

Принимаем решение ехать в Туношну. Едем вместе с Антоном. Он за рулем, я на телефоне. Постоянно идут звонки. Определенности никакой. Докладываю о случившемся в управление общественных связей МВД России. Говорю, что пока подробностей нет, что доложу позже.

Созваниваюсь с управлением коммуникации и общественных связей правительства области. Они пока тоже не владеют информацией. Едем вместе с несколькими машинами скорой помощи. Явно превышаем скорость, но сотрудники ДПС, которые в тот день были на всем протяжении пути от центра до аэропорта, только провожают нас взглядом.

16:20
Дежурный по УМВД в телефонной беседе с начальником службы авиационной безопасности уточняют обстоятельства падения самолета Як-42 и количество пассажиров и членов экипажа.

Аэропорт находится в трех километрах за поселком Туношна. Почти пролетаем через поселок, когда нас тормозит инспектор ДПС и говорит, что надо ехать в сторону Волги через поселок - самолет упал там.

Поворачиваем неподалеку от туношенской школы и едем вглубь поселка, мимо церкви. Останавливаемся около какого-то двухэтажного нежилого здания. Дальше проехать нельзя: в оцеплении стоят сотрудники полиции. Берем фотоаппарат, камеру и идем пешком между каких-то заборов и огородов.

16:25
В аэропорт Туношна направлены сотрудники отряда особого назначения, вневедомственной охраны, кинологи, следственно-оперативные группы.

16:30
На место происшествия направлены 20 экспертов экспертно-криминалистического УМВД, взрывотехническая и пожарно-техническая лаборатория.

До места падения немногим менее километра. Дорожки узкие, разбитые. Приходим на место. Я делаю несколько фотографий, Антон снимает видео. На месте катастрофы работают спасатели МЧС, в оцеплении стоят сотрудники ОМОН. Они прибыли сюда из аэропорта и сразу же оцепили территорию.

До крайних домов поселка буквально метров 50. Помню, еще подумал, что падающий самолет чудом не задел дома. Всё место падения самолета дымится, перепахано, везде валяются обломки. Часть осколков лежит на фундаменте строящегося дома. Хвост самолета - в воде реки Туношонки, и пожарные еще заливают на нем огонь. Чуть выше по берегу лежат обломки носовой части. Крупные части самолета раскиданы на протяжении около ста метров. Ближе к аэропорту на пригорке видна береза, буквально срезанная крылом самолета при падении, и покосившийся столб линии электропередачи, похожий на обгоревший крест. Под пригорком, в лощине, по которой в Туношонку течет ручей, лежат еще обломки.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

16:45
Поднят в воздух находившийся в Ярославле вертолет МВД России.

16:50
На место происшествия направлены шесть медицинских экспертов, три катера, дополнительные наряды полицейских для второго кольца оцепления.

Телефон звонит не умолкая. Начинаю подтверждать факт катастрофы. Про погибших и раненых еще ничего неизвестно. На месте сотрудники МЧС организовывают оперативный штаб, тут же уже находится начальник главного управления МЧС России по Ярославской области генерал Павел Барышев.

По Туношонке и Волге передвигаются катера МЧС и милиции. Среди обломков снуют спасатели и сотрудники органов внутренних дел. Обнаруженные тела погибших относят в ложбинку чуть в стороне от места падения. Там лежит около десяти человек. Тела почти не повреждены, на них только белье и носки - вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела.

Смотреть на них почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие - молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные. Лица не узнаются под слоем копоти.

Тут и там среди обломков видны белые хоккейные свитера «Локомотива». Кажется, что они просто вылетели из сумок спортсменов. Но немного походив по месту аварии, понимаю, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Есть сильно покалеченные, обгоревшие.

Заставляю себя загнать эмоции вглубь, отрешиться от увиденного. Не сейчас. Сейчас - работа.

Понимаю, что вскоре к месту катастрофы приедут журналисты. Прошу командиров ОМОН не пускать никого за оцепление без меня. Созваниваюсь с девушками из отдела. Говорю, что факт катастрофы подтверждаем, но подробностей пока нет. Они говорят, что телефон разрывается, все ждут какого-нибудь официального сообщения. Договариваемся, чтобы они говорили, что скоро состоится брифинг, на котором будет озвучена первоначальная версия катастрофы. Я знаю, что это необходимо делать, и готов убеждать руководство, что медлить с этим нельзя.

Конечно, авиакатастрофа далека от моей компетенции. Расследовать аварию будет Следственный комитет и специальные комиссии. Но дело не в этом. «Локомотив» очень важен для Ярославля. После катастрофы возникнут разные слухи, люди могут выйти на улицы, что приведет к непредсказуемым последствиям, особенно во время проведения международного форума, когда в городе много иностранных делегаций. Чем быстрее довести правдивую информацию, тем меньше будет слухов, и тем легче будет обеспечивать правопорядок. Примерно так думал я в то время. Так я продолжаю думать и сейчас.

16:57
Первый заместитель министра внутренних дел А. В. Горовой, начальник УМВД России по Ярославской области Н. И. Трифонов прибыли в аэропорт Туношна. Кроме этого на место происшествия выезжали губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, руководитель СУ СК России по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.

17:00
О чрезвычайной ситуации доложено министру внутренних дел Российской Федерации.

В оперативном штабе рядом с местом катастрофы становится все больше людей. Из «Арены-2000» приезжают представители администрации президента. Полного понимания происходящего еще нет ни у кого. Но версия о теракте отпадает практически сразу. Очевидно, что причины аварии в другом.

Вместе с губернатором приезжает руководитель управления коммуникации и общественных связей правительства области Ольга Александровна Лилеева. Отходим с ней в сторону, и я говорю, что надо быстрее проводить брифинг, чтобы через журналистов довести до людей информацию о происходящем. Она обещает поговорить с губернатором.

По рации от границы оцепления, где мы с Антоном оставили машину, сообщают, что подъехало несколько телевизионных съемочных групп. Время спрессовывается, всем телом чувствую, что надо быстрее принимать решение. Готов сам выйти к журналистам и рассказать им о происходящем на месте катастрофы. Но все-таки сейчас это должен сделать не я.

17:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступила информация из главного управления МЧС России по Ярославской области о том, что в самолете летели 37 человек, обнаружено 22 трупа.

В оперативном штабе после долгих обсуждений решают, что брифинг должен проводить губернатор Сергей Алексеевич Вахруков - высшее должностное лицо Ярославской области. Договариваемся с Ольгой Александровной, что она выведет губернатора за внутреннюю линию оцепления, где прямо на дороге он будет ждать СМИ, а мы с Антоном приведем журналистов.

Выходим за натянутые красно-белые сигнальные ленты. Около наряда ОМОН стоит высокий мужчина в темно-синей майке и, держась руками за голову, смотрит в сторону обломков. Знакомые омоновцы говорят, что это отец Галимова. В момент аварии он был на даче у друзей неподалеку от Туношны, и, услышав о трагедии, сразу же прибежал сюда.

Идем к внешней линии оцепления. Пока идем, видим съемочные группы ярославских телеканалов. Местные журналисты сумели просочиться через неплотную еще внешнюю линию оцепления и огородами пробраться почти к внутренней линии, которую держит ОМОН.

Особенно запомнился один журналист, высокий парень, который, неумело пригибаясь, пытался незаметно пробраться вдоль довольно редкого штакетника. На его лице ужас от осознания катастрофы мешался с почти шакальей радостью от того, как близко он подобрался к цели. Видеть его было неприятно.

Объяснили, что лучше выйти на дорогу, где вскоре будет брифинг губернатора, что к самому месту все равно сейчас никого не пропустят, потому что это может помешать разбору обломков и проведению начавшихся уже следственных действий.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

17:20
Для действий на месте чрезвычайной ситуации развернута группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области - 518 человек, 58 единиц техники. Кроме этого для оцепления территории крушения самолета и проведения первоначальных оперативно-следственных действий направлено 117 сотрудников полиции Северного линейного управления МВД России на транспорте. Организовано двойное оцепление места чрезвычайной ситуации, исключено движение постороннего автотранспорта, обеспечен общественный порядок и оказана помощь в проведении неотложных аварийно-спасательных работ.

У внешней линии оцепления скопились не менее 60 журналистов. Многие из тех, кто работал на международном форуме, уже приехали в Туношну. Недалеко, а тема настолько горячая, что аж брызжет. Съемочные группы из Японии, Швеции, Польши, Великобритании. Много москвичей практически из всех ведущих изданий. И, конечно, наши ярославские газетчики и фотографы.

Объяснил, что сейчас состоится брифинг губернатора Ярославской области, на котором будет доведена вся известная на этот момент информация. Кроме того обещал, что операторы и фотографы смогут хотя бы издали заснять место крушения (по дороге присмотрел точку за внутренним кольцом оцепления, с которой был виден хвост самолета, лежащий в воде, и часть берега с обломками).

Как ни удивительно, но тут начались препятствия. Полиция, естественно, с моим сопровождением, журналистов пропустила, но на нашем пути стеной встал сотрудник МЧС, который непременно хотел, чтобы указание пропустить нас ему дал его непосредственный начальник. Потеряли минут семь, пытаясь вызвонить тех, кто мог скомандовать. Наконец вышли на губернатора, который попросил начальника управления МЧС дать указание пропустить журналистов.

17:25
Силами сотрудников ОМОН (Ярославль) взят под охрану морг, в котором планировалось помещать тела погибших.

Двинулись по дороге огромной толпой. Оглядываясь назад, я думаю, что это была достаточно сюрреалистичная картина - несколько десятков хорошо одетых людей (были ведь на паркетном мероприятии - международном политическом форуме) пробираются по разбитым дорогам среди заборов и огородов. Чувствовал себя Моисеем, выводящим евреев из Египта. Особенно когда промахнулись дорогой и пришлось разворачивать всю толпу обратно к нужному повороту.

Пока теряли время на переговоры с МЧС и блуждание по туношенским тропам, губернатор уже сделал заявление для трех ярославских каналов. Пришлось вновь убеждать его через Ольгу Лилееву, что нужно еще раз рассказать обо всем, что известно на эту минуту.

Журналисты быстро оцепили Сергея Вахрукова полукругом и начали задавать вопросы. Сергей Алексеевич подтвердил, что упал самолет с «Локомотивом», что в самолете были 37 человек пассажиров, что ведутся спасательные работы, что обнаружено 22 трупа, что практически исключена версия о теракте, что причины трагедии выясняются.

Брифинг занял около 7–9 минут. По его окончании мы с Антоном провели операторов и фотокорреспондентов на небольшой мысок на берегу Туношонки, с которого можно было снять следы аварии, не мешая работе спасателей и следователей. Практически все фотографии катастрофы, обошедшие мир в тот день, сделаны именно с этого места. Там виден лежащий в воде хвост, обломки на берегу и работающие специалисты.

19:00
Поступила информация о сборе в районе «Арены-2000» групп граждан, являющихся болельщиками хоккейного клуба «Локомотив» - более 500 человек.

19:05
В район «Арены-2000» с Волжской набережной передислоцирован 31 сотрудник Угличского отдела МВД России, 60 бойцов ОМОН.

После съемки мы с Антоном вновь организованно вывели всех журналистов за оцепление. Первая, самая важная информация была дана.

Мы решили поехать в Ярославль, к «Арене», чтобы оценить происходящее там и, если надо, подготовить информацию для СМИ. Проблема заключалась в том, что «Арена-2000» в связи с проведением международного политического форума была оцеплена сотрудниками органов внутренних дел и ФСО, и я опасался, что там могут возникнуть конфликты.

По дороге заехали ко мне домой, взяли моих жену и сына. Они тоже хотели побывать у «Арены», куда сердцем устремились в тот вечер все ярославцы. Машину мы оставили у Институтской улицы, которая была перекрыта нарядами ГИБДД. Чтобы подойти к «Арене», надо было идти на улицу Гагарина. Жена хотела купить цветов, но в ларьках не было ничего - все цветы купили до нас. Люди шли нескончаемым потоком. Прошли вместе с ними до «Арены». Полицейские сняли турникеты со стороны улицы Гагарина, и ближняя к автобусной остановке стена комплекса стихийно стала стеной памяти.

Горы цветов, шарфы, хоккейные свитеры, рукописные плакаты, фотографии, горящие свечи. Практически нет пьяных. Много плачущих людей - мужчины, женщины. Горе объединило всех. Понимаю по настроению болельщиков, что инцидентов быть не должно.

Выходим из толпы. Жена с сыном идут домой, а мы с Антоном едем в УМВД. Надо делать информацию для нашего сайта.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

20:00
Поступила предварительная информация о пассажирах и членах экипажа, находившихся в самолете, потерпевшем крушение (45 человек). На месте происшествия обнаружено двое выживших: бортинженер самолета Александр Сизов и игрок «Локомотива» Александр Галимов, оба доставлены в больницу имени Соловьева в тяжелом состоянии.

В кабинете начинаю быстро делать текст для сайта. Я буду дополнять его до утра следующего дня. Уточняю всю известную информацию у дежурного, у коллег из МЧС и пишу.

20:45
С места крушения самолета начат вывоз тел погибших.

Первый вариант пресс-релиза появляется около девяти вечера. Я написал там всё, что было известно к тому времени о катастрофе, о работе полиции, выразил от лица УМВД соболезнования семьям погибших и попросил болельщиков не пытаться проникнуть на место аварии, чтобы не мешать работе спасателей и следователей.

Отправляю информацию в управление общественных связей МВД России, постоянно поддерживаю связь с начальником управления общественных связей.

В УМВД, несмотря на позднее время, людно. Около 22:00 первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой провел совещание с руководящим составом ярославских органов внутренних дел. Речь шла о подключении дополнительных резервов. Значительные силы задействовали для охраны правопорядка на форуме, а после катастрофы оперативная обстановка осложнилась.

20:55
Поступила информация о том, что ранее собравшаяся группа болельщиков ХК «Локомотив», возросшая до трех тысяч человек, предприняла попытку шествия по улицам Ярославля.

21:26
Колонна болельщиков «Локомотива» - около двух тысяч человек - от «Арены-2000» двинулась по проезжей части дороги по улице Гагарина к Московскому проспекту. В целях недопущения противоправных действий организовано сопровождение сотрудниками ОМОН и ППС, силами шести нарядов ГИБДД обеспечена безопасность дорожного движения.

Ближе к полуночи добавляю в текст абзац том, что морги и больница, в которой лежат Александр Сизов и Александр Галимов, находятся под охраной. Пишу о шествии болельщиков по Ярославлю. Пишу, что полиция понимает горе людей и не принимает к ним меры административного воздействия, а только обеспечивает порядок. Моя задача - дать понять читателям, что в этой ситуации (как и в большинстве других) полиция вместе с людьми.

Параллельно принимаю телефонные звонки. По рекомендации управления общественных связей МВД России звонят корреспонденты «Первого канала» и просят организовать им возможность прямого включения с места аварии. Вновь едем в Туношну.

Сотрудники ГИБДД пропускают машину «Первого канала» с «тарелкой» в поселок. Оцепление там усилено. У здания, где мы оставляли днем машину, организован контрольно-пропускной пункт. Там еще дежурят корреспонденты информационных агентств, фотокоры. Оставляем ПТС у оцепления и идем ближе к месту аварии: я, Антон, корреспондент и оператор «Первого канала» и еще один ярославский фотограф (думал, что события того дня никогда не изгладятся в памяти, а вот не помню, кто это был). Подсвечиваем дорогу камерным светом. По сравнению с тем, что было днем, дорога меняется на глазах: подвозят гравий, спрямляют повороты. Это необходимо для того, чтобы к месту аварии могла проехать тяжелая техника.

Доходим до внутренней линии оцепления. Немного снимаем работу следователей и спасателей. Она не прекращается и ночью. Рядом с местом развернуты палатки, поставлены фонари на мачтах, которые освещают место катастрофы.

0:30 8 сентября
Корреспондент выходит в прямой эфир и рассказывает о том, что происходит за его спиной. Эфир проходит без сбоев, и мы возвращаемся к нашим машинам. Начинается дождь. Прощаемся с журналистами и едем в город.

Немного поспав, еду на работу. За ночь обстановка изменилась мало. По городу почти до утра бродили группы болельщиков «Локомотива», на месте катастрофы работали следователи и спасатели.

10:00 8 сентября
Обнаружены тела 43 погибших пассажиров и членов экипажа самолета, потерпевшего крушение.

Командир рыбинского ОМОН Виктор Воронин рассказывает мне, что его сотрудники были одними из первых на месте падения самолета и отвезли в больницу Александра Галимова.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Вот этот пресс-релиз. Привожу его в том виде, в котором он был опубликован на сайте УМВД 8 сентября 2011 года:

07.09.2011 около 16.00 часов при взлете в аэропорте «Туношна», расположенном в Ярославском районе Ярославской области у деревни Бечевино, произошло крушение самолета «ЯК-42», принадлежащего авиакомпании «Як-сервис» (г. Москва), совершавшего рейс «Ярославль-Минск», на борту которого находился основной состав хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) в количестве 37 человек и 8 человек экипажа самолета.

После взлета самолет, не набрав высоты, дал крен, задел локатор и упал на землю за пределами аэропорта в районе реки Туношенки, в 200 метрах от впадения в реку Волга. При падении произошел взрыв, в результате которого отделилась хвостовая часть самолета, носовая часть разрушилась на небольшие фрагменты. Хвостовая часть упала в реку Туношенку, обломки передней части находятся на берегу.

Первыми на месте катастрофы оказались сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск), которые на катере патрулировали глиссадную зону. Они вытащили из воды одного пострадавшего. Второго вытащили сотрудники транспортной полиции.

Выжившие, бортинженер Сизов Александр, и игрок хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) Галимов Александр, доставлены в больницу им. Соловьева г. Ярославля в тяжёлом состоянии.

На место происшествия выезжали Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции А. В. Горовой, Губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, начальник УМВД России по Ярославской области генерал-майор полиции Н. И. Трифонов, начальник ГУ МЧС России по Ярославской области генерал-майор П. Ф. Барышев, руководитель СУ СК РФ по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.

По факту авиакатастрофы ярославским следственным отделом на транспорте Северо-Западного Следственного управления СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».

Для действий на месте происшествия задействована группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области в количестве более 500 человек.

Сотрудниками полиции произведено двойное оцепление места чрезвычайного происшествия, организовано дорожное движение, исключён допуск постороннего автотранспорта в район проведения специальных мероприятий, в полном объёме обеспечен общественный порядок.

На месте происшествия работала следственно-оперативная группа УМВД России по Ярославской области, оперативные группы ГУ МЧС России по Ярославской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и прокуратуры Ярославской области.

На базе ГУ МЧС России по Ярославской области создан Оперативный штаб.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Больница, где находятся 2-е пострадавших, а также морг находятся под круглосуточной охраной сотрудников полиции.

Произошедшие трагические события вызвали большой общественный резонанс. В период с 19.00 час. 07.09. до 01.00 час. 08.09.2011 на территории г. Ярославля стихийно собрались группы молодых людей общей численностью около 10 тысяч человек. Наибольшее количество болельщиков собралось у УКСК «Арена-2000-Локомотив» - более 5 тысяч человек, в районе Красной площади - 2 тысячи человек. В дальнейшем болельщики осуществили шествие по Московскому проспекту в направлении Красной площади.

Движение данных групп сопровождалось сотрудниками полиции, которыми осуществлялись профилактические беседы и информирование граждан о планируемых 08.09.2011 богослужениях в 10 храмах г. Ярославля и Ярославской области. Меры административного воздействия в отношении граждан не применялись.

Нарушений общественного порядка в областном центре и других городах области не допущено.

УМВД России по Ярославской области выражает соболезнования родным и близким погибших хоккеистов команды «Локомотив» и членов экипажа самолета.

Просим болельщиков хоккейного клуба не пытаться проникнуть на место авиакатастрофы, не мешать работе специалистов - экспертов и следователей.

Мы потрясены случившимся и скорбим вместе со всеми ярославцами.

Опять едем с Антоном Смирновым в Туношну. Место аварии должен посетить президент России Дмитрий Медведев.

На месте аварии всё уже не так, как накануне. Насколько видно из-за сигнальных лент (а за них нас уже не пустили следователи, которые взяли руководство в свои руки), там уже убраны многие обломки, нет, конечно, и тел погибших. Для возложения цветов приготовили небольшую площадку на берегу реки.

Ярославских журналистов, которые несколько часов ждали у полицейского оцепления, приехавшие сотрудники администрации президента посмотреть не пустили. С Дмитрием Медведевым приехал его пул - полтора десятка журналистов центральных изданий. Только они снимали возложение цветов и писали о нем.

Из Туношны едем в Ярославль. Догоняем машину «Городского телеканала». В ней, усталые, прямо на ходу спят и корреспондент, и оператор.

Телеканал «Россия» просит нас организовать интервью с рыбинскими омоновцами о вчерашнем дне. Интерес к этому велик. Решаем, что запишем рассказ полицейских и для себя, чтобы потом его использовать.

Едем на базу ярославского ОМОН в поселок Сокол, где квартируют рыбинцы. Там встречаемся с журналистами «России» и вместе с ними пишем 10-минутное интервью Дмитрия Коноплева и Олега Смирнова.

Вернувшись в УМВД, пишу пресс-релиз об этом и размещаю его на сайте:

Стали известны имена сотрудников полиции, которые первыми прибыли на место авиакатастрофы, в которой погибла команда «Локомотив», и оказали первую помощь пострадавшим.

Лейтенант полиции Дмитрий Коноплев и прапорщик полиции Олег Смирнов, сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск) несли службу на Волге в районе аэропорта «Туношна» на полицейском катере. В их задачу входила охрана водной части глиссадной зоны аэропорта.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

Около 16.00 полицейские увидели, как с полосы аэродрома пытается взлететь самолет. «Он еле оторвался от земли, зацепил локатор, ушел влево и за деревьями рухнул, - рассказывает Дмитрий. - Мы сразу снялись с якоря и поплыли к месту падения. До него от нас было не более 300 метров. Олег направлял катер, а я доложил руководству о катастрофе. Буквально через полторы минуты мы были на месте. Часть самолета лежала в воде, остальное горело на берегу. В воде по грудь к берегу пытался идти человек. Сначала мы решили, что это рыбак, который случайно оказался на месте аварии, но потом поняли, что это пострадавший».

Полицейские не могли сразу подвести катер к берегу (там было мелко). Они крикнули мужчине, чтобы тот прошел немного в сторону. В это время из обломков самолета показался мужчина в форме пилота. Он пытался за плечи вытащить другого мужчину, также в форме. Со стороны аэродрома к месту падения быстро подъехали находившееся там автомашины МЧС, полиции, «Скорой помощи». Они занялись мужчиной в форме. Александра Сизова вытащили из воды сотрудники транспортной полиции.

Сотрудники ООН УМВД вернулись к первому потерпевшему. Мужчина был в сознании, говорил и двигался уверенно, но сильно обгорел. Аккуратно полицейские помогли ему влезть в катер. «Он был сильно обожжен, - говорит Дмитрий Коноплев, - и мы даже не знали, как ему помочь, но потом подхватили за локти, запястья и втащили на борт. Он сильно мерз и просил укрыть его. Связавшись по телефону с медиками, мы отправились в Ярославль. Все время пути мы говорили с ним, чтобы не дать ему потерять сознание. Он вел себя очень мужественно, адекватно оценивал происходящее. Только перед погрузкой в "Скорую помощь " мы спросили его имя. "Братишки, я Галимов", - сказал он».

Дмитрий Коноплев и Олег Смирнов служат в органах внутренних дел около 10 лет. За это время в их службе были неоднократные командировки на Северный Кавказ, выполнение непростых задач в Ярославле и других регионах страны. Полицейские не видят в своем поступке ничего необычного. «Прежде всего мы должны оказать помощь людям», - говорят они.

Съемку рассказа просят несколько программ НТВ, «Первого канала», «России», канал «Звезда», кто-то еще. Заливаю видео на файлообменник. Тем, кто в Москве, отправляю ссылку, те, кто в Ярославле, приходят за видео с флешками. Удивило, что разные программы одного канала приходят ко мне друг за другом. Пояснили, что им так проще, чем пытаться взять видео у другой программы своего же канала.

9 сентября
В Ярославле состоялись похороны погибших членов хоккейной команды «Локомотив». Прощание состоялось в «Арене». Я был там, помогал сотрудникам управления коммуникации и общественных связей правительства области работать со СМИ. Мне пришлось сопровождать журналистов, решать вопросы с полицейским оцеплением, смотреть, чтобы корреспонденты не заходили за ограждение к родным погибших.

Потом я сопровождал министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, который, будучи большим любителем хоккея, приехал в Ярославль проститься с «Локомотивом».

В церемонии прощания с погибшими игроками и работниками хоккейного клуба «Локомотив» принял участие министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович прошел вместе с ярославцами по траурной ледовой площадке и возложил цветы к портретам хоккеистов и персонала команды.

«Катастрофа самолета, на котором летел "Локомотив", - трагедия для всего хоккейного мира, - сказал Р. Г. Нургалиев, - Я выражаю соболезнования родным и близким хоккеистов, работников клуба и экипажа самолета».

В тот день к «Арене» пришли не менее 100 тысяч человек. Люди часами стояли под дождем, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса. Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни.

Все дни после авиакатастрофы в Ярославле хмурое серое небо и дождь, природа плачет вместе с людьми. До сих пор невозможно избавиться от ощущения полной нереальности происходящего. Хочется проснуться... Но, к сожалению, это не сон... Больно, непоправимо... Горечь утраты невосполнима.

В Ярославле траур.

10 сентября
В «Арену-2000» более 100 тысяч человек пришли, чтобы проститься с погибшими.

С 8:30, несмотря на проливной дождь, люди нескончаемым потоком с цветами шли к «Арене» отдать последнюю дань уважения своим любимцам и разделить скорбь с родными и близкими погибших.

В церемонии прощания приняли участие председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев, многие другие официальные лица, известные спортсмены. Церемонию прощания пришлось продлить до 14:30 и все равно не все желающие смогли попасть в «Арену-2000».

14 членов команды «Локомотив» были погребены на Леонтьевском кладбище. Те, кто не смог попрощаться с погибшими в «Арене», возложили цветы на могилы спортсменов.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

В этот трагический день 10 сентября охрану общественного правопорядка в Ярославле осуществляли более 2500 сотрудников полиции. В том числе 30 специалистов-кинологов с собаками и более 500 сотрудников отрядов особого назначения.

Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области

В обеспечении правопорядка принимал участие вертолет К-229 авиационного отряда специального назначения ГУ МВД России по г. Москве. На борту вертолета имеется современный комплекс видеонаблюдения, картинка с которого в режиме реального времени передается на землю. Экипаж в составе двух человек осуществляет мониторинг обстановки, отслеживая происходящее в городе.

Сотрудники полиции вместе со всеми ярославцами тяжело переживают случившееся и скорбят о погибших хоккеистах, персонале команды и экипаже самолета. В эти дни они старались поддержать земляков. Меры административного воздействия к болельщикам, которые на улице выражали свои чувства, не применялись.

Нарушений общественного порядка не допущено. Траурный день прошел без происшествий.

На этой грустной ноте я и закончу рассказ о сентябре 2011 года. Иногда кажется, что это было только вчера, а иногда - что с тех пор прошло очень много времени. Что-то помнится, что-то забывается. Но наших ребят из «Локомотива» мы не забудем никогда.

Вспоминать об этом тяжело. Но судьбу не изменить. Шесть лет назад в 16.00 в берег реки Туношонка врезался авиалайнер Як-42Д. Так погибла хоккейная команда «Локомотив».

Тот день помню, как сейчас.

Сезон открывался в Уфе, где проходил матч за Кубок открытия между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». За час до игры состоялась пресс-конференция президента КХЛ и спонсоров. Настроение у всех было приподнятым, ведь мы собрались на праздник.
За четверть часа до вбрасывания разошлись по местам. Уткнулись в компьютеры…
И вдруг страшная новость начала расползаться как разлитые чернила на белом листе бумаги.

— Видели? Самолет с «Локомотивом» разбился…

— Да не может быть! Как…

— Вдруг ошибка? Кто-то запустил утку?

— Таких уток не бывает…

— Позвоните кому-нибудь из команды!

Но телефоны глухо молчали. А новости падали. Подробности, факты. Было очень больно.

«В 16.00 под Ярославлем, при взлете из аэропорта „Туношна“…»

Все это творилось в комнатке, где сидят комментаторы. А внизу на льду шла игра. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин красивым щелчком стрельнул от синей линии, забил первый гол сезона.

Там, за стеклом, еще кипела жизнь. Шел хоккей. Может, все-таки нас нелепо разыграли?
Но по трибунам уже пополз холодный шепот. Матч остановили. Возле лавочки хозяев появился бледный Александр Медведев. Никогда не забуду его речь. И представить не могу, как трудно было объявить об этом на весь мир.

— Сегодня произошло страшное горе. Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

Все внутри окончательно перевернулось, полетело куда-то вниз. Многие хоккеисты заплакали, как дети. Их увели в раздевалки.


Игроки «Атланта» поехали в церковь. У них разбился Ян Марек, выступавший в финале прошлого сезона. Так спешно перешел в «Локомотив», что ему не успели вручить серебряную медаль.

Рыдали шведы Фернхольм, Закриссон, Андерссон — погиб их друг Стефан Лив. Словак Радивоевич потерял Павола Демитру. Алексей Ковалев остался без Александра Карповцева, Игоря Королева. Константин Руденко играл за «Локомотив», но в межсезонье переехал в Мытищи. Это его спасло…

Страшно было в Уфе, а Ярославль вообще почернел от беды. Коллегам, кто оказался там, навсегда врезался в память проливной дождь глубокой ночью. И мигалки машин возле морга больницы имени Соловьева, куда привозили обгорелые тела игроков, которых доставали из реки. Шло опознание…

А рядом с «Ареной-2000» выросли холмы цветов. Фотографии ребят, пылающие свечи. Их не мог погасить никакой ливень.


Теплилась надежда, что останется в живых Александр Галимов. Ужасно обгорел, его пытались спасти врачи. Транспортировка в Москву. Но чуда не случилось. Саша ушел спустя пять дней…

Та авиакатастрофа зацепила всех, разломила расползающейся трещиной жизни семей, очень многих людей. В том самолете погибли граждане России, Беларуси, Украины, Швеции, Германии, Чехии, Словакии, Латвии, Канады. Девять стран. И всех объединило общее горе.

Нужно помнить 7 сентября. Вот так, в подробностях. Приезжать на Леонтьевское кладбище в Ярославль. В другие места, где ребята нашли свой последний покой.

Что мы сейчас им можем дать? Только память. И уважение. Так, я представить не могу, почему в Ярославле до сих пор не построена школа имени Ивана Ткаченко, над которой бедный отец капитана «Локомотива» бьется уже много лет. Итоги расследования, почему упал самолет, тоже вызывают вопросы. Трагедия обросла слухами, которые превратились в мифы. Но четкого ответа нет…

Живите ради живых. И не забывайте команду, разбившуюся на взлете в ту черную среду.

Вечная память.


«Локомотив"-2011

Вратари: Александр Вьюхин, Стефан Лив.

Защитники: Виталий Аникеенко, Михаил Баландин, Роберт Дитрих, Марат Калимулин, Карел Рахунек, Руслан Салей, Карлис Скрастиньш, Павел Траханов, Юрий Урычев, Максим Шувалов.

Форварды: Александр Васюнов, Йозеф Вашичек, Александр Галимов, Павол Демитра, Александр Калянин, Андрей Кирюхин, Никита Клюкин, Ян Марек, Сергей Остапчук, Павел Снурницын, Даниил Собченко, Иван Ткаченко, Геннадий Чурилов, Артем Ярчук.

Тренеры: Брэд Маккриммон, Александр Карповцев, Игорь Королев, Николай Кривоносов.

Персонал: Юрий Бахвалов, Александр Беляев, Андрей Зимин, Вячеслав Кузнецов, Евгений Куннов, Владимир Пискунов, Евгений Сидоров.

7 сентября 2011 года ярославский «Локомотив» направлялся в Минск на матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги с местным «Динамо». Игра, запланированная на 8 сентября, должна была стать для ярославцев первой в новом сезоне.

Самолет Як-42 выполнял взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Лайнер не смог набрать безопасную высоту (поднялся на 5−6 метров), врезался в антенну маяка в 435 метрах от взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. На борту самолета находились 45 человек, 43 погибли на месте.

В числе погибших были три белоруса: хоккеисты Руслан Салей и Сергей Остапчук , а также тренер по физподготовке Николай Кривоносов .

В минском издательстве «Медисонт» в сентябре 2012 года вышла книга спортивного журналиста Сергея Олехновича о белорусском хоккеисте Руслане Салее «Просто лучший. Simply the Best ». Правда, ее автор не дожил до выпуска произведения, покинув этот мир 27 июля 2012 года на 45-м году жизни. Он успел сдать книгу в печать и получить сигнальный экземпляр.

25 мая 2014 года во время ЧМ-2014 по хоккею в Минске бывший капитан сборной Беларуси Руслан Салей был (ИИХФ).

Сергея Остапчука и Николая Кривоносова похоронили 11 сентября 2011 года на Кальварийском кладбище столицы . В память о Сергее Остапчуке на его родине в Новополоцке ежегодно проводится юношеский хоккейный турнир.

В хвосте салона сидели 26-летний нападающий железнодорожников Александр Галимов и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов. Оба были не пристегнуты, и при крушении их выбросило в реку Туношонка. Когда спортсмена обнаружили, он был в сознании и смог назвать свое имя сотрудникам полиции. Его госпитализировали в НИИ имени А. В. Вишневского с ожогами 90 процентов тела. Через пять дней он скончался.

Сизов был госпитализирован с ожогами 15 процентов тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. В день трагедии его вместе с Галимовым перевезли в Москву на самолете МЧС. В НИИ скорой помощи имени Склифосовского пострадавшего ввели в медикаментозный сон, чтобы он избежал шокового состояния. Сизов поправился и работал после этого авиатехником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском.

«Локомотив» был вынужден провести один сезон в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), после чего вернулся в КХЛ.

"Локомотив" летел в Минск на матч с местным "Динамо", который должен был состояться в четверг в рамках первого тура чемпионата Континентальной хоккейной лиги. Всего на борту находилось 45 человек. Спастись удалось бортпроводнику Александру Сизову и хоккеисту Александру Галимову. Через несколькочасов в СМИ появилась информация, что Галимов скончался в реанимации, однако позже ее опровергли медики.

Выживший в авиакатастрофе нападающий Александр Галимов.

Як-42 принадлежал авиакомпании "Як Сервис". Катастрофа произошло рядом с аэропортом Туношна. Как сообщили в Росавиации, по одной из версий, Як-42 разбился из-за столкновения с антенной маяка, находящейся за пределами взлетно-посадочной полосы. По неизвестным пока причинам воздушное судно не смогло набрать безопасную высоту при взлете, что и привело к столкновению. В итоге самолет развалился на две части, одна из которых рухнула в Волгу.





Об авиакатастрофе уже доложено премьеру Владимиру Путину, который отправил на место крушения самолета главу Минтранса Игоря Левитина. Также на место ЧП направилось руководство ФК "Локомотив", в том числе и генеральный менеджер железнодорожников Юрий Лукин.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 263 УК России - "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".

Ярославский "Локомотив" - один из самых титулованных хоккейных клубов в новейшей истории России. Основан в 1959 году под названием "Торпедо", под которым и выступал до 2000 года, пока не был взят под крыло ОАО "РЖД".

Достижения: чемпион России - 1996/1997, 2001/2002, 2002/2003; серебряный призер чемпионата России - 2007/2008; серебряный призер чемпионата КХЛ - 2008/2009; бронзовый призер чемпионата России - 1997/1998, 1998/1999, 2004/2005; бронзовый призер чемпионата КХЛ - 2010/2011.

Победы в предсезонных турнирах: Мемориал Беляева - 1996; Мемориал Ромазана - 1998, 2000, 2001; Кубок президента Республики Башкортостан - 2002, 2004; Кубок Паюлахти - 2002; Кубок Латвийских железных дорог - 2010, 2011.

Серебряный призер розыгрыша Континентального Кубка - 2003.

Бронзовый призер Кубка Шпенглера - 2003.

Участник (4-е место) финального турнира розыгрыша Евролиги - 1998.

Успехи связаны, прежде всего, с именами российских тренеров Владимира Юрзинова и Петра Воробьева, а также чешского специалиста Владимира Вуйтека, уволенного в апреле нынешнего года по причине невыполнения поставленной задачи.

В мае руководство клуба "подписало" известного канадского тренера Брэда Маккриммона. В заявке команды - 26 игроков, включая вратарей. В основном - это граждане России, но есть также шведы, чехи, словаки, немец, латыш.

Главные звезды "Локомотива"

Ян Марек. Крайний нападающий. Выступал за сборную Чехии. Играл в России с 2003 года. Выступал за команды "Металлург" (Магнитогорск), московский ЦСКА и подмосковный "Атлант". Ярославский "Локомотив" стал его последним клубом.

Карел Рахунек. Защитник. Выступал за сборную Чехии. Стал чемпионом мира в 2010 году, забросив одну из двух шайб в ворота сборной России в финале турнира в Германии. Становился чемпионом России вместе с "Локомотивом" в сезоне 2002/2003.

Йозеф Вашичек. Центральный нападающий. Выступал за сборную Чехии, в составе которой стал чемпионом мира в 2005 году. Также стал обладателем Кубка Стэнли, играя в команде "Каролина Харрикейнз".

Павол Демитра. Выступал за сборную Словакии. Бронзовый призер чемпионата мира-2003. Принимал участие в трех Олимпиадах (2002, 2006 и 2010). В 2010 году занял со сборной Словакии 4-е место на Олимпийских играх в Ванкувере.

Стефан Лив. Вратарь. Выступал за сборную Швеции. Лучший игрок шведской Элитсерии 2008.

Александр Васюнов. В 2011 году перебрался из клуба НХЛ "Нью-Джерси Девилз" в "Локомотив".

Роберт Дитрих. Участник чемпионатов мира 2007, 2010 и 2011 в составе сборной Германии.

Марат Калимулин. В составе молодежной сборной России выиграл бронзовые медали чемпионата мира 2008.

Александр Калянин. Победитель Кубка Первого канала в составе сборной России.

Андрей Кирюхин. Серебряный призер молодежного чемпионата мира 2007.

Никита Клюкин. Чемпион мира среди юниоров 2007. Бронзовый призер молодежного чемпионата мира 2008.

Руслан Салей. Выступал за сборную Белоруссии. Финалист Кубка Стэнли-2003 в составе команды "Анахайм Дакс". Заслуженный мастер спорта Белоруссии.

Карлис Скрастиньш. Выступал за сборную Латвии. С 1998 по 2011 годы играл в НХЛ за команды "Нэшвилл предаторз", "Колорадо Эвеланш", "Флорида Пантерз" и "Даллас Старз". Из НХЛ приехал в "Локомотив".

Даниил Собченко. Чемпион мира 2011 в составе молодежной сборной.

Иван Ткаченко. Серебряный призер чемпионата мира 2002, чемпион России 2002 и 2003.

Павел Траханов. Чемпион Европы-1996 среди юниоров.

Геннадий Чурилов. Серебряный призер молодежного чемпионата мира для игроков не старше 20 лет 2006, 2007.

Главный тренер команды: канадец Брэд Маккриммон. Он руководил командами НХЛ "Нью-Йорк Айлендерз", "Калгари Флэймз", "Атланта Трэшерз", "Детройт Ред Уинг". "Локомотив" возглавил в 2011 году.

Список погибших

Пассажиры:

Аникеенко Виталий Сергеевич
Бахвалов Юрий Алексеевич
Беляев Александр Владимирович
Баландин Михаил Юрьевич
Васюнов Александр Сергеевич
Вашичек Йозеф
Вьюхин Александр Евгеньевич
Дитрих Роберт Генрихович
Демитра Павол
Зимин Андрей Валерьевич
Калимулин Марат Натфуллович
Карповцев Александр Георгиевич
Калянин Александр Игоревич
Кирюхин Андрей Анатольевич
Клюкин Никита Сергеевич
Королёв Игорь Борисович
Кривоносов Николай Иванович
Куннов Евгений Геннадьевич
Кузнецов Вячеслав Михайлович
Лив Стефан Даниэль Патрик
Марек Ян
МакКриммон Брэд Байрон
Остапчук Сергей Игоревич
Пискунов Владимир Леонидович
Рахунек Карел
Сидоров Евгений Владимирович
Скрастиньш Карлис Мартинович
Снурницын Павел Сергеевич
Собченко Даниил Евгеньевич
Ткаченко Иван Леонидович
Траханов Павел Сергеевич
Урычев Юрий Олегович
Чурилов Геннадий Станиславович
Шувалов Максим Алексеевич
Ярчук Артём Николаевич

Соломенцев Андрей Анатольевич, командир
Живелов Игорь Константинович, 2-й пилот
Журавлёв Сергей Васильевич, бортмеханик
Сарматова Елена Александровна, бортпроводник
Максумова Надежда Мурзафаровна, бортпроводник
Шавина Елена Михайловна, бортпроводник
Матюшин Владимир Юрьевич, бортмеханик

Выжившие:

Сизов Александр Борисович, бортпроводник
Галимов Александр Саидгереевич, хоккеист

Неизвестна судьба еще одного хоккеиста "Локомотива" Руслана Салея. СМИ написали, что в самолете его не было, якобы, Салей ждал команду в Минске. Позже МЧС сообщило, что хоккеист числится в списке погибших. В опубликованных списках фамилия Салей не значится.

Авиакатастрофы, в которых погибали спортсмены

Одной из самых трагичных стала авиакатастрофа в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день столкнулись два рейсовых пассажирских самолета Ту-134. В одном из них из Ташкента на матч чемпионата СССР в Минск летела команда "Пахтакор". Вместе с 17 членами клуба в той авиакатастрофе погибли 172 человека.

Еще одна авиакататсрофа унесла жизни 11 талантливейших хоккеистов ЦСК ВВС, их тренера, врача и массажиста. 7 января 1950 года в свердловском аэропорту "Кольцово" потерпел крушение самолёт "Ли-2" ("Дуглас"), на котором хоккеисты вылетели в Челябинск на матч с командой "Дзержинец" (нынешний "Трактор"). Жив остался лишь опоздавший на рейс Всеволод Бобров. Команду ЦСК ВВС собирал сам Василий Сталин.

6 февраля 1958 года в авиакатастрофе погибли 8 футболистов "Манчестер Юнайтед", 3 руководителя команды, 8 журналистов и 2 члена экипажа.

Уже в 2006 году в результате крушения А310 в Иркутске погиб генеральный директор московского хоккейного клуба "Спартак" Вадим Мельков. На должность гендиректора клуба он был назначен за месяц до гибели.

В результате авиакатастрофы в 2011 году под Петрозаводском погиб судья ФИФА Владимир Петтай. Его последний матч национального уровня в качестве судьи стал сотым в карьере, и он смог стать 22-м "сотником" чемпионатов России. Это была игра 13-го тура российского чемпионата между "Рубином" и "Динамо".

Что такое Як-42

Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены Ту-134. Первый полет состоялся в марте 1975 года. Начало эксплуатации - 22 декабря 1980 года. Производился по 2002 год. Всего произведено 188 самолетов. Крейсерская скорость - 810 км/ч. Дальность полета - 2900 км. Число пассажиров - 120.

На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.

По данным на 7 сентября 2011 года, было потеряно 9 самолетов типа Як-42, погибло 562 человека.

Всем, кто хоть иногда одним глазом смотрит матчи Континентальной хоккейной лиги, не надо объяснять, что за дата такая - 7 сентября 2011 года. В этот день в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив» . Весь, в один миг. Як-42, на котором команда отправлялась в Минск , выкатился за пределы ВПП, попытался взлететь с грунта, столкнулся с радиомаяком и рухнул. 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа - погибли.

С тех пор 7 сентября стал мемориалом в память о разбившейся команде. В КХЛ действовал закон - не назначать на этот день матчей. Никогда, что бы не случилось, какие бы не приходилось неудобства терпеть другим клубам, жизнь в лиге замирала. 7 сентября в хоккее был днем настоящей тишины. Грустная традиция, в чем-то даже страшная. Но она хотя бы на один день напоминала, что есть более важные вещи, чем хоккей. Да и как-то неуместно было в эту дату устраивать шоу, которым по определению должен быть любой хоккейный матч.

Человечности в КХЛ хватило только на 6 лет. Сухой расчет хоккейных менеджеров, которым непременно нужен каждый день календаря, оказался сильнее эмоций. 7-го сентября 2018 года впервые поле трагедии Континентальная хоккейная лига проводит матчи, причем целых 6. Возможно, в этом нет ничего страшного. Первая боль того чудовищного кошмара затихла, жизнь продолжается, и с каждым годом все меньше и меньше вспоминают погибший клуб.

Но как-то грустно, что 7 сентября в КХЛ превратился в обычную дату. Все-таки этот день памяти сейчас отняли не у того «Локомотива» - что им сейчас? Не у родственников погибших хоккеистов - для них это число в календаре останется черным навсегда, независимо от того, что думают в КХЛ. Мы его отняли у самих себя: оказалось, что целый день памяти - это слишком большая роскошь для бизнеса под названием хоккей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Очевидцы авиакатастрофы: «Лайнер горел еще в воздухе...»

Самолет Як-42, на борту которого была ярославская хоккейная команда «Локомотив», разбился вчера, едва успев подняться в воздух с взлетной полосы аэропорта «Туношна». Спортсмены летели чартерным рейсом на матч стартующего чемпионата КХЛ с минским «Динамо». На борту находился весь основной состав ярославцев - 35 человек, а также 8 членов экипажа

Прерванный полет

История отечественного хоккея, увы, состоит не только из побед, кубков и медалей. Случались и по-настоящему черные дни. Один из них - 7 сентября 2011 года, когда под Ярославлем разбился Як-42, на котором местный «Локомотив» летел на матч с минским «Динамо». Погибли 25 игроков (еще один хоккеист позже скончался в больнице) и 11 тренеров команды, по праву считавшейся одной из самых ярких в чемпионате. В живых остались лишь те, кто не полетел в Минск, - форвард Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен